- осознание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; - проявление чувства ответственности и долга перед Родиной.
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
- привлекать знания и умения из других предметных областей (умение анализировать, сравнивать).
Этап урока | Задача –результат этапа урока | Деятельность учителя и обучающихся | УУД, формируемые на данном этапе урока |
1.Этап самоопределения к учебной деятельности | Задача - создать такие условия, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился к получению новых знаний. Результат- положительный настрой деятельности учащихся на уроке. | Приветственное слово учителя. Не будем терять драгоценных минуток. Сегодня нам с вами совсем не до шуток. Урок нас ждѐт уж больно важный. Про нашу Родину и наш народ отважный. | Личностные: сформированность потребности в самовыражении самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - слушать, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. | - Вспомните, какие события произошли в России в начале ХХ века? Задание «Мозговой штурм» Соотнесите даты и события XX века. 1914г.- Первая Мировая война Октябрь 1917г – Октябрьская революция 1917-1922гг. –Гражданская война 1922г. – Образование СССР - Сегодня мы продолжим изучение важных исторических событий нашей страны | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выдвижение гипотез; их обоснование, Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
3. Этап выявления места и причины затруднений | Дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. В результате учащиеся должны: -проанализировать свои действия; - зафиксировать затруднение; соотнести свои «знаю» и «не знаю». | -Прежде чем сформулировать тему нашего урока, послушайте стихотворение и подумайте, какому важному историческому событию будет посвящен наш урок. Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. - О каком историческом событии эти строки? (Вов) слайд -Из каких источников вы знаете о Вов? (фильмы, книги, ветераны) - О Великой Отечественной войне мы знаем из книг, воспоминаний ветеранов, музейных экспозиций, а еще из писем. Фронтовых писем. -В нашем районе поисковый отряд «Им.А.Н.Краснова» нашел сумку фронтового почтальона (учитель показывает классу сумку-муляж). -Давайте откроем ее и посмотрим, что там. ( письмо) Треугольником сложен пожелтевший листок. В нём печаль отступленья иль сигналы тревог? А быть может вся правда фронтовых голосов? – Но в этом истлевшем от времени письме можно прочитать лишь «… идёт Великая война, но ждёт нас и Великая победа…». -Откройте учебники с.140 прочитайте тему. -Сегодня мы с вами проведём исследовательскую работу по теме «Великая война и Великая победа» и вы сделаете вывод, почему и в солдатском письме, и в ваших учебниках рядом со словами «война» и «победа» употребляется именно слово «Великая»? А также составим героическую летопись Великой Отечественной войны. Итак, какая работа на уроке нам предстоит? ( ответы детей) | Личностные: - формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. Регулятивные: - волевая саморегуляция. |
4. Этап построение проекта выхода из затруднения | Задача-выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Результат-проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения | 1) Работа по учебнику -Давайте обратимся к учебнику стр. 140 2 абзац -Какое событие началось в 1939г? (Началась Вторая мировая война). -Почему она называлась Мировая* война (Это война затронула большинство государств мира) – Кто же стал главным ее виновником? (Руководители фашистской Германии.) – С какой целью они развязали войну? (С целью мирового господства). 2)Работа с аудиозаписью -Прослушайте, самое страшное для людей того времени сообщение Юрия Левитана о начале войны. слайд (Звучит архивная аудиозапись сообщения о начале войны) - На протяжении Вов сообщал сводки военных действий. -Какие сведения вы узнали, прослушав запись? (Начало Великой Отечественной войны -22 июня 1941 г. Враг напал внезапно, атакуя границу и нанося бомбовые удары по территории страны) (работа с фото на слайде ) -Посмотрите на лица людей , что они чувствуют слушая сообщение? (страх, испуг) - Так началась Великая Отечественная война. 3)Составление кластера «Великая война» (фронтально) - Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. 190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек, 4000 танков, 47000 орудий, 4300 самолётов, 250 кораблей. - Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Работа с картой на слайде На север – Ленинград. Центр, главный удар – Москва. На юг к Чёрному морю. – Делаем вывод из этих данных, почему войну можно назвать Великой? (высказывания детей.) Многочисленная армия врага. ( 1 составляющая кластера) – Кто из вас знает, сколько лет продолжалась ВОВ? За это время наши войска прошли от Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Перебежками и по-пластунски – 4 долгих года, 1418 дней! Итак, какую ещё характеристику, исходя из этого, мы дадим войне в доказательство того, что она была Великой? (высказывания детей.) Продолжительная. ( 2 составляющая кластера) – Фашистское руководство требовало беспощадного уничтожения не только воинов Красной армии, но и всего гражданского населения Советского Союза. – Как еще можно охарактеризовать эту войну из вышесказанного? (высказывания детей.) Жестокая, беспощадная. (3 составляющая кластера) – Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины весь народ вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Победа ковалась не только на полях сражений, но и в тылу, который снабжал фронт всем необходимым, и на захваченной врагом территории, где действовали партизаны.. На борьбу с фашистами поднялись и женщины, и старики, и дети. Продолжим цепочку доказательств. Как называется война, на которой сражается весь народ, всё Отечество?(высказывания детей.) Отечественная, народная. (4 составляющая кластера) | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
Физминутка- Релаксация | - снятие усталости и напряжения; - избежать перегрузки и переутомления учащихся; - сохранение мотивации обучения. | – Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Давайте и мы сейчас отдохнём. Вы, наверное, устали? И поэтому все встали. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. -Закройте глаза. Вы сейчас на мгновение окажетесь в солдатской землянке и даже узнаете мысли солдат. Звучит отрывок песни «В землянке» | Регулятивные: - выполнять действие по заданному образцу, правилу ; Личностные: - уровень развития морального сознания . |
| | – Откройте глаза. Скажите, о ком думали наши солдаты на фронте?(о семье, о близких, о родине) -Эта мысль приведёт нас сейчас к следующему доказательству величия войны – Продолжим поиск истины. На ваших столах лежат отрывки из фронтовых писем солдат. Давайте внимательно прочитаем их. Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года. «Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно». Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери. 25 августа 1941 года. «Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов». Из письма солдата дочери. «Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас наш народ». – Опираясь на содержание писем, скажите, за что сражались русские солдаты? - Какую войну вёл наш народ? (высказывания детей) Справедливая, освободительная. (5 составляющая кластера) Именно поэтому неимоверные испытания, выпавшие на долю наших соотечественников, не согнули их перед захватчиками, не сломили их волю. Для разгрома врага они отдавали все силы, не жалели своих жизней. Продолжаем собирать доказательства величия этой войны. 4)Работа в группах (по рядам) Составьте предложения из слов, которые лежат у вас на столах в конвертах. На предложение защитникам Брестской крепости сдаться немцы получили ответ, написанный кровью на куске полотна. 1 группа читает собранное предложение «Все умрём за Родину, но не сдадимся!» слайд На подступах к Москве наши бойцы стояли на смерть, но не пропустили врага в столицу. Перед смертельным боем руководитель роты Василий Клочков произнёс слова, которые стали крылатыми. 2 группа зачитывает: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». слайд Наш земляк выдающийся полководец, маршал Георгий Константинович Жуков говорил: 3 группа: «Для меня главным было служение Родине, своему народу». слайд -Героями в этой войне были не только люди, ими стали даже города. Прочитайте о них на стр., 141 учебника. - Назовите города-герои. -Найдите на карте уч. с.134-135 города – герои Ленинград, Москва, Мурманск Догадались, почему ещё войну назвали Великой? (высказывания детей). Героическая. (6 составляющая кластера) – Посмотрите на «Книгу памяти» (учитель показывает экземпляр), такие издания есть в каждом городе и районе нашей большой страны. Здесь записаны имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны. История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. В результате фашистского нашествия в руины превратились десятки тысяч городов и деревень, наша страна потеряла около 27 млн. человек. Какой можно назвать войну, исходя из этих данных? (высказывания детей) Самая разрушительная и кровопролитная. (7 составляющая кластера) -Это была самая разрушительная и кровопролитная война 20 века. -Итак, мы провели исследовательскую работу и нам необходимо сделать вывод. -Вспомните цели урока?( почему Война и Победа была Великая). -Назовите доказательства того, что война была великая? (ответы детей) Нам предстоит работа с учебником, сделаем гимнастику для глаз. | |
Физкультминутка для глаз. | - снятие усталости и напряжения; - избежать перегрузки и переутомления учащихся; - сохранение мотивации обучения. | Проведём, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Влево, вправо посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять – Можно глазки открывать! | Регулятивные: - выполнять действие по заданному образцу, правилу ; Личностные: - уровень развития морального сознания . |
5.Систематизация знаний. | Задача: - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем раздела. Результат: -зафиксировать новые знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; -повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Составление летописи Вов ( работа в парах) - Вспомним, что такое летопись?( это запись исторических событий по годам.) –Мы составим летопись ВОв и увидим, какие важные события были на пути к Победе. -Каждая пара получит карточку с названием важного события в период Вов. 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 22 июня 1941 года - начало ВОв Сентябрь Начало блокады Ленинграда Декабрь Начало наступления советских войск. Битва за Москву. | Лето Битва за Сталинград | Июль- август Курская битва | Январь прорыв блокады Ленинграда Освобождение территории СССР | Апрель Битва за Берлин 9 мая Великая Победа | Вы должны узнать, когда произошло это событие. За помощью вы обратитесь к тексту учебника с. 142-145. И прикрепите карточку с событием к соответствующему году. (Заполнение таблицы) Учитель комментирует летопись, используя презентацию. 22 июня 1941 – начало ВОв -В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград, началась блокада. Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве.В1942 году наша армия перешла в наступление. Летом 1942 года фашисты начали новое наступление на юге. В августе 1942 года началась более чем шестимесячная Сталинградская битва. Стремясь изменить ход войны в свою пользу, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска, Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы произошел переломный момент, началось массовое изгнание врага. В январе 1944 была снята блокада Ленинграда. Которая длилась сколько дней? Но город не сдался врагу. Город выжил в страшном вражеском кольце, потому что все его жители, все его защитники сделали невозможное. - Начался 1944 год, Советская армия наступала, дошла до германской границы. Территория СССР была полностью освобождена. В начале 1945 года советские войска вступили на территорию Германии. Весной был штурм Берлина, которым руководил маршал Г.К.Жуков 9 мая 1945 г – Великая Победа – Ребята, нам удалось доказать, что война 1941 – 1945 годов – Великая? - Назовите признаки Великой войны?(составляющие кластера) -Объясните, почему Победа Великая? (Наша страна победила в Великой войне, а, значит, и победа была Великой). -Именно поэтому, мы не имеем права забывать ужасы той войны, имена солдат, погибших ради жизни новых поколений, ради своей страны. Минута молчания. | Личностные: -Оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
6. Рефлексия. Итог урока. | Задача: -самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Результат: - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества.) | - Наш святой долг всегда помнить тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, заботиться о живущих рядом с нами ветеранах. Напишите несколько строк благодарности ветеранам, одержавшим Великую Победу в Великой войне. Мини-сочинение «Благодарность…» (на фоне песни «От героев былых времен..») (Дети могут зачитать по желанию 2-3 ученика) Сложить в форме фронтового письма и прикрепить георгиевские ленточки. - Эти письма дома вы можете дополнить . - В нашей стране уже стало традицией акция «Напиши письмо ветерану» Вы свои письма можете вручить ветеранам войны и труженикам тыла на праздничном Параде 9 Мая. Домашнее задание Учебник, с. 140–146. Р.т . стр.50 №1 ! Задание по желанию Подготовить презентацию «Город - герой» – Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу! | Личностные: - умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями урока. Регулятивные: -оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. Познавательные: -формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке |
Тема урока «Великая война и Великая Победа» занимает важное место в разделе «Страницы истории Отечества». Это благодатная почва для расширения мировоззрения младших школьников, воспитания чувства патриотизма и принятия ими гуманистических норм существования в обществе. Тема имеет актуальное значение в формировании духовно - нравственных качеств личности, играет важную роль в воспитании патриотов своей страны: преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.
В настоящее время, в период напряжённой политической обстановки в мире, важно правильно скорректировать детское восприятие поступающей информации из СМИ. Поэтому я постаралась расширить знания детей о ВОв, выходя за рамки учебника.
Урок тесно связан с предыдущими уроками, опирается на ранее изученный материал. Реализованы межпредметные связи с историей, музыкой, литературой, технологией. Также является связующим звеном с курсом «Основы православной культуры» в изучении тем: «Подвиг», «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству». А также с другими предметами
Изучение нового материала построено с применением технологии критического мышления Дети учились вести дискуссию, размышлять, делать выводы. Для решения задач урока использован мультимедийный комплекс, метод моделирования (составление кластера, с помощью которого ученики систематизировали изучаемый материал). Выбранная форма урока –исследовательская работа позволила реализовать поставленные цели и задачи.