СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Великая Отечественная война в исторической памяти школьников современной России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа проводилась в 4 классе.Была проделана очень большая работа.

Просмотр содержимого документа
«"Великая Отечественная война в исторической памяти школьников современной России"»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

г.Новосибирска



Великая Отечественная война в исторической памяти школьников современной России







Автор: Суконных Дмитрий

ученик 4 класса «В»

Руководитель: Анисимова Антонина Ильинична

учитель начальных классов











Новосибирск

2015



Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Роберт Рождественский

Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героев, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться  миру.

Оказалось я немного знаю об этом трудном и героическом периоде в жизни нашей страны. Я задумался, а что думают и знают мои сверстники о Великой войне, откуда они черпают информацию о ней. Так возникла тема моей исследовательской работы.

Цель работы:

1. Собрать биографический материал о наших прадедушках, участниках Великой Отечественной войны.

2.  Понять и прочувствовать подвиг Советского народа в годы Великой Отечественной войны.

 Задачи работы:

1. Собрать материал об участниках Великой Отечественной войны.

2. Исследовать историческую память о Великой Отечественной войне школьников 4-7 классов.

 Методы исследования: сбор данных, обработка информации.

 Актуальность:

За послевоенное время родились и выросли несколько поколений россиян. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым годом всё меньше. Правду о тех временах скоро можно будет узнать только из книг, фильмов и учебников.  Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.

Я услышал фразу:  «Война вошла в каждый дом, в каждую семью, прошла через сердце каждого человека» и подумал, может кто-то из моих родственников тоже защищал Родину во время Великой Отечественной войны, обратился к родителям. Мой папа сказал, что участником войны был его дедушка Дмитрий Степанович Маслов. Его дочь, моя бабушка рассказала мне, что прадед родился в 1924 году, ушел добровольцем на фронт в 17лет, скрыв свой возраст. Воевал на Ленинградском фронте в артиллерийской разведке. Имел два ранения. Прошел всю войну до самого Берлина, вернулся домой в 1946 году. Был награжден орденом отечественной войны, двумя орденами славы, медалью за боевые заслуги и за победу над Германией. Умер Дмитрий Степанович в 1987 году, из-за последствий военного ранения, дал о себе знать осколок в ноге.

Я узнал, что есть специальный сайт о героях войны и нашел на нем информацию о моем прадеде(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).Было очень волнительно всматриваться в эти строки на состарившейся бумаге.

Когда у нас был урок о Великой Отечественной Войне, мой одноклассник рассказывал о своем прадедушке-герое, мне очень запомнился его рассказ (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Жуйков Роман Фёдорович родился в 1918 году. Грамоте учился самостоятельно, потом поступил в школу трактористов. В 13 лет начал работать. В 20 лет его призвали в армию. Военную присягу принял в 1939 и был сразу отправлен на озеро Хасан, где шла война с японскими захватчиками. Дома у него остались жена и маленький сын. Роман Фёдорович всю войну прослужил фронтовым шофёром. На своём грузовике он таскал пушки, возил снаряды, продукты. Ни один раз не попадал под обстрел, но чудом избегал ранений. Он прошёл всю войну до самого Берлина. Участвовал в боях в Чехословакии, Польше, Югославии. У Романа Фёдоровича много медалей, например такие: "За победу над Германией", "Орден Отечественной войны", "За победу над Японией". Умер Жуйков Роман Фёдорович в 2012 году в возрасте 93 года.

К сожалению, с ними уже не поговоришь, не расспросишь подробно про их долгий путь к победе. Но мне повезло, и представилась возможность пообщаться со свидетелем тех лет.

Ветерана, с которым я разговаривал, зовут Кизиев Борис Григорьевич. Мы долго беседовали, и на протяжении всей беседы ему приходилось делать паузы, из-за душивших его слез от нахлынувших воспоминаний (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Его и ещё 9 ребят призвали на фронт, когда они учились в девятом классе. Командир сказал: "Сначала вы шесть месяцев будете проходить обучение, потом пройдет экзамен и кто его сдаст, тот пойдет на фронт. Но не прошло и трех месяцев, пришел приказ командования отправить все училище на фронт. На поезде новобранцев довезли до Тулы, затем они шли 12 км пешком и расквартировались в деревне Федоровка. В ее окрестностях они ездили на танках, учились спрыгивать с них на ходу. В одном из танковых боев Борис Григорьевич был ранен.

После ранения его распределили в пулеметный расчет, в котором по норме должно быть пять человек, но их было только трое. Рассказал ветеран про один из боев в лесу:

"Была поставлена задача отбивать нападение немцев. Мы расположились на опушке леса, ожидая немцев с другой стороны открытой поляны. Они вышли цепочкой, мы открыли огонь. Тут вдруг мой товарищ сказал, что он ранен в спину. Я велел ему идти в медсанчасть. Потом второй товарищ сказал, что он ранен в шею. И остался я один. Вел огонь, пока немецкий снайпер не вывел из строя пулемет. Я отбил наступление гранатами, но выстрел ранил меня. Я пошёл в лес к нашему командиру. Он дал двоих солдат в помощь, и мы убрали орудие с поля боя, потому что его нельзя бросать."

После второго ранения одна рука Бориса Григорьевича была обездвижена, и его распределили в артиллерийскую разведку. Артиллерийская разведка это глаза и уши всей артиллерии. Ее целью является выявление командных пунктов противника, позиций, коммуникаций и их уничтожение путём корректировки артиллерийского огня. Они освобождали Белоруссию, Варшаву, дошли до Берлина. Под командованием маршала Жукова 2 мая был водружен советский флаг над Рейхстагом, и полк Бориса Григорьевича был направлен на ликвидацию крупной группировки немецких войск в окрестностях Берлина, поэтому война для него окончилась только 11мая 1945года.

Я спросил, что чувствовал вчерашний школьник в те страшные годы. Ответ ветерана поразил меня: "Страха не было совсем, сейчас, когда я об этом вспоминаю, мне становится страшно, а тогда мы были настолько патриотично воспитаны, что сами рвались на фронт".



В рамках данной работы я совместно с моей учительницей Антониной Ильиничной провел опрос своих сверстников. Возраст опрашиваемых 9-13 лет.

Как оказалось 46 из 69 опрошенных знают, что их прадеды воевали, а 18 человек не знают были ли в их семье участники войны.

На вопрос в каком году началась и закончилась война верно ответили 72% опрошенных.

Что такое для моего поколения Великая отечественная война?

Отвечали также: "великая радость" и "много потерь". Я сделал вывод, что Мое поколение очень благодарно тем мужественным людям за тяжело доставшуюся им победу. 

О Великой Отечественной войне написано много книг, но возник вопрос читают ли их мои ровесники?

Из результатов опроса стало понятно, что самостоятельно читают книги о войне меньше трети опрошенных.

А ведь книги о войне нужно обязательно читать, через них передается память, уважение к подвигу, который совершили наши бабушки и дедушки. Читая и сопереживая описанным страданиям и боли, мы поймем, как ужасна война и как хорошо, когда её нет.

В ответ на вопрос о запомнившемся фильме о войне в основном называли современные фильмы: "Сталинград", "Брестская крепость". Я думаю, это объясняется тем, что мы привыкли к зрелищному кино и впечатляющей картинке. Главное, чтобы война не воспринималась всего лишь фоном для очередного боевика, потому что это история нашей страны и судьба каждого, кто  вынес  на  себе  четыре  года смертельных боёв,  четыре  года  ожидания  и   надежды,   кто   проявил   поразительное мужество.    

Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и  солдатам,  и их близким. Но особенно страдали дети.  Страдали  от  голода  и  холода,  от невозможности вернуться в детство, от кромешного  ада  бомбёжек  и  страшной тишины сиротства…

Война никогда не утратит своего грозного и пугающего значения. Она навсегда остается в памяти людей, на себе испытавших все ее невзгоды и тяготы. С ранних лет нам показывают, что война - это плохо, это пролитые слезы, боль утрат и разрушенные города и деревни. Большое внимание уделяют этому в школе, чтобы дети с ранних лет понимали, что нельзя доходить до крайности – до войны.

И вот теперь совсем рядом с нами на Украине дети гибнут, теряют родителей, неделями сидят в подвалах без еды и воды. Они не ходят в школу, не играют на улице, не делают ничего что должны делать дети в своем счастливом детстве. Мне невыносимо жалко этих детей, очень надеюсь, что взрослые дяди и тети смогут договориться, чтобы спасти их.

Я спросил своих сверстников: "Что, по-твоему мнению, нужно сделать чтобы на Земле больше не было войны?".

Большинство ответов звучали примерно одинаково: "Жить в мире со всеми странами", "Добиваться мирного разрешения конфликтов". Почему же, если это понятно даже детям, в мире ежедневно гибнет столько людей...

Наверное, почти в каждой семье есть бесценные реликвии, которые помогают хранить память о минувших днях. Есть такие вещи и в нашей семье: фотографии военных лет, боевые ордена и медали, а также юбилейные награды (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Я знаю о войне только по рассказам родных, фильмам и книгам, но хорошо понимаю, что война – это всегда боль, разрушение, невосполнимые потери близких людей, да и для тех, кто прошел войну, она не проходит бесследно.

С каждым годом все меньше остается ветеранов, переживших военное лихолетье, поэтому очень важно сохранить их воспоминания в семейных архивах, так как от того что МЫ запомним и передадим уже своим детям, какие книги МЫ напишем, какие фильмы МЫ снимем зависит будущее нашей страны, та генетическая память, которая достанется нашим потомкам.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину, -

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,…

Конечно, мы смотрим иными глазами-

Такими же, полными слез.

Ю.Поляков