Великий вклад И. Гаспринского в развитие интеллектуальной мысли народов мирового масштаба
Работу выполнила:
Титова Эльмаз Руслановна
Ученица 10-Б класса
МБОУ «СОШ № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде»
Научный руководитель:
Арман Фадме Рустемовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде»
Симферополь, 2022 г.
Тезисы
Меня зовут Титова Эльмаз, я ученица 10-Б класса, «СОШ № 42 им Эшрефа Шемьи заде».
Тема моей работы «Великий вклад И. Гаспринского в развитие интеллектуальной мысли народов мирового масштаба»
В основу научно-исследовательской работы положена биография и основные факты из жизни и деятельности Исмаила Гаспринского. В рамках исследования предпринята попытка изучить и раскрыть положение великого деятеля в истории развития народов.
Цель исследовательской работы показать и проанализировать вклад И.Гаспринского в развитие интеллектуальной мысли народов мирового масштаба.
Исходя из цели работы, сформированы следующие задачи исследования:
познакомиться с просветительской работой И. Гаспринского;
выяснить его цели и надежды, его прогрессивные идеи и препятствия, которые пришлось преодолеть для их воплощения;
исследовать идеологию газеты «Терджиман»;
Предмет исследования: историческая литература, содержащая информацию о биографии и деятельности И.Гаспринского, газета «Терджиман».
Актуальность исследования заключается в том, чтобы люди нашего времени знали и помнили выдающегося просветителя Востока конца ХIХ –начала ХХ вв, одного из самых ярких мыслителей всего тюркского мира.
Вся биография Гаспринского свидетельствует, что этому правилу он следовал неукоснительно - даже если реальность и не всегда оправдывала его возвышенные мечты. Гаспринский сражался по чиновным кабинетам за право издавать свою газету.
По его замыслу, газета должна была раскрыть перед крымскотатарским читателем широкую панораму современной жизни, ведь сведений о внешнем мире в тогдашнем Крыму получить было неоткуда - особенно тем, кто не владел русским и не имел доступа к османской прессе. Газета должна была рассказывать о других странах и о природных явлениях, о рекомендациях медицины и о новых сельскохозяйственных культурах, о воспитании детей и о достижениях технического прогресса - словом, о всех сторонах современной жизни 19 века, о которых ещё никогда не писалось на крымскотатарском языке.
Нареканий со стороны соотечественников Гаспринский не опасался: он был уверен, что реальные плоды его начинания со временем развеют их недоверие. Но вот с имперскими властями было сложнее. Поскольку для издания газеты требовалось разрешение российских чиновников, их требовалось убедить в политической целесообразности проекта. Идеи и мысли Исмаила Гаспринского, сформулированные в конце ХIХ в., воплотились в концепцию о совместном развитии славянских и тюркских народов России.
Потому Гаспринскому пришлось стать не только просветителем собственного народа, но и просветителем русских, подробно разъясняющим им намерения, потребности и надежды крымских татар (а заодно и других мусульманских народов империи). Хорошо ориентируясь как в мусульманском, так и в русском обществе, Гаспринский взвалил на себя колоссальную ношу. Он вызвался стать посредником между господствующими и покорёнными. Стать, во всех смыслах этого слова, переводчиком между двумя очень разными мирами.
«Нужно ли говорить о том, что нам необходимо поставить себе задачей и идеалом просвещение и прогресс?». Так пишет в одном из номеров «Терджимана» великий просветитель, известный крымскотатарский общественный деятель и издатель Исмаил Гаспринский. Газета «Терджиман», которую он издавал в Бахчисарае, стала объединяющим фактором многих тюркоязычных народов.
Спор реформатора с консерваторами продолжался до самого конца жизни Гаспринского. Он написал немало статей, в которых справедливо упрекал своих оппонентов в том, что они ставят преграды на пути прогресса крымскотатарского общества.
Для Гаспринского не было иного выхода, кроме как с нуля создавать новый, не существовавший в Крыму ранее тип школ, которые не зависели бы ни от мусульманского духовенства, ни от царских министерств. И через многие годы напряженного труда ему удалось создать целую сеть таких учебных заведений - причем не только в Крыму, но и далеко за его пределами.
Мировоззренческие принципы и идеи И. Гаспринского основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман, неприятия радикальных требований социалистов. И.Гаспринский выступал за эволюционные формы развития общества. Отмечается, что Гаспринский видел реальную перспективу прогрессивного культурного развития, решения насущных социальных и политических проблем тюркского мира внутри российской государственной целостности, в союзе и согласии с русским народом, о котором он писал: «Самый многочисленный и главный народ России — русские — одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России…» — «Терджиман» («Переводчик»).
Знаменитые слова Гаспринского “Тильде, фикирде, иште бирлик” можно понимать как лозунг, обращенный к миллионам. Но можно и как мудрое жизненное правило лично для каждого человека и, прежде всего, для самого себя: проживи жизнь так, чтобы твои слова, твои убеждения и твои дела были едины и соответствовали друг другу.
Содержание
Введение………………………………………………………………………6
Биография И. Гаспринского…………………………………………………8
Листая «Терджиман»……………………………………………………….9
Проблематика газетных выступлений Исмаила Гаспринского…….10
Концепция Исмаила Гаспринского о совместном развитии славянских и тюркских народов России…………………………………………………11
Издательская деятельность И. Гаспринского……………………………..13
Прогрессивные педагогические идеи И. Гаспринского…………………13
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………17
Введение
«Аллах дал человеку, своему любимому творению, великую силу, при помощи которой он может господствовать над многим; создавать и уничтожать очень многое. Это ум. Но ум следует обогатить знаниями».
− Исмаил Гаспринский.
Исмаил Гаспринский – одна из самых выдающихся личностей своего времени. Для кого-то он учитель, для кого-то писатель, публицист и просветитель. Для меня он является авторитетом, на который нужно равняться.
Узнав о межрегиональной научно-практической конференции «Шаги к успеху», я решила принять участие. Я сразу же определилась с темой и личностью, о которой хотела бы писать. Благодаря собранной информации из книг, журналов и интернет-сайтов, я смогла найти большое количество нужной для меня информации и сразу же приступила к работе.
Имя Исмаила Гаспринского хорошо известно как у нас в стране, так и за её пределами, его знают как педагога, просветителя, издателя первой в России тюрко-язычной газеты «Терджиман - Переводчик». Однако остаётся целый пласт многогранного литературного творчества, который ещё предстоит исследовать востоковедам.
В основу научно-исследовательской работы положена биография и основные факты из жизни и деятельности Исмаила Гаспринского. В рамках исследования предпринята попытка изучить и раскрыть положение великого деятеля в истории развития народов.
Цель исследовательской работы показать и проанализировать вклад И.Гаспринского в развитие интеллектуальной мысли народов мирового масштаба.
Исходя из цели работы, сформированы следующие задачи исследования:
познакомиться с просветительской работой И. Гаспринского;
выяснить его цели и надежды, его прогрессивные идеи и препятствия, которые пришлось преодолеть для их воплощения;
исследовать идеологию газеты «Терджиман»;
Предмет исследования: историческая литература, содержащая информацию о биографии и деятельности И.Гаспринского, газета «Терджиман».
Актуальность исследования заключается в том, чтобы люди нашего времени знали и помнили выдающегося просветителя Востока конца ХIХ –начала ХХ вв, одного из самых ярких мыслителей всего тюркского мира.
Человек, являющейся примером толерантности и прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман. Знать о его вклад в сложную борьбу за проведение реформы образования, работу по развитию женского образования, по организации изучения русского языка, просветительская деятельность, шаги по распространению этих идей в России, в Хивинском и Бухарском ханствах, в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США.
Исмаил Гаспринский – знаковая фигура в мировой истории тюрко-мусульман. Еще при жизни личность издателя первой в Российской империи тюрко-язычной газеты «Терджиман» («Переводчик»), реформатора старометодных крымскотатарских школ, прагматика Исмаила Гаспринского начала привлекать внимание многих современников. В дореволюционных изданиях России и зарубежья периодически помещались статьи, посвященные Исмаилу Гаспринскому, его издательской, педагогической деятельности. В изданиях 1920-1940-х годов встречаются отдельные публикации аналитического характера, приуроченные к памятным датам (дню национальной печати, смерти И. Гаспринского и т. д.). О первой тюркоязычной газете «Терджиман» и ее издателе И. Гаспринском», мы находим в журнале «Звезда Востока»(1987). С этого времени и на протяжении десятилетий феномен Исмаила Гаспринского, его творчество, взгляды, различные аспекты многогранной деятельности становятся объектами сотен изысканий. Вклад просветителя в интеллектуальное развитие тюрко-мусульман непрерывно изучают в Турции, Северной Америке, Европе. Сегодня планомерное изучение арабо-графических текстов до и после революционной России выводит в свет новые знания о судьбе, концептуальных взглядах великого интеллектуала.
Биография Исмаила Гаспринского
Исмаил Гаспринский родился 8 (21) марта 1851 года в деревне Авджикой
близ Бахчисарая в семье офицера русской службы Мустафы Али оглу Гаспринского и его жены Фатиме-Султан Темир Гази кызы (девичья фамилия Кантакузова). Его отец был родом из села Гаспра в Крыму - из названия этого села и происходит псевдоним Исмаил-бея.
Начальное образование получил дома, затем – местная сельская мусульманская школа-мектебе, а после продолжил обучение в Крымской гимназии для мальчиков Акмесджит ( Симферополь)
После гимназии Исмаил-бей стал кадетом в Воронежском кадетском корпусе. В 1864-1867 он поступил в Московскую военную гимназию. Учеба в столь престижном заведении стала возможна потому, что отец Гаспринского состоял на государственной службе и принадлежал к роду крымских мурз, приравненных к российскому дворянству. В Москве юноша подружился с сыном знаменитого славянофила, издателя «Московских ведомостей» Михаила Каткова и некоторое время жил в его семье.
В возрасте 17 лет Гаспринский вернулся в Бахчисарай, на родину. С 1867 года он начал преподавать русский язык в «Зынджирлы медресе» в Бахчисарае. Из-за его острой критики традиционных методов образования он был безжалостно отвержен консервативно настроенными студентами и коллегами. Поэтому спустя три года он оставил преподавание и, с целью улучшения своих знаний французского языка, в 1871 году выехал в Париж через Стамбул, Вену, Мюнхен. В Париже он посещает лекции в Сорбонне.
Во время пребывания в Париже средства к жизни И. Гаспринский зарабатывал, работая переводчиком в рекламных агентствах. Он также работал секретарём у великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. В Париже И. Гаспринский стал писать корреспонденции для русских газет. Затем около года Гаспринский прожил в Турции, в Стамбуле.
В 1878-1884 годах Исмаил-бей был городским головой Бахчисарая.
С 1879 году Исмаил Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на общетюркском языке «Файдалы эглендже» (1879—1880), «Закон» (1881).
Листая «Терджиман».
С 10 апреля 1883 года Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ-Терджиманъ». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом XX века старейшей мусульманской газетой в мире. Изначально газета издавалась еженедельно, с 1903 года - два раза в неделю, а с 1912 года стала ежедневной.
Долгое время «Терджиман» оставался одной из немногих тюркских газет в России. Газета, касавшаяся самых злободневных тем жизни людей, печаталась на т и русском языках. Поначалу это был еженедельник, а затем газета выходила и три раза в неделю, и ежедневно. Она просуществовала до самой смерти Гаспринского в 1914 году, а затем еще четыре года выходила под редакторством его сына – Рефата. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года.
20-летний юбилей «Терджимана» в 1903 году превратился в общенациональный форум, закрепивший за Гаспринским статус «отца нации» российских мусульман.
Исмаил Гаспринский решил издавать газету на «тюркском», отличавшимся своей простотой, краткостью и ясностью. Это был язык, с помощью которого он мечтал объединить весь тюркский мир. В одной из статей он так объясняет замысел: «Татары сибирские, казанские, крымские, кавказские; башкиры, среднеазиатские узбеки и туркмены говорят наречиями общего им всем тюркского языка. Наречия эти, значительно разнящиеся в устной речи, почти одинаковы в транскрипции и письменной речи. Газета наша кроме всех областей России, проникает в среду говорящих по-тюркски племен Китая, Персии, Турции». Благодаря этому, «Терджиман» читали все тюркские народы. В 1881 году Исмаил Гаспринский выступил с идеей создания единой нации российских мусульман на основе «единства языка, мыслей и действий». Он был сторонником джадидизма, он хотел видеть свой народ среди самых развитых наций мира. Гаспринский был той редкой личностью, который нашел общий язык с русскими деятелями культуры (был секретарем у И. С. Тургенева), ладил с властями и был европейски образованным человеком.
Через «Терджиман» идеи Гаспринского распространялись в России, в Хи-винском и Бухарском ханствах, в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США. Сам Гаспринский полагал, что газета более по-пулярна среди иностранцев, нежели среди соотечественников. Материалами издания Гаспринского пользовалась печать исламских стран: «Игдам», «Са-бах», «Гайрет», «Ватан», «Диккат», «Хизмет», «Агонк», «Заман», «Каир», «Нил», «Ахтер», «Нассури». В 1886 году И. Гаспринский наладил издание рекламного приложения к газете «Переводчик-Терджиман» под названием «Листок объявлений». С конца 1905 года он начал издавать первый крымскотатарсий журнал для женщин «Алем-и-Нисван» («Женский мир»). В 1906 году И. Гаспринский добился разрешения на издание первого юмористического журнала на родном языке под названием «Ха-ха-ха».Позже он создал новый еженедельник – орган мусульманской фракции Государственной Думы Российской империи газету «Миллет» («Народ»).
Во всех этих мероприятиях Исмаилу Гаспринскому помогал Мустафа Да-видович, его товарищ по Московской военной гимназии, который поселился в Бахчисарае и в течение 20 лет был головой Бахчисарая.
Проблематика газетных выступлений Исмаила Гаспринского.
Среди проблем, рассматриваемых Гаспринским на страницах «Терджимана», значительное место отведено вопросу женского образования, являющегося, как известно, одним из основных показателей социального положение женщины в обществе. Отметим, что вопрос просвещения женщин занимает одно из важнейших мест в дидактической системе Гаспринского. Свои основные идеи по этому вопросу он изложил в следующих статьях:
«По-женскому вопросу» (1903 г.), «Исламизм и права женщин» (1909 г.), «О правах женщин» (1913 г.) и др. Кроме того, вопросу гендерного воспитания посвящены такие произведения Гаспринского, как «Къадынлар улькеси» («Страна Амазонок», 1890 г.), «Арслан къыз» («Девушка-львица», 1893 г.), «Къадынлар» («Женщины», 1903 г.) [1, с. 138-139].
Таким образом, проблематика газетных выступлений Гаспринского свидетельствует о том, что автор не оставался равнодушным к происходящему вокруг, а напротив, стремился донести до читателей свое видение многих проблем своей эпохи и рассказать о событиях, происходящих как в своем регионе, так и далеко за его пределами. Считаем, что по широте охвата тем, глубокому содержанию публицистических произведений, таланту и мастерству их изложения Гаспринского можно смело отнести к числу лучших публицистов своего времени. Общественно-политическая, социально-экономическая, духовная сфера человеческой жизни и деятельности, актуальные проблемы современной автору действительности - вот далеко не полный перечень вопросов, которые нашли отражение в публицистике Гаспринского. Сегодня эти материалы, составляющие основу публицистического наследия Гаспринского, представляют огромную ценность, как для исследователей, так и для широкой читательской аудитории, поскольку вдумчивый читатель может найти в них ответы на многие злободневные вопросы современности.
Концепция Исмаила Гаспринского о совместном развитии славянских и тюркских народов России.
Идеи и мысли Исмаила Гаспринского, сформулированные в конце ХIХ в., воплотились в концепцию о совместном развитии славянских и тюркских народов России. Именно тогда им было осуществлено издание двух «сборников интересных и полезных знаний»: «Тонгъуч» («Первенец») и «Шафакъ» («Заря»).
«Переводчик» (Терджиман) будет служить по мере сил проводником трезвых, полезных сведений из культурной жизни в среду мусульман и обратно знакомить русскую с их жизнью, взглядами и нуждами. Сознавая всю важность и трудность взятой на себя задачи, редакция укрепляет себя надеждой, что среди общества найдется немало почтенных сведущих людей, кои не откажут ей в сочувствии и помощи своими трудами». Этими словами редактора открылась 139 лет назад новая газета «Терджиман» (Переводчик), которой была уготована поистине славная судьба.
Мировоззренческие принципы и идеи И. Гаспринского основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман, неприятия радикальных требований социалистов. И.Гаспринский выступал за эволюционные формы развития общества. Отмечается, что Гаспринский видел реальную перспективу прогрессивного культурного развития, решения насущных социальных и политических проблем тюркского мира внутри российской государственной целостности, в союзе и согласии с русским народом, о котором он писал: «Самый многочисленный и главный народ России — русские — одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России…» — «Терджиман» («Переводчик»). 1884. № 1 (8 января). С. 1
На стыке XIX-XX вв. Гаспринский отчетливо понял всю важность проблемы того, как уберечь мир от конфронтации на межнациональной и межконфессиональной почве. В статье «Русско-восточные соглашения. Мысли, заметки и пожелания», вышедшей отдельным сборником в Крыму в 1896 году, эта тема также нашла свое отражение. «Следовало бы, чтобы русские и мусульмане лучше и непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных предубеждений. Тогда они увидели бы, что кроме верования, все остальное сближает и скрепляет их. В частной жизни и деятельности мы сплошь и рядом видим прекрасные отношения между мусульманами и христианами. Это и нужно развивать и укреплять, отнюдь не касаясь дорогих каждому религиозных чувств».
Издательская деятельность И. Гаспринского
В год начала публикации газеты «Терджиман», из-за большой работы, связанной с ее выпуском, Гаспринскому не удалось издать ни одной книги. Но в последующие годы, начиная с 1884, им публикуются сотни книг религиозного и светского содержания.
Из религиозных в основном издавался Коран, которому Гаспринский придавал особое значение. В одной из своих ранних заметок Гаспринский пишет: «Коран наша священная книга. Он призывает нас учиться, работать и жить благопорядочно. Просвещение служит человеку. Коран и просвещение не мешают друг другу, как думают (ныне) многие мусульмане, а напротив. Для благополучия нашего духа нужен Коран. Для благополучия тела — знания».
Из светских публикаций Гаспринского наиболее значительной явилась «Энциклопедия наук». Далее было издание по географии России («Русие джогърафиясы»), вслед за ним изданы «Джиханнума» («Карты мира»), «Маишет мухаребеси» («Война за ресурсы»), «Бразилияда эхл-и-ислям» («Мусульманское население Бразилии»), «Истиля-и-Туркистан» («Экспансия Туркестана»), «Кесб ве тиджарет мухаребеси» («Торговая война»), «Мухтасар табакъатуль-арз» («Краткий курс геологии»), «Кюрре-и-арзын сурет ве тешкили» («Образование Земли»), «Усул-и-эдеп. Шаркъ ве гъарб незакет къаиделери» («Правила восточного и западного этикета»), «Бедени-инсан» («Анатомия человека»), «Мешхур пайтахтлар» («Великие столицы»), «Юнан хукемасы»
Обширно литературно-публицистическое наследие И. Гаспринского. От-метим роман «Дар-уль-Рахат»(«Страна спокойствия») и «Сто лет спустя. 2000 год», а так же работу «Русско-восточное соглашение». Гаспринский явился родоначальником многих литературных и публицистических жанров не только у крымских татар, но и у других тюркских народов.
Прогрессивные педагогические идеи И. Гаспринского.
Только за первые 20 лет деятельности на этом поприще он открыл и реорганизовал более тысячи мектепов (школ) от Бахчисарая до Благовещенска.
В доме-музее его имени ещё до Великой Отечественной войны посетители могли видеть экспонат – шар, сплочённый из тысячи драгоценных камней, на каждом из которых было выгравировано наименование очередной такой школы.
Приблизив программу школы к европейской (в этом И. Гаспринский следовал путём Ушинского, называя его «незабвенным учителем») и, применив, так называемый «звуковой метод обучения» (вместо чтения по буквам), разработал простой и понятный учебник «Ходжа-и-субьян» (Учитель и ученик»), пользуясь, которым мать могла учить ребёнка. Гаспринский добился того, что тот объём знаний, который в старометодных мектепах ученики осваивали за три-четыре года, в новых школах осваивался за полгода. Это была поистине школьная революция, обусловившая бурный прогресс в общественном сознании на национальных окраинах. «Новый метод» обучения –«усул-и-джадид» дал название и жизнь такому общественно-политическому течению, которое вошло в историю как джадидизм. Эта реформа вышла за границы России, проникла в Турцию, Персию и Китай. В 1910 году И. Гаспринский направляется в Индию. Обучив передовых учителей «новому методу» и дав толчок реформе в школе, он оставил исключительные по своей наблюдательности и глубине заметки о колониальном господстве в Индии: «Индия – жемчужина британской короны».
Исмаил Гаспринский стал инициатором реформации всей системы образования не только среди крымских, но и поволжских татар. Если до него джадидские медресе были редким исключением, то благодаря его деятельности они стали доминировать, проникая в среду всех тюрко-язычных народов. Огромный авторитет Исмаила Гаспринского сохранялся и в начале ХХ века, когда открылось большое количество татарских газет и журналов, а новая система методики образования стала повсеместной.
И. Гаспринский награждён орденами: бухарским «Золотой орден Восходящей звезды» (IIIстепени); турецким «Медение» (IVстепени); иранским «Лев и Солнце» (IVи IIIстепени) и медалью Санкт-Петербургского русского Технического общества (бронзовая).
Исмаил Гаспринский скончался 11 сентября 1914 года и был похоронен в Бахчисарае на территории кладбища при Зынджырлы медресе. Смерть Исмаила Гаспринскогов 1914 г. Была воспринята во всем тюркском мире как громадная утрата.
В 1921 году по инициативе Османа Акчокраклы и при его непосредственном участии в Бахчисарае в здании, где прежде печаталась газета «Терджиман», был открыт дом-музей И. Гаспринского (ныне Мемориальный музей И. Гаспринского). Памятник Исмаилу Гаспринскому установлен в Симферополе 6 июля 1998 года, на берегу Салгира по ул. Воровского. Автор памятника — известный скульптор Айдер Алиев.
Заключение
Идеи и мысли Исмаила Гаспринского, сформулированные в конце ХIХ в., приобретают особое звучание и заставляют задуматься о перспективе их развития в социокультурном контексте ХХI века. Родившегося и выросшего в Крыму, на стыке двух цивилизаций, двух во многом разных миров - Востока и Запада, Европы и Азии с разным национальным и конфессиональным составом населения, Гаспринского не могла не волновать тема межнационального и межконфессионального взаимодействия. Он публично озвучил вопрос о необходимости равенства между людьми на основе взаимного доверия и взаимной помощи, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, открыто поставил вопрос о необходимости разработки такой формулы взаимоотношений между людьми, которая устраивала бы обе стороны взаимодействия.
В этом плане его мысли, на первый взгляд кажущиеся несколько идеалистическими и оторванными от реальной действительности, подчеркивают тот факт, что данную проблему, чрезвычайно важную и острую, замалчивать нельзя. На стыке XIX-XX вв. Гаспринский отчетливо понял всю важность проблемы того, как уберечь мир от конфронтации на межнациональной и межконфессиональной почве.
Обозревая жизненный путь Исмаила Гаспринского, его деятельность как основателя и редактора газеты "Терджиман", его вклад в сложную борьбу за проведение реформы образования, работу по развитию женского образования, по организации изучения русского языка, просветительская деятельность, шаги по распространению этих идей в России, в Хивинском и Бухарском ханствах, в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США, - мы можем утверждать, что Исмаил Гаспринский был выдающимся педагогом просветителем народов Востока.
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объявила 2014 год годом памяти выдающегося крымскотатарского общественного деятеля мирового масштаба Исмаила Гаспринского (1851-1914). Это дань уважения памяти о человеке, который внёс большой вклад в развитие вопросов образования, науки и культуры.
Литература:
1. Александр НОВИКОВ. Выдающийся крымскотатарский просветитель ЮЖНАЯ СТОЛИЦА. Крым № 10 (1482) 19 марта 2021 г.с 7
2. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению: краткий биографический очерк И. Гаспринского. Симферополь, 2000, 180 c.
3. Керимов И.А., Меметова Л.А. — Новые штрихи к биографии просветителя Исмаила Гаспринского // Litera. – 2020. – № 8. – С. 80 - 86.
DOI:10.25136/2409-8698.2020.8.33563URL:https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=335633.
4. Османов Ю. Просветитель Востока Исмаил Гаспринский. Симферополь, 2014, 312 с.
5. Климович Л. На службе просвещения. О первой тюркоязычной газете “Терджиман” и ее издателе И. Гаспринском / Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток, Казань, 1993, С. 98-122.
9