СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие реформы Александра II

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

– актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II. – способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;. – организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности – учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Просмотр содержимого документа
«Великие реформы Александра II»

14




Аннотация

Урок на тему: Великие реформы Александра II.

Материал рассчитан для учащихся: VIII класс

Время проведения: урок рассчитан на 45мин.

Урок разработал учитель истории и обществознания:

Султанмагомедова З. А.

В данном уроке использованы видео – фото - материалы и документы, отражающие реформаторскую деятельность эпохи правления Александра II, что способствуют более глубокому освоению учащимися учебного материала, а также способствуют развитию критического мышления.

На сегодняшний день эта тема считается актуальной, так как:

В современной России более 20 лет проходят реформы. В этом смысле наша эпоха созвучна периоду правления Александра II, который провел действительно великие реформы: освободил крестьян из крепостной неволи, создал новую судебную систему, модернизировал армию, дал импульс развитию образования. Диалог с прошлым позволит ученикам школы лучше понять и современность.

Данная разработка предоставлена мною для того, чтобы на примере этого урока показать, как применяется мною в практике технология развития критического мышления.

     В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.











Класс:8

Предмет: история

Учитель: Еремина Е.И.

Дата проведения___________

Тема урока: Великие реформы Александра II

Цели урока:

– актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Тип урока: комбинированный урок, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии поискового метода

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация ранее полученных знаний

  3. Изучение нового материала

  • Судебная реформа

  • Военная реформа

  • Реформа образования

  1. Закрепление

  2. Проверка изученного материала (тест)

  3. Объяснение домашнего задания

Основные даты:

Июнь 1864 г. – «Положение о начальных народных училищах», введение нового устава для университетов
Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.
1863–1864 г. – реформа военно-учебных заведений.
1 января 1874 г. – введение всесословной воинской повинности.

Учебно-методический комплект и оборудование:

  1. Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века»; презентация,

Оформленная классная доска с планом урока, основными понятиями, основными датами и домашним заданием.

Ход урока

Орг.момент.

Вступительное слово учителя:

" Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем - Освободителем. О ком идет речь?"

(Александр II)

Правильно!

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о правлении Александр II. Вспомните годы его правления (Александр II 1855–1881 гг.)

Он правил 26 лет и провел реформы, которые вошли в историю как Великие.

И для начала я хотела бы знать насколько хорошо вы подготовились к сегодняшнему уроку:

На вашем столе лежат карточки №1.

Я вам буду задавать вопросы, а вы должны вписать термин в правильную ячейку.

1.

2


3

4

5

6

7

8

9

10



Исторические понятия: крепостное право, временнообязанный, мировой посредник, уставная грамота, отрезки, государственная ссуда, сельский сход, прирезки, реформа.

1. Личная и поземельная зависимость крестьян от помещиков, которая выражалась в несении барщины и оброка ( Крепостное право).

2. Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп ( Временнообязанный).

3. Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками (Мировой посредник).

4. Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции (Уставная грамота).

5.Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли (“Отрезки”).

6. 80 % от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет (Государственная ссуда).

7.Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика ( Временнообязанный).

8. Объединение крестьян одного помещичьего имения (Сельский сход).

9. Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу (“Прирезки “).

10. Преобразование в какой-либо сфере государства (Реформа).

Теперь поменяйтесь листочками и возьмите в руки ручку с контрастной пастой.

Проверьте правильность ответов вашего одноклассника.

Критерии оценки:

Поднимите руку, кто не справился с заданием.!!!!!!!

Пожалуй, самая значимая его реформа – освобождение крестьян от крепостной зависимости, за что народ прозвал Александра II “Освободителем”.

Можно ли назвать эту реформу Великой?

(Да. Было ликвидировано унизительное крепостное право. Реформа способствовала экономическому подъему страны.)



2. Проверка домашнего задания:

Что мы знаем о ней?

Учащимся предлагается разгадать анаграммы по теме “Отмена крепостного права”. Им нужно переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанная с изученной темой.

  1. 1168 (1861 год)

  2. ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН (ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ)

  3. ЗРЕКИОТ (ОТРЕЗКИ)

  4. КУПВЫ (ВЫКУП)

  5. СВОАДБО (СВОБОДА)

Все эти слова связаны с крестьянской реформой.

На эту тему у нас подготовила сообщение _______________________

Прослушали сообщение.

Посмотрите на экран, перед вами портрет

(Работа с иллюстрациями на доске) Как вы думаете, почему у нас две фотографии Александра 2, но одна цветная, другая черно-белая? (сложность, двойственность и противоречивость реформ, были плюсы и минусы) .

Формулировка цели урока:

Значит какая цель нашего урока?

- выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, определить положительные и отрицательные стороны.

- Вспомните, что такое реформа?

Франц. reforme, от лат. - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Реформы всегда происходят “сверху”, проводятся правительством. Могут принести стране пользу. А могут и нет. В современной России они тоже проводятся: в военной области, в здравоохранении, в образовании. С помощью реформ правительство хочет приспособить существующую политическую систему к новым условиям.

В середине XIX века Крымская война показала отсталость России. Необходимы были преобразования. И хотя Александр II не был либералом, более того ему нравились порядки, установленные его отцом (Николаем I). Но как военный человек и государственный деятель он осознал причины поражения России ему дорог был престиж страны, он встал на путь реформ. Они были непоследовательными, незавершенными, но способствовали обновлению России.

Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это.

  • Вспомните, что говорил по поводу крепостного права Николай I. («Крепостное право - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом»).

Правительство опасалось, что освобождение вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.

Назовите причины отмены крепостного права?

Причины:

Каково значение реформы отмены крепостного права?

Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».

Назовите эти реформы:

  • Отмена крепостного права - 19 февраля 1861 г.

  • Земская реформа - 1 января 1864 г

  • Судебная реформа - 20 ноября 1864 г.

  • Городская реформа - 1870 г

  • Военная реформа - 1874 г.

  • Финансовая реформа -1860-1870 гг.

  • Реформа образования – 1863-1864 гг.

В середине XIX века в России отсталое и запущенное местное хозяйство. Медицинская помощь в деревне отсутствовала Народное образование в зачаточном состоянии. О проселочных дорогах никто не заботился. Государственная казна истощена войной, правительство своими силами не могло поднять местное (земское, как иногда говорили) хозяйство.

Что делать?

К местным проблемам необходимо привлечь все слои населения. Несколько лет шла подготовка новых законов и 1 января 1864 года царь утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Согласно этому Положению на местах создавались земства – выборные органы местного самоуправления.

Земства решали местные хозяйственные и культурные задачи. Они не решали политические вопросы. В губерниях и уездах создавались земские собрания и земские управы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на 3 избирательных съездах. Избиратели (только мужчины с 25 лет) делились на 3 курии:

1 курия (землевладельцы) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

2 курия (городская торговля и промышленная буржуазия) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

3 курия (крестьянская) – выбирала своих депутатов постепенно.

Сначала сельский сход выбирал на волостной сход, там выбирали представителей на уездный съезд, который направлял своего гласного в земские собрания. Такие выборы назывались многостепенными.

Что давала такая система выборов? Ответить на этот вопрос нам поможет картина художника Трутовского “Заседание земства”.

В Тверской губернии выборы не вызвали интереса у избирателей. Многие считали земства ненужной и обременительной затеей крестьян приходилось заставлять участвовать.

Как вы думаете, представители, какой курии преобладали в земских собраниях? (Дворяне.)

Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян. Они образованы, способны к самоуправлению, местное дворянство было опорой самодержавия. Председателем Земского Собрания был предводитель дворянства. Земства учреждались в 33 губерниях страны. Их не было там, где отсутствуют дворянские землевладение, или помещики были не русскими (Архангельская, Астраханская губернии, Сибирь, Ср. Азия, Польша, Литва, Кавказ, Белоруссия, Правобережная Украина).

Для своей работы земствам нужны были денежные средства, и они получили право устанавливать местные налоги (т.е. земские сборы). Расходы земств были обязательные и необязательные. К необязательным относились расходы на образование и медицину. Но с годами становилось все больше



В 1870 г. была проведена городская реформа.

Почему позже?

В 1866 г. Д. Каранозов совершил покушение на Александра II. Через год на царя еще покушение. Поэтому проект реформы подвергался изменениям.

В городах создавались выборные городские думы, городские управы. Во главе стоял городской голова. Функции те же, что и у земств: хозяйственные вопросы, содержание медицинских и образовательных учреждений. Подобные хозяйственные вопросы сегодня решают современные местные выборные власти.

Например: современная городская Дума. Только избирательным правом пользуется все население с 18 лет. А в XIX веке избирательное право ограничивалось имущественным цензом, т.е. к выборам допускались люди, имевшие собственность. Большинство населения в городах составляли служащие, интеллигенция, рабочие, крестьяне, пришедшие на заработки. Они не имели собственности и были лишены права голоса.

Реформа незавершенная так как:
– не все интересы общества учитывались;
– ограниченность деятельности хозяйственными вопросами.

После крестьянской реформы ближайшей заботы царя была судебной реформа. Ранее суд был закрытым, судебное разбирательство было долгим вызывало всеобщее недовольство.

20 ноября 1864 г. утверждены судебные уставы. Каким стал суд в России империи?



Просмотр в/ф Обсуждение в классе.

Суд стал:
– Бессословным (равным для всех).
– Гласным, т.е. присутствовала публика в зале заседание. 
– Состязательным, т.е. процессе участвовали равные 2 стороны:
обвиняющая – прокурор, 
защищающая – адвокат.
– Утверждалась несменяемость судей, т.е. судью нельзя было уволить за вынесения неугодного властям приговора.

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели. Созданы были следующие системы судов:

Мировой суд

(быстрый, бесплатный)
по мелким уголовным
и гражданским делам
 

 Общий

(коронный) суд
(окруж. суд, судебная палата)
по сложным уголовным 
и гражданским делам

Это была самая последняя реформа, которая соответствовала самым современным мировым нормам того времени.

Военная реформа.

– Почему проводится военная реформа? (Крымская война показала военное отставание.)
– Какая система комплектования армии существовала в России? (Рекрутская повинность.)

Посмотрим на картину И.Е. Репина “Проводы новобранца”. Почему так больно матери, которая обняла сына на прощание? (Большой срок службы – 25 лет.) Рекрутская повинность имела большие недостатки. В случае войны нельзя было быстро увеличить численность армии, оставшееся после набора мужское население не имело военной подготовки. Что нового произошло в армии?

Просмотр в/ф. Обсуждение в классе.

Автор военной реформы 60–70 х гг. – военный министр – Д.А. Милютин с 1861 г. Главное – в 1874 г. подписан указ о введении всеобщей военной повинности. Теперь призывались все молодые люди, без различия сословий с 20 лет. В зависимости от образования и семейного положения, предоставлялись льготы. У кого не было льгот, во время призыва тянули жребий.

Изменился срок службы в армии. 6 лет – в сухопутных войсках, 7 лет – на флоте. Он зависел от уровня образования призывника.

Совершенствовалась система военного управления – Россия поделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министерству. Открывались новые военные учебные заведения. Армия перевооружалась новым, более совершенным оружием.

Результат: Россия получила армию современного типа. Большая часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте. Это повышало авторитет военной службы.

Финансовая реформа 1862—1866 гг. Право распоряжаться всеми финансо­выми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключал­ся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессив­ных изменений в налоговой системе.

 

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял ав­тономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на терри­торию университета без разрешения его ректора. Делами университетов ру­ководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и со­трудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гим­назии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили глав­ным образом к поступлению в университет, вторые — в высшие техниче­ские учебные заведения. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сфе­ру начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865 г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутрен­них дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась пред­варительная (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей час­ти книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — приме­нение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.

Закрепление:

Работа в группах с документами.

На вашем столе лежат карточки:

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу плюсы и минусы реформ, используя исторические документы и текст учебника.

Реформы

Содержание реформы

Значение реформы

Земская реформа

1864 г.

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах.

Земства играли существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: организация медицинской и ветеринарной помощи, появление образовательных учреждений.

Реформа городского самоуправления

1870 г.

Городские думы и управы – выборные органы власти в городах, занимавшиеся благоустройством и заведованием школьным, медицинским и благотворительным делом.

Думы проводили большую работу по организации городской жизни и развитию городов, но в общественном движении участвовали слабо.

Судебная реформа

1864 г.

Сенат занимался рассмотрением политических дел, являлся высшей апелляционной инстанцией.

Созданы:

окружной суд с присяжными заседателями;

мировой суд (для гражданских исков на сумму менее 500 руб. и мелких правонарушений, без присяжных заседателей с одним судьей);

волостной суд для рассмотрения мелких крестьянских правонарушений.

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации.

Военная реформа

1874 г.

Всеобщая воинская повинность для мужчин с 21 года. Срок службы зависел от уровня образования призывника. Перевооружение армии. Новые военные учебные заведения.

Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности её пополнения во время войны обучением военному делу резервом.


Реформа в области народного образования

1863-1864 гг.

Увеличено число учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных семей.

Предоставлена автономия университетам.

Среднее образование можно было получить в классических гимназиях и реальных училищах.

Создание Высших женских курсов и женских гимназий.

Освобождение образования от тотального контроля со стороны властей. Ослабление влияния церкви.

Развитие женского образования.



Вывод (учащиеся делают сами, отвечая на вопросы):

  • Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?

  • Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства?

Учитель: Несмотря на свой ограничительный характер, эти реформы были шагом на пути к правовому государству, потому что они законодательно закрепляли расширение гражданских прав населения в сфере местного самоуправления, судопроизводства, в военном деле и в области образования.

Подведение итогов.

Тест. Взаимопроверка теста.

Выставление оценок в журнал и дневники.

Домашнее задание:

1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».
2. Сделать компьютерную презентацию про одну из реформ Александра II.







Приложение №1.

Впишите правильный ответ в ячейку.

1.

2


3

4

5

6

7

8

9

10



Исторические понятия: крепостное право, временнообязанный, мировой посредник, уставная грамота, отрезки, государственная ссуда, сельский сход, прирезки, реформа.



Приложение 2. Работа в группах.

Для 1 группы:



Реформы

Содержание реформы

Значение реформы

Земская реформа

1864 г.





Используя учебник на стр. 199-200 и дополнительные материалы, выполните следующие задания:

  1. Укажите дату проведения земской реформы

  2. Перечислите причины, побудившие правительство к проведению этой реформы.

  3. Раскройте содержание реформы:

а) составьте комментарий к схеме органов земского самоуправления;

б) определите круг полномочий земств, в чем их деятельность была ограничена

(на основе документов)

  1. Оцените значение реформы. Выделите сильные и слабые стороны в работе земств.



Для 2 группы:

Реформы

Содержание реформы

Значение реформы

Реформа городского самоуправления1870 г.







Документ № 1. Из Городового положения (1870 г.)

“1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному правлению, а надзор за законным сего исполнением – Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения.

9.Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно.

10. Лица, избранные на должность Городского Головы, а также назначение для временного замещения сей должности… утверждаются в сих званиях: в губернских городах – Министром внутренних дел, а в прочих городах – губернатором

Документ № 2. Из устава города Костромы.

Ст. 25. Полномочия Думы города Костромы.

1. В исключительном ведении Думы города Костромы находятся:

1) принятие Устава города Костромы и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов…

6) принятие планов и программ развития города Костромы, утверждение отчетов об их исполнении;

7) утверждение генерального плана города, установление в соответствии с законодательством РФ порядка землепользования и застройки территории города Костромы…

8) принятие решений о наименовании и переименовании улиц и других географических объектов на территории города Костромы, кроме случаев, отнесенных федеральным законом к полномочиям органов государственной власти;

9) определение порядка и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

12) осуществление права законодательной инициативы в Костромской областной Думе…

16) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения…



Для 3 группы:

Реформы

Содержание реформы

Значение реформы

Судебная реформа

1864 г.





Используя учебник на стр. 200-201 и дополнительные материалы, выполните следующие задания:

  1. Укажите дату проведения судебной реформы.

  2. Сформулируйте причины реформы.

  3. Раскройте содержание реформы. Перечислите, какие виды судов появились в России, каковы их полномочия?

  4. Оцените значение реформы. Заполните таблицу.



Для 4 группы:

Реформы

Содержание реформы

Значение реформы

Военная реформа

1874 г.



Документ № 1. Из устава о воинской повинности (1874г.)

…Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

4.Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.

5.Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не подлежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год от роду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопределяющихся…

(Сроки службы для лиц со средним образованием сокращались до полутора лет, а для лиц с высшим образованием - до полугода.)

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

19. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная необходимость.

Документ № 2.

Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912 гг.) – граф – государственный и военный деятель, ученый, с 1898 г. – генерал-фельдмаршал. В 1861-1881 гг. был военным министром при Александре II и руководил военной реформой, в 1879-1881 гг. фактически руководил всей внешней политикой России. Был либералом,, как и его брат Николай, являлся одним из руководителей работ по подготовке крестьянской реформы, сторонником более решительных буржуазных реформ. Д.А. Милютин был высокообразованным военным, окончил Николаевскую военную академию, в которой позже сам состоял профессором. Из под его пера вышло несколько работ по военной истории, в частности 5-томная работа о русско-французской войне 1799 г. Со вступлением на престол Александра III в 1881 г. вышел в отставку и до самой смерти жил в Крыму. Оставил мемуары о своем времени.

Для 5 группы:

Реформы

Содержание реформы

Значение реформы

Реформа в области народного образования

1863-1864 гг.





Документ № 1.

ГАКО. Ф.426. Оп.1.Д.351.Л.11.

Историческая записка к 50-летию Григоровской гимназии “Число учащихся Григоровской женской гимназии постоянно увеличивалось:

В 1870 г. – 179 учениц;

В 1882 г. – более 300 учениц;

В 1899 г. – превышало 400;

В 1902 г. – более 500;

В 1907 г. – свыше 700 учениц”.

“По сословиям:

2/3 дочери дворян и чиновников;

10 % - духовного звания;

20 % - городских сословий;

2 % - крестьян”.

“Первоначально, в 1870 году, когда училищу был присвоен статус гимназии, плата за обучение составляла 35 руб. с ученицы, в 1882 году – за учение в 8 классе – 40 руб.; с 1886 года во всех классах плата была увеличена на 5 руб.; в 1891 году – на 10 руб., а с 1907 года выросла для всех классов ещё на 10 руб.”.

Вопросы:

  1. Что можно сказать о популярности гимназического образования в Костромской губернии?

  2. Представительницы каких сословий учились в гимназии? Кто преобладал? Почему?

Документ № 2.

Из отчета.

Сведения о состоянии Костромской Григоровской женской гимназии и находящемся при ней романовском пансионе за 1899-1900, 1901 учебные года. – Кострома, 1902. – С. 14.

“По представленному Высочайшим Положением о женских гимназиях Министерства народного просвещения попечительному совету гимназии праву; советом сим каждогодно освобождать от взноса платы за учение недостаточным по средствам ученицам, отличающимся поведением, прилежанием и успехами в учебе (10 % из 100 учениц). Таким образом, например, в 1899 году было освобождено от оплаты за учение 43 ученицы, в 1900 году – 53, в 1901 году – 58 и т.д.”

Вопросы: 1. Какие существовали льготы для учениц гимназии?

2. На каких условиях ученицы могли получить эти льготы?

Приложение 3.

Тест


1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии.

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки.

В. террористической деятельностью народников.

Г. давлением иностранных государств.


2.Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования

Б. введение автономии университетов

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян

Г. открытие научно-исследовательских институтов


3. Военная реформа 1874 г. организованная Д.А .Милютиным предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

В. увеличение численности вооруженных сил.

Г. ужесточение дисциплины.


4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда.

Б. суд присяжных.

В. сохранение волостного суда.

Г. применение телесных наказаний.


  1. Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России

до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства


1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии.

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки.

В. террористической деятельностью народников.

Г. давлением иностранных государств.


2.Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования

Б. введение автономии университетов

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян

Г. открытие научно-исследовательских институтов


3. Военная реформа 1874 г. организованная Д.А .Милютиным предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

В. увеличение численности вооруженных сил.

Г. ужесточение дисциплины.


4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда.

Б. суд присяжных.

В. сохранение волостного суда.

Г. применение телесных наказаний.


  1. Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России

до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства