«Вековые традиции и мудрость»
проект о вкладе в культурно- просветительскую деятельность
через взаимодействие с пожилыми людьми
«Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе»
Ш.А. Амонашвили
В дошкольном детстве происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. У детей нечеткие, неясные представления о семье, об уровнях ценности семьи, о значимости семейных традиций. Детей необходимо приобщать к семейным традициям, повышать интерес к людям старшего поколения. Поэтому разработан Проект «Вековые традиции и мудрость» о вкладе в культурно- просветительскую деятельность через взаимодействие с пожилыми людьми. Он направлен на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми нашего ближайшего окружения, города.
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков.
В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально-коммуникативное развитие». Актуальным в данной области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном с разнообразием культур обществе. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Отсутствует система взаимодействия между институтами социально-культурного развития дошкольника, дошкольным образованием и семейным воспитанием, направленная на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Наши дети чаще всего общаются со сверстниками, своими родителями, но именно с людьми пожилого возраста их общение не достаточно. Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания. Чем раньше мы познакомим ребенка с его корнями, научим его уважать и помогать своим бабушкам и дедушкам, чаще с ними общаться, тем больше в мире станет доброты и уважения людей друг к другу.
Актуальность этого проекта связана в первую очередь с социальным темпом нашего общества, где нарушены каноны общения между подрастающим и старшим поколением. А ведь многие традиции, накопленный жизненный опыт передаются от поколения к поколению через общение и совместную деятельность взрослого с ребенком.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Между детьми и дедушками и бабушками возникает больше взаимопонимания, чем между детьми и их родителями. Может быть, это происходит потому, что дедушки и бабушки, как правило, в общении с ними исходят не из отдаленных и потому непонятных детям целей воспитания, а из близких им интересов и потребностей. Дедушки и бабушки охотно включаются в игру со своими внучатами, с легкостью выполняют их желания. У детей больше секретов со своими дедушками и бабушками, дедушки и бабушки – хранилище их шалостей, они, шутя, прощают им проступки, никогда не выдают их родителям. Дедушки и бабушки – это – непроницаемое убежище от родительской угрозы. Дедушки и бабушки украшают золотую пору детства, насыщают ее любовью, заботой, мудростью и семейным наследием.
По опыту знаем, какими драгоценными станут в будущем для каждого ребенка воспоминания о своих бабушках и дедушках. Мы решили помочь им глубже почувствовать преданность этих людей, узнать о них больше: кто они, наши бабушки и дедушки, как они росли, где работали, почему слабы и что каждый из детей может сделать для самых дорогих и любящих людей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – пожилых людей, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Взаимодействие будет способствовать установлению тесной взаимосвязи со старшим поколением, нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Для духовно-нравственного воспитания детей включаем в воспитательно-образовательный процесс разнообразные мероприятия: театрализованные игры, походы в музей, библиотеку, вечера-встречи. Поскольку духовно-нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, данный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д. Именно благодаря узкому взаимодействию поколений осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу.
Тематика и содержание театрализованных игр, мероприятий, встреч имеют нравственную направленность, которая заключена в каждом литературном произведении, сказке, историческом событии находит место в импровизированных постановках, концертах: это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость и любимые герои становятся образцами для подражания.
Прикосновение к истокам народного творчества и истории вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Проект «Вековые традиции и мудрость» о вкладе в культурно- просветительскую деятельность через взаимодействие с пожилыми людьми необходим для формирования духовных и семейных знаний и позитивного взаимодействия с пожилыми людьми.
Деятельность в рамках проекта – это длительное творческое сотрудничество единомышленников нашего учреждения и сотрудников библиотек, музеев, храмов, дома престарелых, ветеранов города Подольска. В результате работы сформировался неравнодушный коллектив из детей, педагогов, родителей и ближайших родственников и социальных партнеров.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Как изменить сложившееся положение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения? Как наладить духовное общение детей с пожилыми людьми?
Социальный проект направлен на улучшение положения определенной категории людей, помогает нашим людям пожилого возраста адаптироваться в этом сложном и стремительном мире. В общественную жизнь необходимо активнее вовлекать пожилых людей для нравственно-патриотического воспитания дошкольников через профессиональный и жизненный опыт.
Пожилые люди лишний раз вспомнят свое детство, почувствуют заботу о себе, забудут об одиночестве. Дети, посещающие детский сад, будут окружены вниманием бабушек и дедушек. Организация мероприятий обеспечит активный отдых. Проведение мероприятий в детском саду добавит радости в их монотонную жизнь. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечит психологический комфорт.
Цели:
Формирование духовно-нравственных качеств личности, позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.
Обеспечение связи с общественным социальным институтом, направленной на гармонизацию отношений между разными поколениями.
Воспитание в семьях воспитанников толерантности, умения проявлять чувство заботы и ответственности за близких, старших.
Создание нового содержания в работе с социумом, новых технологий взаимодействия двух социальных институтов, методов, форм организации воспитательно-образовательной деятельности и адекватной им системы управления, формирование единого образовательного пространства «Детский сад-семья-общество».
Задачи:
1. Развивать эмоции и мотивы уважения к людям старшего поколения.
2. Способствовать расширению круга общения с взрослыми.
3. Формировать коммуникативные умения и навыки.
4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.
5. Поддерживать проявления гуманности в поведении детей.
6. Формировать интерес к общественной жизни.
7. Приобщить детей к духовно-нравственной традиции народа.
8. Укреплять и наладить преемственность между поколениями.
9. Привлекать пожилых людей к совместной деятельности с детьми.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, родители, бабушки и дедушки воспитанников, социальные партнеры.
Для реализации работы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время совместного посещения библиотек, музеев, парков, чтения художественной литературы, наблюдений, показа сказок, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов быта пожилых людей, экскурсий по городу, прогулок.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями, гостями; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов о славном прошлом родственников во время ВОВ, рассказов детей о своих впечатлениях; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность: провести мастер-класс в библиотеке, изготовить атрибуты для народных игр, организовать участие в акции по сбору крышек, поделок для ярмарки в Храме, посылок солдатам, помощь животным, подготовка гостинцев в дом престарелых, оформить сувениры для приятных сюрпризов, изготовить костюмы и кукол к сказкам, декорации для постановок, а так же участие в конкурсах, викторинах; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера «За чашкой чая».
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Длительность проекта: постоянно.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сбор и анализ методической литературы по данной теме; разработка плана реализации проекта; создание условий для встреч и взаимодействия. Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования; оформление информационного стенда «Доброе сердце»; самообразование педагогов.
Основной этап. Реализуемые мероприятия. Беседы: «1 октября – День пожилого человека», «Старость надо уважать», «Лучший помощник для дедушки и бабушки», «Наши родные бабушка и дедушка», «Бабушкины руки», «Мамина мама», «Бабушка (дедушка) - мой лучший друг». Педагогические игровые ситуации: «Бабушкины (дедушкины) помощники», «Бабушка (дедушка) заболела», «Вежливый разговор по телефону с бабушкой или дедушкой». Игры: дидактические игры «Похвали бабушку, дедушку», «Назови ласково», «Хорошо - плохо», «Закончи предложение»; игра – путешествие «В деревню к бабушке и дедушке»; сюжетно - ролевые игры «Семья», “Больница”, «Бабушка заболела», «Приготовим бабушке обед»; «В гостях у бабушки»; подвижные игры «Во что играли наши бабушки и дедушки» («Уголки», «Лапта», «Жмурки», «Глухие телефончики», «Краски» и др.); Составление фотоальбома «Наши любимые бабушки, дедушки» Рассказы детей о своих бабушках и дедушках, Изготовление сувениров – подарков, Выставка «Бабушкин сундучок» (рассматривание игрушек и предметов, изготовленных руками бабушек и дедушек), Просмотр диафильмов и мультфильмов: «Репка», «Колобок», «Как у бабушки козёл», «Самое дорогое», «Курочка ряба», «Было у бабушки сорок внучат», «Дедушка и зайцы», «Дедушка и внучек», «День рождения бабушки», «Бабушка, научи», «Завтра день рождения у бабушки», «Встречайте бабушку». Чтение художественной литературы: Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Дедуля» Т. Боковой, «Бабушкины руки» Льва Квитко, «Бабушка» Агния Барто), «Бабушкин халат» Михаил Садовский, «Дедушка» Е. Дюк, «Моя бабуленька» Ольга Чусовитина, «Вместе с бабушкой» Наталья Майданик, «Мой дедуля» А. Чурбанова, «Моя бабушка» Наталья Майданик, «Моя бабушка» Р. Рождественский, «Очень бабушку люблю!» Тамара Маршалова, Разучивание пословиц и поговорок, слушание и разучивание песен о бабушках, дедушках, создание генеалогического древа. Работа с родителями: сбор фотографий, материала по теме; конкурс совместных рисунков; фотовыставка «Моя дружная семья», «Традиции моей семьи»; консультации, памятки «Нужны ли нашим детям бабушки и дедушки?», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»; работа по организации выставки «Бабушкин сундучок». Подразумевает организацию досуговой деятельности детей, кружковую работу, активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ, людьми старшего поколения. Для повышения результативности работы происходит насыщение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Итоговый этап. Происходит анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Проводится мониторинг развития интегративных качеств детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы. Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей представляются на итоговом педсовете в виде отчета. Развлечение «День добра и уважения», Подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Общение людей пожилого возраста и молодого поколения.
2. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
3. Осознание нравственной ценности поступков родных людей.
4. Интерес к истории семьи, детского сада, города, страны.
5. Возрождение семейных традиций.
6. Улучшение эмоционального восприятия окружающего мира.
Объединяясь в проведении тематических праздников и досугов с взрослыми, дети приобретут опыт взаимоотношений, научатся видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей, у дошкольников сформируется сфера личностных взаимоотношений, произойдет усвоение вечных ценностей: милосердия, стремление к добру и неприятию зла.
Для пожилых людей:
1. Осуществление связи поколений: детей и ветеранов.
2. Обеспечение активного отдыха людей старшего поколения.
Данный проект даст возможность пожилым людям почувствовать, что их творчество востребовано, что они приносят радость окружающим, передают свой жизненный опыт в сохранении этнокультурного наследия родного города, что в итоге способствует становлению межличностного общения поколений. Мероприятия обеспечат взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечат психологический комфорт.
Практическая значимость проекта:
1. Повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию дошкольников через организацию совместной деятельности детей, родителей, педагогов, людей старшего поколения.
2. Создание методической копилки по данному направлению.
3. Активизация и обогащение педагогических умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, формированию уважительного отношения к людям старшего поколения.
4. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций, уважение к старшему поколению.
Дальнейшее развитие проекта:
В своей работе мы опираемся на то, что семьи, педагогический состав, социальные партнеры являются единомышленниками понимании целей и задач педагогического процесса. В дальнейших планах взаимодействия мы предусматриваем совместные детско-родительские проекты «Пожилым везде у нас почёт», «Полезные прогулки», «Сильные, смелые, ловкие»; а также приглашение на «Встречи с интересными людьми», «Гость вечера», где пожилые люди поделятся с дошколятами своим жизненным опытом и увлечениями, коллекциями и хобби. Наш коллектив, максимально используя воспитательный потенциал семьи и ДОУ в совместной работе с детьми, ставит для себя целью реализовать следующие перспективные направления:
• Расширение содержания работы с социумом.
• Демонстрация в СМИ взаимодействие с пожилыми людьми.
• Организация мастер-классов для всех участников проекта.
Для повышения профессионального мастерства педагогов мы используем следующие формы: консультирование, семинары-практикумы, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями, внедряем в практику совместной деятельности взрослого и детей метод проекта (мини-музей «Память, ты жива!», создание мультфильмов по рисункам. Педагоги понимают, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, ближайшим окружением ребенка. Используют наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по городу, экскурсии, наблюдение, рассказ воспитателя и решение проблемных ситуаций. Существенное в воспитании нравственных чувств – это проявление их в реальных поступках.
Особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали такие мероприятия, как «День пожилого человека». С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят концерт, незатейливые сувениры, играют в игры, приглашают своих бабушек и дедушек, а также рядом живущих пожилых людей.
В каждой группе детского сада созданы мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией. Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками, обычаями и обрядами.
Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Много внимания уделяем памяти Великой Отечественной войны. Собран материал на темы: «Дети войны», «Тех лет не смолкнет слава», произведения для чтения детям о Великой Отечественной войне, разработали беседы для дошкольников о Великой Отечественной войне. Дети узнают о том, когда и как началась война, слушают рассказы о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы». Организуются выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», проводится конкурс детского рисунка «Россия, дети, мир!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами. Действенное отношение детей к окружающему миру проявляется в различных видах детской деятельности (игровой, словесной, продуктивной, двигательной, трудовой, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, чтение художественной литературы). Полученные знания воспитанники отражают в сюжетно-ролевых играх, театрализованной игре, продуктивных видах деятельности. Дети включаются в систему социальных отношений через игровую деятельность, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у детей формируется гендерная, гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Успех духовно- нравственного воспитания детей во многом зависит и от организации работы с семьями воспитанников. Это один из способов – использование воспитательного потенциала семьи.
Работа с семьей и пожилыми людьми позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Работа с родителями носит не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляются папки-передвижки, организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей. Родители активно участвуют в выставках рисунков, поделок, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазет, присутствуют на совместных мероприятиях – своим примером показывают детям отношение к социальной стороне жизни детского сада. Представленные формы работы по взаимодействию с пожилыми людьми являются эффективными. Работа с пожилыми людьми ведётся в системе, все мероприятия проводятся согласно годовому плану.
Объединяясь в проведении тематических праздников и досугов с взрослыми, дети приобрели опыт взаимоотношений, научились видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей, у дошкольников сформировалась сфера личностных взаимоотношений. Проект поможет не разорвать связь поколений, найти для себя много нового и интересного, глубже познать культуру своего народа, узнать и сохранить историю семьи, города, России.
Приложение
План мероприятий
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
1. | - Чтение тематической литературы, рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «И помнит мир спасенный». - Знакомство дошкольников с символами государства. - Слушание колокольной и духовной музыки. | В течение года | Воспитание уважения к ветеранам ВОВ и труда, геральдике государства. |
2. | Участие пенсионеров в работе кружков «Умелые руки». | В течение года | Приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны (изготовление костюмов, атрибутики) |
3. | Экскурсия к памятникам. | В течение года | Нравственно – патриотическое воспитание |
4. | Поздравления ветеранов ВОВ и труда с днем рождения с организацией традиционного чаепития (концерты, подарки, изготовленные руками детей). | | Осуществление заботы о людях пожилого возраста |
5. | Посещение тематических выставок в краеведческом музее. | В течение года | Осуществление преемственности пожилых людей, детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. |
6. | - Экскурсии в церковь и мечеть «Православный и мусульманский дом Божий». - Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них. | В течении года | Формирование духовно-нравственных качеств личности детей через познавательную экскурсию в церковь и мечеть. Ознакомление с особенностями архитектуры. |
7. | Организация выставок рисунков, поделок, фотовыставок: - «Портрет моей бабушки»; - «Мои бабушка и дедушка – лучше всех на свете»; - «Руками бабушек и дедушек»; - «Весны пасхальной пробуждение»; - «Славься, День Победы!»; - «Спасибо за Победу прабабушке и прадеду!»; - «Мгновения большой войны»; - «Учимся быть солдатами»; - «Рисуют бабушки и дедушки»; - «Рождественская ярмарка» – экспозиция изделий, сделанных руками пенсионеров | 1 раз в 2 месяца | Выставки поделок, рисунков, фотовыставок. Знакомство детей с результатами труда взрослых, изделиями из различных материалов, сделанными руками взрослых. |
8. | Цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты». | 1-2 раза в месяц во вторую половину дня. | Воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. |
9. | Вечер досуга «Бабушкина горница». | Сентябрь | Осуществление связи поколений. Возрождение народных традиций. Установление возможности более тесного общения людей пожилого возраста и молодого поколения, приобретение опыта взаимоотношений. Знакомство детей с устным, песенным фольклорным творчеством . Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников творчеством. |
10. | Изготовление творческих детско-родительских работ «Мои бабушка и дедушка» (ко Дню пожилого человека). | Октябрь |
11. | Тематическое развлечение ко Дню пожилого человека «Старость надо уважать». Чаепитие с гостями-членами клуба «У самовара». | Октябрь |
12. | Родительский семинар «Родительский дом – начало начал»: знакомство родителей с формами воспитания в детях любви и заботы о близких. | Ноябрь |
13. | Мастер- класс «Кукла из глубины веков» с приглашением родителей, бабушек. | |
14. | Развлечение «Капустник». | Ноябрь |
15. | Народный праздник «Покров-конец хоровода». | Ноябрь |
16. | Комплексное занятие «Ах картошка, ты картошка!». | Декабрь |
17. | Выставка детских творческих работ на тему «Русь Святая!» | Декабрь- январь |
18. | Музыкально-театрализованное представление «Рождественская сказка». | Январь |
19. | Встреча с представителями религиозных конфессий. | Январь |
20. | Приглашение ветеранов в жюри на детско-родительский спортивный конкурс ДОУ «Сильные, смелые, ловкие». | |
21. | «Праздник народной игры». | Февраль |
22. | День Защитников Отечества. | Февраль |
23. | Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших). | Март |
24. | Праздничная программа «Вот какая бабушка!». | Март |
25. | Встреча в музыкальной гостиной «Прикосновения любви святой». | Апрель |
26. | Тематический досуг «Как на пасху куличи». | Апрель |
27. | Развлечение к Международному дню семьи «А без бабушки и дедушки, что же за семья?». | Май |
28. | Акция «Гордимся и поздравляем». Оформление поздравительных плакатов. | Май | |
29. | Оформление тематических уголков в группах ко Дню Победы: - «Гордимся и поздравляем!»; - «Никто не забыт, ничто не забыто»; - «Дети войны». | Май | |
Сроки реализации | Формы совместной деятельности с детьми | Формы совместной деятельности с библиотекой | Формы совместной деятельности с семьей |
Январь | Подготовка к изготовлению книги (совместное обсуждение темы, зарисовка сюжета). | | Подобрать материалы, которые понадобятся для изготовления книги. (пуговицы, наклейки, ленточки, шнурки, кнопки и т. д). |
Февраль | | | |
Март | | | |
Апрель | | | |
Май | | | |
Июнь | Изготовление объемной книги в подарок детям младшей группы по русской народной сказки «Курочка Ряба». | | «Книгочат. Топ 5 лучших книг». |
Июль | Библио акция «Венец всех ценностей-семья» (в рамках Всероссийского дня семьи, любви и верности). | Библиоакция «Венец всех ценностей-семья» (в рамках Всероссийского дня семьи, любви и верности). | |
Август | Акция «Лето книжное, будь со мной» (конкурс детских рисунков «Где бывал, что видал, на бумаге рисовал») | Акция «Лето книжное, будь со мной» (конкурс детских рисунков «Где бывал, что видал, на бумаге рисовал»). | «Почемучкина поляна». |
Сентябрь | | | |
Октябрь | г. Подольск (посвященная всемирному дню школьных библиотек). читают детям». | г. Подольск (посвященная всемирному дню школьных библиотек). | выходной «Проведем день с книгой, без телевизора». |