. Воронина Любовь Анатольевна, учитель музыки
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Исилькуль
Краткосрочная программа внеурочной деятельности
Мировая художественная культура.
«Вечный спор: классика и современность в музыке»
(8 часов)
В современной музыкальной культуре встречается прямое противопоставление «музыка классическая - музыка современная», где место классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями. Значимость данной краткосрочной программы заключается в необходимости изучения вечного спора между классической и современной музыкой. Современная музыка, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи, так как помогает расслабляться, или, наоборот, сконцентрироваться, а иногда и найти верное решение в определенной проблеме. Она воздействует на подростков через средства массовой информации (телевидение, радио, печать), социальные сети. Классическая же музыка, оказывая духовно-нравственное воздействие на человека, развитие интеллектуальных способностей и возможностей человека, в подростковой среде часто не востребована.
Количество часов: 8
Возраст школьников: 7 класс
Цель данной программы – осознать, что классическая музыка может быть современной, а современная музыка может стать классикой.
Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы:
Личностные:
умение представлять личностную позицию в рассуждении о классической и современной музыке;
готовность вести диалог со сверстниками и достигать в нём взаимопонимания;
2. Метапредметные:
умение анализировать собственную деятельность, оценивать и вносить коррективы для достижения результатов;
умение определять понятия, обобщать, классифицировать, рассуждать и делать выводы;
стремление к самостоятельному общению с искусством, приобретение музыкального опыта и саморазвитие.
3. Предметные:
развить умение правильно оценивать прекрасное и видеть красоту классической и современной музыки;
формирование потребности в общении с классической и современной музыкой;
приобщить к культурным ценностям через творчество великих композиторов;
развивать умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
Содержание курса
Тематическое планирование
Музыкальные встречи (8 ч.)
1. Встреча первая.
«Мозговой штурм»
- Можно ли любить классическую музыку и при этом оставаться современным человеком?
1) О чём могут рассказать нам композиторы-классики?
2) Есть ли вечные темы в музыке?
3) Будет ли современная музыка актуальна и в конце 21 века так же как сегодня?
4) Какую роль играет музыка в жизни человека и в Вашей жизни?
2. Встреча вторая.
Дискуссия: вечные темы и образы классики и современности.
Какую музыку можно называть классической?
1) Что такое музыкальный образ?
2) Каких композиторов-классиков русских и зарубежных вы знаете?
3) Какие из современных произведений уже стали классикой в разных жанрах?
3. Встреча третья.
Гениальность —что это? Это возможность видеть целостность мира в деталях.
Творческая мастерская. Музыка Фредерика Шопена и поэзия японского поэта Фикуда Тиё.
4. Встреча четвёртая.
Музыкотерапия. Лекарство от головной боли. Вольфганг Амадей Моцарт. Чистота гармоний и чувств. Людвиг Ван Бетховен. Развитие многослойности эмоций.
5. Встреча пятая.
«О, братья! Довольно печали!». Девятая симфония Людвига Ван Бетховена. Победа над собой, а значит, победа над судьбой. Биографические примеры музыкального мужества.
6. Встреча шестая.
О Добре и Зле. Противостояние классических композиторов проявлениям зла: безденежью, голоду, внутренней несвободе. Роль музыки в личностном становлении.
7. Встреча седьмая.
Вечная мечта о совершенстве. Понятие «классика». Так ли она скучна? Стили и направления в музыке. Вольфганг Амадей Моцарт или доказательства бессмертия. Что такое «проблема» с точки зрения Моцарта? Как найти внутренний баланс с помощью прослушивания музыкального произведения?
8. Итоговое занятие (1ч.). Творческий отчёт: стихи, сочинения, презентации.
Поурочное планирование
| Музыкальные встречи | 8 |
1. | Встреча первая. Классика и современность. «Мозговой штурм» | 1 |
2. | Встреча вторая. Дискуссия: вечные темы и образы классики и современности. | 1 |
3. | Встреча третья. «Гениальность —что это?» | 1 |
4. | Встреча четвёртая. «Музыкальная аптека». | 1 |
5. | Встреча пятая. «О, братья! Довольно печали!» | 1 |
6. | Встреча шестая. О Добре и Зле. | 1 |
7. | Встреча седьмая. Вечная мечта о совершенстве. | 1 |
8. | Итоговое занятие (1ч.). Творческий отчёт: стихи, сочинения, презентации. | 1 |
Формы, методы и приемы работы:
Формы:
групповая, парная,
индивидуальная.
Методы и приемы:
словесные (дискуссия, «мозговой штурм»),
наглядные (портреты композиторов, видеофрагменты),
практические (журнал наблюдений, листы контроля и самоконтроля),
работа с литературой, Интернет-ресурсами.
Техническое оснащение:
ТСО (компьютер, музыкальный центр),
Аккордеон; кабинет для занятий
Формы подведения итогов:
Творческая работа; защита проектов;
рефлексия.
Список литературы
Арнонкур Николаус. «Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки. 2005
Арнонкур Николаус. «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди». 2005
3. Казинник М. С. Тайны гениев. - М.: 2017.
4. Ланди Элизабет. Классической музыки. - М.: 2016.