СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Велосипед, я и дорога

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

С началом весны возбудителями опасности на дорогах и раздражителем для большинства автомобилистов становятся владельцы мопедов и велосипедов. Именно их непредсказуемое поведение, в основе которого лежит нежелание соблюдать правила дорожного движения, является причиной аварий и гибели (увечья) многих людей. Статистика ДТП с участием велосипедистов и любителей экстрима ежегодно растёт именно с приходом весны.

Основными причинами таких ДТП являются: нарушение правил перестроения и проезда перекрестков,  несоблюдение правил управления велосипедом,  мнимое геройство.  В отличие от других стран, у нас за рулём велосипедов сидят, в основном, дети и подростки, по неопытности которых часто и возникают аварийные ситуации. Эти транспортные средства приобретаются, как правило, родителями в обмен на обещания любимого чада лучше учиться или, например, бросить курить. Но вместе с покупкой техники редко удосуживаются подумать о средствах защиты – шлеме, а ещё об очень необходимой книжечке «Правила дорожного движения», которую любой новоявленный владелец техники обязан прочесть и запомнить.

Особенно опасный возраст – 11-14 лет, когда дети ещё не в полной мере владеют своим телом. Эта работа является одним из вариантов пособия для  организации и проведения внеклассных мероприятий с учащимися 7-9-х классов

Просмотр содержимого документа
«Велосипед, я и дорога»

13



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА №120 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

194295, Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 24 корп. 2.

Телефон/факс:: 8-812-409-81-80 8-812-409-81-79, E-mail: 120@shko.la

УТВЕРЖДАЮ Рассмотрено на заседании
Директор ГБОУ школы №120 методического объединения
______________ В.И. Рымша «____» ____________2012 г.
«___» ______________ 2012 г. Председатель МО
_________ /______________/

Методическая разработка
по правилам и безопасности дорожного движения

Тема: Подготовка и проведение внеклассного мероприятия
«
Велосипед, я и дорога»

Исполнил: Гращенко А.В.,
преподаватель-организатор ОБЖ














Санкт-Петербург
2018

О Г Л А В Л Е Н И Е

  1. Вводная часть

2. Основная часть

2.1 Теоретическая часть: знакомство с историей изобретения велосипеда, общим техническим устройством и требованиями к оснащению велосипеда, Экипировкой велосипедиста, правилами дорожного движения для велосипедистов, видами велосипедного спорта

2.2 Практическая часть: демонстрация навыков управления велосипедом, подачи сигналов, преодоление перекрёстков

3. Заключение

4. Список используемой литературы и пособий

5. Приложения В помощь преподавателю

Вводная часть

С началом весны возбудителями опасности на дорогах и раздражителем для большинства автомобилистов становятся владельцы мопедов и велосипедов. Именно их непредсказуемое поведение, в основе которого лежит нежелание соблюдать правила дорожного движения, является причиной аварий и гибели (увечья) многих людей. Статистика ДТП с участием велосипедистов и любителей экстрима ежегодно растёт именно с приходом весны.

Основными причинами таких ДТП являются: нарушение правил перестроения и проезда перекрестков, несоблюдение правил управления велосипедом, мнимое геройство. В отличие от других стран, у нас за рулём велосипедов сидят, в основном, дети и подростки, по неопытности которых часто и возникают аварийные ситуации. Эти транспортные средства приобретаются, как правило, родителями в обмен на обещания любимого чада лучше учиться или, например, бросить курить. Но вместе с покупкой техники редко удосуживаются подумать о средствах защиты – шлеме, а ещё об очень необходимой книжечке «Правила дорожного движения», которую любой новоявленный владелец техники обязан прочесть и запомнить.

Особенно опасный возраст – 11-14 лет, когда дети ещё не в полной мере владеют своим телом. Эта работа является одним из вариантов пособия для организации и проведения внеклассных мероприятий с учащимися 7-9-х классов.

Основная часть

Порядок проведения Тематический план мероприятия

1.

Теоретическая часть: знакомство с историей изобретения велосипеда, общим техническим устройством и требованиями к оснащению велосипеда, Экипировкой велосипедиста, правилами дорожного движения для велосипедистов, видами велосипедного спорта

1 ч

2.

Практическая часть: демонстрация навыков управления велосипедом, подачи сигналов, преодоление перекрёстков


Данное мероприятие проводится в День Защиты Детей или в период Школьной Весенней Спартакиады. Состоит из теоретической и практической частей, тpeбующих отдельнoй пoдгoтовки – к презентации можно привлечь учащихся, занимающимися велоспортом для наглядной демонстрации экипировки и типов велосипедов, если таковые имеются.

Теоретическая часть

проводится накануне в актовом зале с использованием школьной студийной и мультимедийной аппаратуры

Цели: 1. Познакомить обучаемых с историей изобретения велосипеда, видами велосипедного спорта, видами и общим устройством велосипеда, требованиями правил дорожного движения для велосипедистов.
2. Обобщить и закрепить знания требований ПДД к движению велосипедов.

Необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Таким и является данная презентация.

Метод проведения: презентация

Презентация состоит из 27 слайдов, которые помогут проведению теоретической части мероприятия по изучению правил дорожного движения. Презентация охватывает большой объём программного материала по ПДД:
Основные понятия: история изобретения велосипеда, общее устройство, техническим устройством, правила дорожного движения для велосипедистов, виды велосипедного спорта виды транспортных средств, их классификация, история развития; причины ДТП; участники дорожного движения; сведения о дороге; светофор, история его развития; назначение дорожных знаков и указателей, их группы.

Для большей эффективности презентация построена с учётом возрастных особенностей младших школьников, в неё включены занимательные вопросы. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с учащимися помогает добиться поставленных целей. Материал презентации помогает отследить уровень знаний школьников и спланировать дальнейшую работу. Нижепредставленное содержание является сопровождением к презентации.

Слайд № 3 “Добро пожаловать в страну «велосипедию». Велосипед – это транспорт, средство передвижения, спортивный снаряд или игрушка? Из каких веков он пришёл к нам?

Слайд № 3,4,5 Проект великого Леонардо Изобретение француза Последователи Что в итоге. Великая эволюция велосипеда от «селярифера» до «маунтбайка».

Слайд № 6 Что представляет собой современный велосипед? Набор технических устройств: рама, руль, педали, колёса, седло, тормозные устройства, противогрязевые подкрылки и т.д., и т.п.».

Слайд № 7 Как транспортное средство велосипед должен иметь:

исправные тормоз, руль и звуковой сигнал; Быть оборудован:

спереди – световозвращателем и фонарём или фарой белого цвета;

сзади – световозвращателем или фонарём красного цвета;

с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Слайд № 8 Вo избежание дорожного травматизма велосипедист должен позабо­титься и о своей экипировке: на руках – велосипедные перчатки; на голове – защитный шлем; одежда – облегающая спортивная; к одежде прикреплены фликеры и светоотражающие полосы для езды в ночное время. Можно дополнительно позаботиться: о наколенниках, налокотниках, доспехах, очках, респираторе, фляге и т.д., если Вы занимаетесь велотуризмом или экстримом.

Слайд № 9, 10, 11 Помни: «Сел за руль – водителем стал!» Управлять велосипедом на проезжей части разрешено только с 14 лет. Движение можно осуществлять по велосипедным дорожкам, по краю проезжей части дороги (обочине), руководствуясь сигналами светофора (регулировщика) и знаками правил дорожного движения.

Слайд № 12 В отличие от автомобилей и мотоциклов, велосипед не оборудуется сигналами поворотов и тормоза. Поэтому сигналы перед выполнением манёвра велосипедист подаёт руками. Запомните их и применяйте на практике.

Слайд № 13 Кроме знаний о том, что МОЖНО, нельзя забывать и о том, что НЕЛЬЗЯ. Велосипедисту запрещено:

- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

- перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;

- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты или мешает управлению;

- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

Слайд № 14 Забыл, зазевался, нарушил - последствия печальны. Будьте внимательны. Берегите себя.

Слайд № 15, 16 Владение «железным конём» позволяет расширить свой кругозор, приобщиться к прекрасному, занимаясь велотуризмом, или окунуться в мир спорта и экстрима.

Практическая часть

организуется и проводится на учебных точках:

  1. Проезд регулируемого перекрёстка.

  2. Проезд нерегулируемого перекрёстка

  3. Переход на перекрёстке.

  4. Движение по велосипедной дорожке

  5. Движение по краю проезжей части (обочине)

Выбраны основные. Можно учебных точек организовать и больше, напpимеp:
действия по сигналам регулировщика,
перевозка груза,
перевозка пассажира и т.п.

Демонстрационная езда осуществляется заранее назначенными учащимися на велосипедах.

Учебные места оборудуются и провешиваются заранее, имеют дорожную разметку. Оборудуются на территории школы. Это удобно, так как территории школ обычно имеют ограждение, что исключает движение других видов транспорта, представляющее опаснoсть и помеху для меpоприятия.

Смена мест, время нахождения на учебных местах, порядок движения, старшие учебных групп определяются на месте руководителем занятия.

Заключение

Данная работа является одним из направлений деятельности педагогических работников в повышении качества знаний в культуре безопасности учащихся.

Может быть взята на вооружение классными руководителями, преподавателями-организаторами и учителями ОБЖ, педагогами-организаторами при подготовке общешкольных и внеклассных мероприятий.

Литература, пособия и информационное обеспечение

Правила дорожного движения РФ. – М.: ООО «Мир Автокниг», 2012.

Н.В.Григорян, С.П. Данченко, М.Л.Форштат. Методические рекомендации для учителя по ПДД. 9 кл.- СПб.: Лики России, 2008

http://www.mtbtula.ru/entry/41/file/chertezh_leonardo_da_vinchi.jpg

http://inventions.ru/i/photo/davinci_bicycle.jpg

http://i122.photobucket.com/albums/o267/pijamkin/BrockhausEfron_Velosipedy2.jpg

http://ru.wikipedia.org/wikiht

http://clck.yandex.ru

http://news.tut.by/138602.html

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://ru.wikipedia

В помощь преподавателю

1. История развития велосипедов

Кто же изобрел велосипед? Сложно сказать. Вполне возможно, что, как это часто бывает, когда некая идея "носится в воздухе", что было несколько случаев независимого изобретения. Ведь люди всегда нуждались в транспорте, и велосипед вырос, так сказать, из лошади, недаром первые велосипеды иногда называли funny horse, hobby horse. Отбросив все сомнительные легенды, я приведу лишь факты считаются общеизвестными.

В 1791 году француз граф Де Сиврак построил "Селярифер", машину, представлявшую собой два деревянных колеса, соединенных брусом, на котором располагалось сиденье. Сидя на брусе, ездок отталкивался от земли ногами. Переднее колесо не поворачивалось. Фактически, это был самокат.

В 1817 году барон Карл фон Драйс, баварский лесничий, провел усовершенствования. В его тоже полностью деревянном устройстве переднее колесо было поворотным. В следующем году Драйс запатентовал машину, назвав ее "Дрезиной". Для движения также приходилось отталкиваться от земли ногами.

В 1839 году появился велосипед с педальным приводом. Правда, педали совершали не круговое, а возвратно-поступательное движение, преобразовывая его во вращательное движение заднего колеса. Такую машину создал шотландец Киркпатрик МакМиллан.

В 1860 году на велосипеде впервые были применены литые резиновые шины.

В 1865 году французский каретный мастер Пьер Мишо создал велосипед с педалями, размещенными прямо на оси переднего колеса велосипеда. Кстати, название велосипед и произошло от французского "velosipede" - быстрая нога. Их также окрестили "костотрясами" за большие вибрации ввиду полностью деревянных колес. Пьер Мишо наладил производство: за 4 года было сделано более 400 велосипедов.

В 1868 году Джеймс Мур впервые применил на своем велосипеде подшипники качения. Массовое их применение началось лишь через несолько лет.

В 1869 году фирма "Мейер и Гилмет" начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.

В 1870 или 1871 году Джеймс Старли сделал велосипед с огромным передним и маленьким задним колесами, так называемый "паук". Также они назывались "пенни-фартинг". Переднее колесо делали стольбольшим для увеличения пройденного за один оборот педалей расстояния. Ограничением служила длина ног ездока. Средний вес составлял около 20 кг.

В 1879 году Лоусон сделал велосипед с одинаковыми колесами и цепным приводом на заднее колесо, так называемый "безопасный" (safety) велосипед. С 1885 года производство подобных велосипедов стало массовым и "пауки" очень быстро были вытеснены со сцены.

В 1885 году в велосипеде Ровер, Старли собрал почти все новинки воедино, получив велосипед близкий у современным.

В 1888 году шотландец Джон Данлоп, свернув кольцом садовый шланг, сделал пневматическую шину и воздушный ниппель. Это позволило использовать велосипед вне хороших дорог. Коммерческий успех был велик. Само же изобретение пневмо-шины произошло парой десятилетий раньше.

С начала 1890-х годов несколько фирм начали производство велосипедов с ромбовидными рамами, состоящими из двух треугольников. На все велосипеды стали устанавливаться пневматические шины и роликовые цепи. Облик велосипедов практически сформировался.

В 1890-х была сделана первая алюминиевая рама.

В 1896 году Уильям Рейли запатентовал двухскоростную планетарную втулку, которая с 1902 года выпускалась английской фирмой Sturmey-Archer в двух и трехскоростном исполнении. Но массовое распространение планетарные втулки получили лишь в 1950-х.

В 1899 году было изобретено внешнее переключение передач, правда, сильно отличавшееся от современного.

В 1915 году на вооружение итальянской армии поступили складные велосипеды Bianchi с телескопическими задними перьями, листовой пружиной около каретки и пружинной вилкой. Фактически, это был первый двухподвесочный велосипед.

2. Велосипедные дорожки

Велосипедная дорожка — специально выделенная, предназначенная исключительно для движения велосипедистов, дорога. В ПДД обознается дорожным знаком 4.5 "Велосипедная дорожка". Движение по ней разрешено только на велосипедах и мопедах, пешеходы могут передвигаться по ней только в случае отсутствия тротуара или пешеходной дорожки. В Европе велосипедные дорожки на тротуарах вымощены цветной плиткой, цвет и тип покрытия дорожки – уже сами по себе являются обозначением велосипедной дорожки, никто из пешеходов не посягает на это «велопространство». Для местных жителей – это очевидно, а вот нашим гражданам-пешеходам за границей, бодро шагающим по цветной красивой тропинке, приходиться с удивлением шарахаться от пролетающих по дорожке велосипедистов.

ПДД велосипедистов

При езде по велодорожке нужно соблюдать требования ПДД: держаться правой стороны, ехать в несколько рядов можно, не создавая помех встречным велосипедистам. При пересечении с другими велодорожками действует хорошо известное автомобилистам правило "пропусти помеху справа", если, конечно, на одной из дорожек не установлен приоритет. Велосипедист обязан пропустить пешехода в местах, где обозначены пешеходные переходы. При пересечении велосипедной дорожки с автомобильной дорогой велосипедисты должны уступать дорогу автомобилистам.

Велодорожки в России и Петербурге

Велосипедные дорожки распространены в Европе (например, Дания, Нидерланды, Бельгия, больше всего велосипедные дорожки распространены в Нидерландах – там их больше 10000 км.), а в России, к сожалению, встречаются редко и не образуют транспортной сети. Первая велосипедная дорожка в России была организована в 1897 г., она проходила вдоль Ленинградского проспекта. В Питере дорожек пока крайне мало. Есть велосипедная дорожка вдоль проспекта Луначарского от проспекта Культуры до улицы Руставели. Дорожка в сторону курортного района (направление Сестрорецк от СП-б) – довольно плохого качества, не рекомендуется ездить на шоссейных велосипедах.

Велосипедные дорожки появились вдоль Софийской улицы до Колпино, на Витебском проспекте, Суздальском проспекте, Шуваловском проспекте, в Юнтоловском заказнике, в парке Сосновка, в Удельном парке. Также принято решение о строительстве велодорожек в парке имени Сахарова, на бульваре Крыленко, в парке 24 квартала Купчино, в Южно-Приморском парке, на проспекте Луначарского от проспекта Культуры до улицы Руставели. Появились велодорожки на набережной Фонтанки, на 1, 3 и 7 проездах в Рыбацком, велодром в парке «300 летия Санкт-Петербурга. Помимо этого, в районе Пулковских высот будет построена кольцевая велосипедная трасса, удовлетворяющая требованиям регламента Международного союза велосипедистов, что позволит проводить в Петербурге международные соревнования. Также кольцевые велосипедные трассы появятся в районе озера Финское в поселке Парголово.

Велодорожки в Финляндии

Для того, чтобы решить транспортную проблему в столице Финляндии Хельсинки 30 лет назад был создан специальный велосипедный департамент при администрации города.

Сегодня в финской столице более 1300 километров велосипедных дорожек, а на 560 тысяч горожан (без жителей пригородов) приходится 400 тысяч велосипедов и всего 200 тысяч автомобилей. Велосипед здесь заменяет и личный автомобиль, и общественный транспорт. Всего же в Финляндии 4 830 километров велосипедных дорог, на подходе новые километры свежих велодорожек.

3. Правила дорожного движения для велосипеда Общие положения

Велосипед определяется как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое по крайней мере имет два колеса или более и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающий 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/час» (ПДД 1.2). Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как лицо, управляющее велосипедом..

Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится.

Если человек не едет на велосипеде, а катит его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД 1.2). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: согласно п. 4.1 ПДД «Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», но «Лица… ведущие велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств".

Движение велосипедов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или в полосе для велосипедистов (ПДД 24.2).

Технические требования

Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. ("Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации...", п. 6.)

Движение

Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

-по правому краю проезжей части, - в следующих случаях:

- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним;

- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м (ПДД 24.2);

- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

- по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:

- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по краю проезжей части или обочине;

- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (ПДД 24.3)

Движение велосипедистов младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам ( на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон (ПДД 24.4)

При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд (ПДД 24.5).

Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения (габаритная ширина велосипеда не превышает 0,75 м). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м. (ПДД 24.5)

Запреты

Водителям велосипеда запрещается (ПДД-24.8):

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

  • двигаться по дороге без застёгнутого мотошлема (для водителей мопедов;

  • пересекать дорогу по пешеходным переходам;

Запрещается буксировка велосипедов, мопедов, а также велосипедами, мопедами, кроме буксировка прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом (ПДД 24.9).

При движении в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращяющими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Движение велосипедов, мопедов на автомагистралях запрещается (ПДД 16.1


Проезд перекрёстков

На перекрёстках действуют обычные правила приоритета (ПДД п. 13 и др.). Так, На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа (ПДД 13.11), то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.

Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо (при наличии велосипедной дорожки — согласно п. 13.1 ПДД, а при её отсутствии — согласно пп. 8.4—8.5 ПДД).

Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ПДД 14.1).

На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров (ПДД 6.5), а при их отсутствии — сигналам обычных транспортных светофоров (не пешеходных).

Проезд пешеходных переходов

На регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или общетранспортных светофоров, а также регулировщиков (ПДД п. 6).

На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД 14.1).

Велосипедистам не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу, равно как и разворачиваться на пешеходном переходе; в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.

На пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними запрещены остановка и стоянка.

Сигналы, подаваемые велосипедистом

Перед поворотом следует сигнализировать о своём намерении следующим образом: вытянуть соответствующую направлению поворота прямую руку в сторону поворота или вытянуть противоположную направлению поворота согнутую в локте вертикально вверх руку в сторону, противоположную направлению поворота. О намерении остановиться следует сигнализировать, подняв любую руку вертикально вверх (ПДД 8.1—8.2). На практике использовать согнутые руки велосипедистам не рекомендуется: этот сигнал легко перепутать с сигналом «стоп», и он предназначен больше для водителей автомобилей.

Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам

Непосредственно к велосипедистам относятся только два дорожных знака:

  • предписывающий 4.4.1 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено;

  • 4.4.2 «Конец велосипедной дорожки»

  • 4.5.1 «Пешеходная дорожка» Разрешается движение пешеходам и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2-24.4 настоящих Правил.

  • 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещённым движением (велопешеходная дорожка с совмещённым движением)

  • 4.5.3 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещённым движением (велопешеходной дорожки с совмещённым движением).

  • 4.5.4, 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения».

  • 4.5.6, 4.5.7 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения (Конец велопешеходной дорожки с разделением движения)

запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».

Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще. В частности, он должен обратить внимание на информационно-указательные знаки 5.1 «Автомагистраль», и 5.3 «Дорога для автомобилей», которые запрещают движение велосипедов.

Затруднительные ситуации

Наиболее затруднительной ситуацией для велосипедиста является проезд места разделения транспортных потоков в случае, когда ему необходимо держать прямо (левее) (Дорожная разметка, п. 1.16.2), поскольку в Правилах эта ситуация специально не оговорена[2]. Такое возможно, например, если от главной дороги под острым углом вправо отходит въезд на автомагистраль или на мост и т. п. Велосипедист, согласно Правилам, оказывается в противоречивом положении. Перестраиваться в левый ряд ему запрещено, но и пересекать ответвляющийся вправо транспортный поток в качестве пешехода он не может, поскольку, как правило, в таких местах пешеходный переход запрещен (иногда — знаком). Проезжать в ненужном направлении и искать развилку, возвращающую на главную дорогу — абсурдно, а иногда и невозможно. На практике в такой ситуации, если движение не слишком интенсивно, велосипедист подает сигнал поворота влево и не перестраивается в правый ряд, оставляя разделение потока справа. Если движение интенсивно, то велосипедист спешивается и переходит через такое разделение пешком, несмотря на знаки.

Ответственность за нарушение правил

За нарушение ПДД велосипедистами предусмотрена административная ответственность.

Технические требования к велосипедам.

Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем, фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. ("Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации...", п. 6.)

Эволюция велoсипеда

До 1950-х велосипеды оставались практически неизменными. С 1950-х на сити-байках стали часто появляться трехскоростные планетарные втулки.

В 1951 году появился первый современный переключатель передач, почти такой же, как используются сейчас.

Велосипедные виды спорта и их разновидности

Первые официальные соревнования прошли во Франции еще в 1869 году. Километраж трассы составлял 120 км. Удивительно, что эту немалую дистанцию гонщики преодолевали на деревянных велосипедах, а победителю удалось установить среднюю скорость 11 км/час. Так велосипедные соревнования и первенства стали предпосылкой к прогрессу двухколесного транспорта, оснащению его необходимым инвентарем и оборудованием.

В каждом виде спорта есть свои направления и стили. Велосипедный спорт не исключение, и, как многие другие спортивные разновидности, он имеет свой перечень дисциплин.

Цель каждой из гоночных дисциплин в велоспорте – наиболее быстрое преодоление дистанции.

На сегодняшний день в велоспорте существуют такие направления, как гонка на шоссе, треке, по пересеченной местности (кросс-кантри). К велоспорту также относятся экстремальные направления, включающие в себя флетленд (flatland (англ. flat – плоская, land – поверхность, земля), фристайл (freestyle (англ. free – свободный, style – cтиль, манера), даунхилл или скоростной спуск (англ. downhill — «вниз с холма»), а также фрирайд (англ. free ride — свободная езда).

  1. Шоссейную гонку можно считать прабабушкой всего велоспорта, так как именно с шоссе в XIX веке и началась вся эпопея. Это наиболее популярная и развитая дисциплина, требующая от гонщиков движение по дорогам с твердым покрытием множество разновидностей и особенностей. Но самым  престижным для каждого профессионала является победа и участие в гранд туре – соревновании, представляющем собой многодневку, состоящую из нескольких этапов. Легендарные соревнования Тур де Франс, Джиро д’Италия, Вуэльта Испании относятся к гранд турам, и победа в них ценится больше, чем золото на Олимпийских Играх или чемпионате мира.

  2. Велотрековые гонки – велосипедный вид спорта, подразумевающий движение по овальному замкнутому кольцу (треку) с деревянным или бетонным покрытием, с наклоном поверхности в 42 градуса. В соревнованиях для гонщиков может устанавливаться различная дистанция: как в 1000 м, так и в 40 км. Такие соревнования проходят на велодромах – на специальных велотреках, оборудованных трибунами.

  3. Кросс-кантри – распространенный велосипедный вид спорта. Кросс-кантри – это гонки по пересеченной местности, с подъёмами и спусками, с искусственными и природными препятствиями на трассе на горных велосипедах. Любая кросс-кантрийная гонка, проводимая на мировом или на региональном уровнях, с каждым годом приобретает всё новые, более сложные черты и элементы. Гонки по пересеченной местности вбирают в себя особенности экстремальных видов велосипедного спорта, например, таких как даунхилл. В Украине популярность кросс-кантри набирает обороты. Число любительских гонок и чемпионатов растет, и каждый раз такие мероприятия привлекают всё больше людей – как продвинутых экспертов, так и любителей.

  4. Фрирайд – дисциплина велоспорта, которая характеризуется агрессивным катанием по неподготовленным трассам с природными или искусственными препятствиями, движением на большой скорости по разным типам троп (обрывы, узкие горные тропинки), а также прыжки со скал высотой в несколько десятков метров. Для фрирайда необходим горный велосипед с прочной рамой и хорошей амортизацией

  5. Для направлений флетленд и фристайл характерно исполнение трюков на велосипеде BMX. Флетленд и фристайл больше походят на движение, чем на велосипедный спорт. Но всё же считаться с ними нужно, ведь для большинства BMX’еров это не просто спортивное увлечение или модное движение – это стиль жизни. Фристайл – это целая совокупность видов катание, точнее «выкручивания» «баннихопов» и ноухендеров.

  6. Верт – катание и исполнение трюков в специальной рампе;

  • Дёрт – исполнение трюков на грунтовой трассе с холмами и буграми. За счет разгона BMX’ер вылетает над бугром на достаточную высоту для исполнения трюка;

  • Стрит – катание по перилам, граням, лестницам и остальным присущим городским улицам сооружениям;

  • Парк – отделенная территория (парк), в которой установлены специальные предметы для исполнения трюков: перила, грани, трапеции, трамплины и др.