Я
мало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя»
Муниципальный этап
Международного конкурса методических разработок
«Урок Победы»
«Великие люди великой страны»
(воспитательный час)
Автор: Орлова Надежда Александровна,
воспитатель МБОУ «Новопортовская школа –
интернат имени Л. В. Лапцуя»
с. Новый Порт
2019 г.
Аннотация
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной системы образования. Данное мероприятие посвящено Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, юным героям. Оно формирует у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения учащихся, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества. Поскольку новое поколение мало знает о событиях Великой Отечественной войны, задача наша состоит в том, чтобы эмоционально и образно рассказать учащимся о тех грозных боевых годах, о детях, чье детство было опалено войной, вызвать у них интерес к своей истории, воспитать стойкую гражданскую позицию. С этой целью использовались прозаические, поэтические произведения о Великой Отечественной войне, фрагменты из мультфильмов.
Назначение: для младших школьников, педагогов, родителей, воспитателей.
Использование материала: в качестве проведения классного часа, воспитательного мероприятия, внеклассного занятия.
Пояснительная записка
Введение
22 июня 1941 года жизнь всех жителей нашей страны нарушила своё мирное течение, началась Великая Отечественная война, самая страшная война человечества. Не объявляя о нападении, немецкие войска вероломно обрушились на нашу Родину. За считанные часы были разрушены города, села, убиты люди. Узнав о том, что война пришла на их землю, миллионы людей встали на защиту своей страны: ушли на фронт, чтобы бить фашистов, остались в городах и сёлах, чтобы производить продовольствие, оружие, боевую технику. Не остались в стороне и юные патриоты своей страны.
Сотни мальчишек и девчонок, несмотря на свой юный возраст, уходили, убегали на фронт, в партизанские отряды. А те, кто оставались, вели активную работу в тылу. Они должны были заменить взрослых. Ребята трудились на полях, заводах, фабриках.
Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Ни на миг не дрогнули их юные сердца. Они быстро повзрослели. Они стали мужественнее, выносливее, сильнее духом за считанные дни. Они рано ушли из жизни (ведь многим не было и 14-15 лет), но их имена, их подвиги навсегда должны остаться в наших сердцах.
«Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь». Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». А закончить эту мысль хочется так: «и тем более не детское». Да. Война – не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной… она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту родины.
Цель:
воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
Познавательные:
расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
Развивающие:
развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру;
развивать связную, выразительную речь;
развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.
Воспитательные:
формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения;
побудить учащихся к нравственным поступкам;
воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
Форма проведения: воспитательный час.
Метод: интерактивный.
Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, просмотр мультфильма.
Возрастная категория: 4 класс.
Оборудование: интерактивная доска; компьютер; презентация в программе «Power Point»; фотографии детей военных лет; аудиозапись метронома (для минуты молчания); видеозапись мультфильма «Солдатская сказка».
Подготовка к занятию: детям заранее, за несколько дней даются индивидуальные задания – узнать о пионерах-героях. Оказывается индивидуальная помощь детям в подборе и подготовке материала.
«Великие люди великой страны»
(Слайд 2)
«Цена победы»
Р. Кутдусов
(Слайд 3)
Рано утром в сорок первом
Началась война.
Чтобы выбить супостата
Встала вся страна.
Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И в далёком сорок пятом
Всё же победил.
И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
"Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?
Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!"
Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: "Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ ... "
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (ответы воспитанников). Нам с вами повезло, мы родились и живем под мирным небом, никогда не слышали рев снарядов и ужаса войны. Но мы с вами гордились, и будем гордиться, что наш народ выстоял в то тяжелое время и смог победить фашизм.
И сегодня мы будем говорить о подвигах, героизме, небывалой стойкости, преданности Родине. Детей.
Это вчера они сидели за партой и мечтали о будущем. А сегодня…..
Школьники дежурили на крышах домов и во время авианалетов тушили «зажигалки». Стояли у станков на ровне со взрослыми. И не смотря на свои юные годы, уходили на фронт.
Об одной отважной девочке я хочу вам рассказать: (слайд 4)
«С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали решительно действовать, была создана тайная организация «юные мстители». Ребята вели борьбу с фашистскими оккупантами. Ими была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десять фашистских эшелонов. Отвлекая противника, «Мстители» разрушали мосты и шоссе, взорвали местную электростанцию, сожгли завод. Добывая сведения о действиях немцев, они сразу же передавали их партизанам.
Зине Портновой поручали всё более сложные задания. По одному из них девочке удалось устроиться на работу в немецкую столовую. Поработав там немного, она осуществила эффективную операцию – отравила пищу для немецких солдат. Более 100 фашистов пострадали от её обеда. Немцы стали обвинять Зину. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.
В 1943 году появились предатели, которые раскрывали секретные сведения и выдавали наших ребят фашистам. Многие были арестованы и расстреляны. Тогда командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Фашисты схватили юную партизанку, когда та возвращалась с задания. Зину страшно пытали. Но ответом врагу было лишь её молчание, презрение и ненависть. Допросы не прекращались.
«Гестаповец подошел к окну. А Зина, метнувшись к столу, схватила пистолет. Очевидно уловив шорох, офицер порывисто обернулся, но оружие было уже в ее руке. Она нажала курок. Выстрела почему-то не слышала. Только увидела, как немец, схватившись руками за грудь, свалился на пол, а второй, сидевший за боковым столом, вскочил со стула и торопливо отстегивал кобуру револьвера. Она направила пистолет и на него. Снова, почти не целясь, нажала курок. Бросившись к выходу, Зина рванула на себя дверь, выскочила в соседнюю комнату и оттуда на крыльцо. Там она почти в упор выстрелила в часового. Выбежав из здания комендатуры, Портнова вихрем помчалась вниз по тропинке. «Только бы добежать до реки», – думала девочка. Но сзади слышался шум погони… «Почему они не стреляют?» Совсем рядом уже казалась гладь воды. А за рекой чернел лес. Она услышала звук автоматной стрельбы, и что-то колючее пронзило ногу. Зина упала на речной песок. У нее еще хватило сил, слегка приподнявшись, выстрелить…
Последнюю пулю она берегла для себя. Когда немцы подбежали совсем близко, она решила, что все кончено, и наставила пистолет себе на грудь и нажала курок. Но выстрела не последовало: осечка. Фашист вышиб пистолет из ее слабеющих рук». Зина была отправлена в тюрьму. Больше месяца зверски пытали девочку немцы, они хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала ее.
Утром 13 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Она шла, спотыкаясь босыми ногами, по снегу. Девочка выдержала все пытки. Она по-настоящему любила нашу Родину и погибла за нее, твердо веря в нашу победу. Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Воспитатель: Сейчас послушаем доклады ваших товарищей.
(Слайд 5) Лёне Голикову как и Зине Портновой было 15 лет когда началась война. До войны он успел окончить семь классов школы и поработать на фанерном заводе. В 1942 году Леонид попал в партизанский отряд, участвовал в диверсионных операциях в Новгородской и Псковских областях. Особенно отличился 13 августа 1942 года. Вместе с напарником Александром Петровым подорвали легковой автомобиль гитлеровцев, в котором находился немецкий генерал Виртц. В ходе перестрелки Лёня Голиков сумел застрелить генерала, после чего был захвачен портфель с важными документами, это были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. 24 января 1943 года по наводке предателей в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Во время войны им было уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. Герой Советского Союза (посмертно).
(Слайд 6) Василий Курка 23 октября 1941 добровольцем был зачислен в 726-й стрелковый полк 395-й стрелковой дивизии. Сначала из-за малых лет (к тому же Василий выглядел моложе своего возраста, был небольшого роста и худощавый) определили в тыловые подразделения. Он старательно выполнял все работы вплоть до заправки керосиновых ламп, а в апреле месяце 1942 года прошел курсы снайперов. И началась новая жизнь в полку Василия Курки. К 1 мая 1942 года Вася Курка сдал экзамен на звание «снайпер» на отлично, а 9 мая 1942 года открыл боевой счет, — уничтожил одного гитлеровца. Набравшись боевого опыта, Василий уже сам мог обучать снайперскому делу начинающих стрелков, за лето 1943 года он подготовил 59 бойцов. Имя Васи Курки знали даже враги. Говорили, "что среди советских частей генерала Гречко имеется сверхснайпер, снайпер - ас, у которого тело чуть ли не срослось с винтовкой". За время войны по некоторым данным Василий уничтожил 179 немецких солдат и офицеров. 13 января 1945 года во время ожесточенного боя близ города Сандомир (Польша) лейтенант Василий Курка получил ранения, после которых умер.
(Слайд 7) Аркадий Каманин. Родился Аркадий в семье известного лётчика, генерала-полковника авиации Николая Петровича Каманина. Во время каникул Аркаша пропадал на аэродромах, где работал отец. Причем в свои 12 лет он уже хорошо разбирался в самолетах и подрабатывал авиационным механиком. Когда Аркаше было 13 лет, началась война. И вместе с папой он отправился в штурмовой авиационный корпус Калининского фронта. В 1943 году в составе эскадрильи юный летчик начал свои первые полеты в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя. По просьбам Аркадия, после взлёта лётчики разрешали ему пилотировать – это была первая летная практика. И в свои 14 лет он становится летчиком 423-й Отдельной эскадрильи связи. За военные годы Аркадий Каманин произвел более 650 вылетов. Выполнял различные боевые задания, в основном по связи. Осуществил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания к радиостанции. В 1945 году участвовал в Параде Победы и был самым молодым его участником.
(Слайд 8) Надя Богданова. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П. Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
(Слайд 9)
Физкульт-минутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
(Слайд 10) Воспитатель: Во время войны не было ни одного предприятия, на котором бы не трудились дети и подростки. В основном дети работали на токарных станках. Здесь не требовалось особого опыта или образования, но нужна была большая выносливость. Юным труженикам часто приходилось жить в бараках при заводе, когда дело касалось эвакуированных предприятий. Это был ежедневный подвиг, который позволил в скорейшие сроки нарастить темпы производства. К концу 1942 года советские предприятия вышли на его довоенный уровень. Вспомним некоторых детей героев тыла. Аня Карамышева – юная стахановка Свердловского оборонного завода. Она перевыполняла суточную норму в три раза. Каждый новый изготовленный ею патрон приближал долгожданную победу. Её коллега, выпускница ремесленного училища Лена Кучко, стала работать на сборке миномётов. Она также перевыполняла норму в три раза. Лёша Елов –электросварщик, ученик ремесленного училища. Он работал в танковом цехе Горьковского автомобильного завода. Завод прекратил выпуск легковых автомобилей и наладил производство танков, броневиков и боеприпасов. Лёша был самым молодым его рабочим.
(Слайд 11) Много фильмов есть о подвигах простых людей, много произведений написано о войне. Среди этих книг есть и для вас. Многие писали рассказы о войне для детей С. Алексеев «Сто рассказов о войне», «Блокада Ленинграда» В. Катаев «Сын полка», Л. Кассиль «У классной доски», «Защитники», и другие.
В. Катаев написал свою повесть о мальчике Ване Солнцеве. Война отняла у него семью, дом и детство. Новой семьей Ване становятся советские солдаты. Эта книга о подвиге, о любви к Родине.
(Слайд 12) Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм «Солдатская сказка»
Просмотр мультфильма.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что помогло выжить солдату на войне?
Вера в победу!
Долго шли к победе. Дети, женщины и старики заменили мужчин на заводах в поле. Дети войны прошли суровое испытание очень и очень тяжелой жизнью.
(Слайд 13) Давайте почтим память павших, не вернувшихся домой защитников минутой молчания.
Звучит метроном.
(Слайд 14)
«Помните!»
Р. Рождественский
Через века, через года,– помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,– помните!
Не плачьте! В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших
будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
Каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,–
помните!
Какою ценой
завоёвано счастье,–
пожалуйста, помните!
Песню свою
отправляя в полёт,–
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт,– помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли,–
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда,– заклинаю,–
помните!
(Слайд 15)
На этом наш воспитательный час окончен, всем спасибо.
Список использованной литературы
Бондаренко Александр Юльевич. Юные герои Отечества. - Москва: Кучково поле, 2013. – 350 с.
Кудрявцева Татьяна. Маленьких у войны не бывает. - Санкт-Петербург: Акварель, 2015. – 318 с.
Маленькие солдаты Великой Отечественной: Стихи и рассказы о юных защитниках Родины - Москва: Махаон, 2016. – 92 с.
Печерская Анна Николаевна. Юные герои Великой Отечественной: рассказы. - Москва: Детская литература, 2015. – 180 с.
Рассказы о юных героях: рассказы. - Москва: ОНИКС-ЛИТ, 2015. – 191 с.
Рассказы о войне. - Москва: Росмэн, 2015. – 141 с.: ил.
Интернет – ресурсы
«Дети герои и их подвиги» https://interesnyefakty.org/deti-geroi-i-ih-podvigi/
Стихи о Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 http://ivanok.ru/gor_menu/st_voina.php
«Помните!» Р. Рождественский https://rustih.ru/robert-rozhdestvenskij-pomnite/
«Дети-герои. Рассказы о детях-героях Великой Отечественной Войны» https://stranakids.ru/deti-geroi-rasskazy-o-geroiakh-vov-1/