СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечные вопросы в зарубежной литературе: Ги де Мопассан. Нравственные проблемы новеллы «Ожерелье».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия в удивительную, прекрасную страну, которая называется  Франция.

Просмотр содержимого документа
«Вечные вопросы в зарубежной литературе: Ги де Мопассан. Нравственные проблемы новеллы «Ожерелье».»



Тема: Вечные вопросы в зарубежной литературе: Ги де Мопассан. Нравственные проблемы новеллы «Ожерелье».

Цели:

- совершенствование навыков литературоведческого анализа текста на примере новеллы «Ожерелье».


Формировать УУД:

  • Личностные:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • Регулятивные:

 - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с выборочным чтением текста художественного произведения;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану;

  • Коммуникативные:

 - умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту;

  • Познавательные:

 - умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета.  

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять художественную деталь в произведении;

-  уметь выявлять смысловую и идейно-эмоциональную роль ключевых слов в произведении;  

- уметь оценивать поступки героев.

Личностные: уметь давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.

  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту.

  • Познавательные УУД: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета.


Задачи:

Обучающая:

  • уметь определять ключевые вопросы темы урока и выделять проблемные ситуации в теме;

  • уметь давать характеристику героев произведения.

Развивающая:

  • развивать коммуникативные компетенции учащихся в процессе обсуждения темы;

  • развивать память, мышление учащихся;

  • развивать навыки выразительного чтения в процессе ответа на вопросы.

Воспитательная:

воспитывать чувство меры при определении нравственных критериев жизненной философии и поступков героев.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

1. Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы с вами сделали обзор зарубежной литературы по направлениям: реализм, романтизм, символизм. Охарактеризуйте каждое направление, назовите представителей каждого направления.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня я предлагаю наш урок начать с небольшой виртуальной экскурсии в удивительную, прекрасную страну, которая называется Франция. Под музыку всемирно известной французской певицы Эдит Пиаф мы посетим с вами самые красивые места этой страны.

(Презентация)

- Как вы думаете, о писателе – представителе, какой страны пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? В каком литературном направлении он работал?



IV. Изучение нового материала.

  1. Вопросы:
          Какие новеллы и романы Мопассана вам знакомы?
    Какова в них нравственная позиция писателя?
    Что он осуждает в современном ему обществе?

- О жизни и творческом пути Мопассана расскажет Пустынникова Елизавета.

- Прослушав сведения о жизни и творчестве французского писателя, сделайте вывод о том, в каком жанре больше всего любил работать Мопассан? Из множества литературных терминов и понятий выберите только те, которые характерны для новеллы, самостоятельно сформулируйте определение новеллы.

     III.  Новелла «Ожерелье».

Вопросы и задания для выявления читательского восприятия.

- Вы прочитали новеллу. Какие проблемы автор затрагивает в новелле «Ожерелье»? (Мечта, богатство, нищета, любовь, счастье)

- Слово счастье – древнее философское понятие, многие философы пытались объяснить значение этого слова, но так и не пришли к единому мнению. Для кого-то счастье – это голубое небо с плывущими по нему облаками, для кого-то – это деньги, богатство, красивая ресторанная жизнь. Предлагаю вам высказывания о счастье великих людей, выберите эпиграф, который, на ваш взгляд, больше всего подходит к сегодняшнему уроку, попытайтесь доказать свой выбор.

- Композиция «Ожерелья» строится по классическому для новеллы принципу:

- экспозиция: знакомство с обстоятельствами жизни и характером главной героини госпожи Матильды Луазель;

- завязка: приглашение на бал, стремящаяся ко всему дорогому, великосветскому Матильда с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на бал;



- кульминация: возвращение героев домой, Матильда и её муж обнаруживают пропажу ожерелья;

- развязка: неожиданный финал: случайная встреча Матильды с госпожой Форестье на Елисейских полях.

- Экспозиция. Давайте познакомимся с главной героиней новеллы Матильдой Луазель. (Чтение начала произведения).

- Создайте словесный портрет Матильды.

Анализировать фрагмент, в основе которого диалог и динамика изменений внутреннего состояния героини.

- Завязка. (Инсценирование отрывка).

- Как вы думаете, о чём мечтает Матильда?

- Как относится к её мечте муж?

- Можно ли из этого эпизода сделать вывод о том, что муж искренне любит свою жену? Готов ли он ради неё отдать всё, что у него есть? А Матильда: любит ли она своего мужа?

- Я предлагаю приоткрыть завесу времени и перенестись на несколько мгновений на бал. (Звучит вальс 17 Шопена)

- Что испытывает на балу госпожа Луазель? Какое сравнение характеризует полностью её состояние?

- Почему описание бала, к которому так старательно готовилась героиня, занимает в новелле всего два абзаца?   

- А какие чувства испытывает её муж?

- Какой была Матильда на балу? Прав ли автор, утверждая, что «она была несчастна как женщина, созданная для иной среды»?


- Мы добрались с вами до кульминационного момента новеллы – это возвращение домой и обнаружение пропажи бриллиантового ожерелья.

- Как решили поступить герои, когда узнали, что ожерелье пропало бесследно? (Как честные люди)

- Какую проблему затрагивает в данном эпизоде Мопассан?

- Сколько стоило бриллиантовое ожерелье в ювелирном магазине? (40 тысяч франков)

- Что делал господин Луазель, чтобы заработать нужную сумму?

- Как изменилась госпожа Луазель, как она помогает своему мужу?

- Чем теперь занят день госпожи Луазель?

- Как такая жизнь повлияла на Матильда?

- Через сколько времени удалось выплатить долг господину и госпоже Луазель?

- Кино любят многие. Нас завораживает происходящее на экране. Мы навсегда влюбляемся в положительных героев и всей душой ненавидим отрицательных. Мы сразу запоминаем реплики и даже целые монологи персонажей любимых фильмов. Стоп-кадр — отличный способ задержать картинку не только на экране, но и в умах зрителей. Особенно эффектно этот прием смотрится в финальных сценах фильмов. Предлагаем вам небольшой стоп -кадр финальной сцены, в которой заключается развязка новеллы.

- Почему именно так заканчивает своё произведение Мопассан?

- Почему Жанна обманула свою подругу?

- Кто из этих женщин вызывает сочувствие у читателя?

IV. Составление интеллект-карт. Работа в группах.

Первая группа составляет интеллект-карту Шарль Луазель.

Вторая группа составляет интеллект-карту «Госпожа Матильда Луазель:

до и после бала».

Вывод: «Ожерелье» Мопассана — это новелла-рассуждение. От грубой логики сюжета, утверждающего, что опасно брать взаймы чужую дорогую вещь, Мопассан приводит читателя к социально-нравственным обобщениям, характерным для реалистической литературы. Писатель нигде не навязывает своего мнения читателю, автор пытается быть максимально объективным, прячась в своем повествовании. Но его мысли заставляют читателя задуматься о жизни, и эти рассуждения расширяют сюжет новеллы до уровня социального обобщения. Писатель убежден: в мире, где царят деньги, легко не только разрушить все лучшие, светлые мечты людей, опустошить их души, сформировать в их сознании ложные идеалы, но и совершенно реально отнять у человека его молодость и красоту. В жестком мире материальных ценностей для этого достаточно фальшивой безделушки. Несправедливость социального устройства тяжелее всех переживают люди с тонкой душевной организацией, неспособные противостоять алчности и зависти. Мастерство писателя проявилось в его способности показать в единичной жизненной ситуации широкие социально-нравственные проблемы.



V. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Проблема честности, в произведении «Ожерелье»

.





































Художественный образ г-жи Луазель психологически выверен и изменчив: нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит её душа, девушка со временем превращается в сильную, закалённую работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам. Её супруг, г-н Луазель с самого начала повествования представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой.