Тема: «Венок дружбы»
Воспитатель:Антипина Елена Фёдоровна
Введение
Актуальность проекта:В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.
Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов мира. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность «Венок дружбы».
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов мира.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов (русские, татары, чуваши, мордва, буряты);
- вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
Развивающие:
- обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
Воспитательные:
- воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности ксвоим близким, дому, детскому саду, родному краю;
- формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов мира;
- формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
- взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Методы и формы работы: Беседы, рассказ воспитателя, художественное слово, использования ТСО, рассматривание; наблюдение, дидактические игры. Проведение народных, календарных праздников и развлечений с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. Сюжетно-ролевые игры с целью освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; проведение народных подвижные игры, использование театрализованной деятельности.
Вид проекта:познавательно-игровой
Срок реализации:долгосрочный ( 1 год)
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса у детей к традициям и обычаям, промыслам, художественныму творчеству народов мира. Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Продуктивное взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту
6.Материально-техническое оснащение:Географическая карта России;Государственные символы России. Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.
Русские народные детские музыкальные инструменты;Театры – кукольный, настольный, пальчиковый; иллюстрации с изображением национальных костюмов.
7. Разработка проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Венок дружбы»
Содержание работы.
-Определение темы проекта, постановка цели и задач;
-Создать мотивацию для работы по проекту;
-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.
-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
2 этап – основной
Цель:
Организация деятельности по формированию основ толерантной культуры у детей ;
Реализация проекта ведется в следующих направлениях: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.
Работа по проекту строится в совместной деятельности с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
3 этап - заключительный
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Подведение итогов проекта. Анализ и оценка результатов проекта. Практический выход. Определение новых перспектив.
Список литературы:
Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -96с.
Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с. 40-43
ВетохинаАсияЯкуповна, Савельева О. В., Полынова В. К. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
Востружина Т. М. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения». М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. «Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет», Мозаика-Синтез; Москва; 2006
Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М. :Эксо, 2007;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ |
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Беседа «Дружат дети всей земли» Д/И «Кто здесь кто? | Анкета на выявление нравственных и жизненных позиций | Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников» |
Октябрь | Беседа «Куклы из бабушкиного сундука» Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов» Д/И «Оденем куклу в национальный костюм» | Консультация «Что такое толерантность» | Анкетирование педагогов для самооценки толерантности «Черты терпимой личности» |
Ноябрь | Беседа «День народного единства» НОД «16 ноября - Всемирный день толерантности» Д/И «Собери флаг» | Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой» | Консультация «История празднования дня народного единства» |
Декабрь | Беседа «Народные праздники» Д/И «Народные праздники» | Памятки «Нити дружбы» | Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов» |
Январь | Развлечение Праздник Рождества Целевая экскурсия в минимузей «Изба старины» | Консультация «Что можно рассказать детям про Рождество» | Консультация «Календарные праздники России» |
Февраль | Проведение праздника «Сагаалган» | Конкурс «Мой семейный герб» | «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»; |
Март | Развлечение «Широкая Масленица» Д/И | Консультация «Во что играли наши бабушки» | Тематическая консультация «Толерантность и правовая культура дошкольников» |
Апрель | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Беседа «Народные куклы вчера и сегодня» | Составление тематического альбома «Традиции нашей семьи» | Оформлении тематической выставки при ознакомлении с предметами быта и культуры народов разных стран. |
Май | обогащать представления детей о традициях и культуре народов мира: | Досуг«Венок дружбы» | Оформление муз. Зала Подобрать костюмы музыкальное сопровождение |
Сценарий музыкального представления для детей старшего дошкольного возраста
«Венок дружбы»
Воспитатель:Антипина Е.Ф.
Программное содержание:
воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному краю, своей стране, толерантность, уважение к культуре разных народов, населяющих наш край;
расширять кругозор и словарный запас детей, побуждать выразительно читать стихи;
-– развивать музыкальные, танцевальные и сценические способности детей, умение играть вместе вырабатывать сплоченность.
Предварительная работа:
познакомить детей с понятиями: народы нашего края(русские, татары, мордва, чуваши, евреи и т.д.);
разучить песню “У моей России ”
разучить стихи из сценария музыкального представления;
разучить с детьми национальные подвижные игры (русские – “Кошки мышки”, “Гуси-лебеди”, “Палочка-выручалочка”, чувашская – “Сирелер (Расходись)”, мордовская – “Раю-раю”);
сшить национальные костюмы для детей: татарские, мордовские, чувашские, еврейские.
Материалы и оборудование:
Звучит фонограмма песни О. Гришина «Восемнадцать лет», дети входят в зал, занимают свои места.
(Все дети садятся на стульчики вместе с родителями)
Эти встают в центр зала читают стихи
Катя Солнышко, ты в блеске и тепле Проплываешь у любых ворот, Где всего прекрасней на земле, И какой понравился народ?
Максим “Всякий, - шепчет солнышко, - хорош» Не могу обидеть никого.
Там, где ты родился и растешь. Реки, горы или ширь степей.
Родина, она всего милей.
Даша О родном-то Бурятском крае Предлагаем вам рассказ.
Сколько разных здесь народов Проживает среди нас.
Серёжа Ф: Русский, немец и татарин,
Украинец и казак. Есть евреи и армяне, И чуваши, и мордва
Все мы вместе навсегда Родина у нас одна!
(
Галина Ивановна1: Все лучшие песни и сказки на свете Отдать бы всем детям Земли.
Чтоб добрыми выросли дети, Чтоб храбрыми дети росли.
Отдать бы им звуки и краски, Чтоб дружбы венок отыскать.
Но в эту, но в эту счастливую сказку Трусливых и злых не пускать.
Звучит музыка гусли
Елена Фёдоровна2: Как давно - давно это было.
Да над Русской землей Пробежала нечисть поганая
Из-под западной, из-под сторонушки. Да забрала с собой Шишига вредная.
Красу Русскую,
Символ красоты народной.
Ой, пришла беда – небывалая страсть, Не простая беда, а тройная напасть.
Кто же, кто же с Шишигой сразится, Кто захочет освободить красу-девицу?
Звучит музыка, выходит Добрый Молодец(делает круг возле Елены Фёдоровны)
Добрый Молодец: Я спасти её берусь.
И с Шишигою сражусь. Эх, меч-кладенец.
Шишиге - конец.
Е.Ф: Шишигу силой не возьмешь, Только сам ты пропадешь.
Подожди, настанет срок
Ты надень ей на голову волшебный венок.
Добрый Молодец: А где венок волшебный взять?
Е.Ф.Не могу тебе сказать
Сам ты должен отгадать.
До свидания, Добрый Молодец, пора тебе в путь.
Про мои наказы смотри не забудь.
(Уходит в сторону молодец по кругу)
Добрый Молодец: До свидания, .
Звучит музыка, Сказитель-гусляр уходит, звучит шум ветра.
Добрый Молодец (обращается к ветру): Ветер, ветер ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч. Ты летаешь высоко, И всё видишь далеко.
Подскажи мне ветерок,
Где же взять волшебный тот венок.
Г.И.: Народы дружбою сильны,
А дружба – это сила.
И все, кого ты встретишь по пути,
Помогут тебе венок волшебный тот сплести.
Добрый Молодец: Спасибо ветер, а ты лети,
Всем об этом расскажи, Чтобы каждый это знал,
Венок дружбы плести мне помогал.
Шум ветра стихает, звучит музыка,
Г.И: И отправился Добрый Молодец спасать Красу девицу. Шел он по полям, по лугам земли Русской, и очутился на поляне, а навстречу ему девчушка из Беларуси со своими друзьями Вероника, Даша,Серёжа К)Ившина Л.
Дарь (белорусском костюме):
Друзья у нас повсюду есть,
И не считайте, их не счесть.
На юге, западе, востоке
На севере, где холод лют.
Приди и руку протяни,
Они её пожмут.
(выходит родитель с картинкой беларусских детей в национальных
Почему ты Белая, Русь?Ившина Л Существует несколько версий возникновения названия Беларусь, все они связаны с названием Белая Русь. И сразу возникает вопрос – почему Белая? По одной из версий жители этого региона носили одежду из светлой холщовой ткани, которую сами и делали. Вкупе со светлыми волосами и глазами это производило впечатление чистоты, света, поэтому и назвали эту землю Белой. По другой версии до этой земли практически не доходили татаро-монгольские завоеватели, и термин «Белая Русь» тут употреблялся в значении – свободная.
Серёжа К
Много игр нам известно,
В них мы любим поиграть.
Что бы нам сейчас сыграть
Нужно в хоровод нам встать.
(проводиться игра «Галя по садочку ходила» ( после игры все дети садятся на стульчики)
Вероника
Ветер мимо пролетал,
Новость всем нам рассказал,
Что идешь с Шишигой ты сразиться,
Чтоб освободить прекрасную красу-девицу.
Вот возьми от нас цветок,
Вплети его в волшебный свой венок.
Добрый Молодец:
Спасибо, друзья!
Звучит музыка, Добрый Молодец берёт цветок, вплетает его в венок и идет дальше.
Е.Ф.: Пошел Добрый Молодец дальше через леса, через поля. И услышал он веселую музыку – это были ребята из кубани. ( выхобятМама Матвея, Матвей, Алина Н.)
Родитель: КАК КАЗАКИ МИР СПАСЛИ.
В давние-давние времена в наших краях стали жить казаки. Понравилось им здесь: река воду, еду, глину и камыш для куреней даёт, земля - урожаи хлебные, на охоту тоже ходить можно. Хорошо!
А люди тогда очень много воевали, не жилось им мирно, потому что хотели себе побольше земли забрать и богатств всяких. Посмотрели казаки на это дело, собрались на круг и решили взять и перемерить всю землю и шашками расчертить, чтобы никому обидно не было и драться перестали все. Вот так и сделали. И наступил мир во всём мире.
Матвей):
Мы пляшем и поем, Под яркими лучами Широкий хоровод,
Открыт для всех друзей.
Кто хочет песни петь,
Пусть встанет рядом с нами. Кто пляске нашей рад,
Пусть к нам спешит скорей.
Алина НА я вам расскажу об замечательной игре и называется «Плетень»
На кубани играя в плетень молодые девушки и парни, переплетясь руками, показывая этим дружбу добрых и чувствительных сердец: злые не могут даже стоять вместе.
Кубанская народная игра
«Плетень »
Ход игры: Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.
Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу дети расходятся по площадке. По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.
АлинаН
Какой красивый у тебя венок, Вот возьми и наш цветок.
Добрый Молодец :
Спасибо, друзья.
Звучит музыка, Добрый Молодец берёт цветок, вплетает его в венок и идет дальше.
Г.И: Солнце к вечеру клонится, а Добрый Молодец все идет и идет. Ему бы присесть да отдохнуть, но нельзя, надо быстрее спасать Красу девицу. Не зря народная мудрость гласит «Друзья познаются в беде».
Вот и дети из бурятии не остались в стороне, решили помочь ему.
(Выходят родители и рассказывают бурятскую сказку Анна Н, Васелиса,)
В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили: — Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегаюшей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды... Байкал гневно крикнул: — Я могу дать только свои слёзы!.. Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю")
Васелиса
Наш бурятский хоровод Взятся за руки зовёт Если встанешь с нами в круг Значит ты хороший друг И весну и Новый год Славит Ёхор хоровод!) (после Ёхора выходит Максим)
Максим(костюме):
Какой красивый у тебя венок, В него вплети и наш цветок. (Садиться на стульчик)
Добрый Молодец :
Спасибо, друзья.
Звучит музыка, Добрый Молодец берёт цветок, вплетает его в венок и идет дальше.
Е.Ф.Долго ли, коротко ли шёл Добрый Молодец, и повстречалась ему русская девушка со своим другом.(Катя, Богдан О.)
ребёнок (в русском костюме):
Я, русская девчушка,
Я резвушка - попрыгушка. Предлагаю поиграть,
Силу, ловкость показать.
ребёнок (в русском костюме):
Ну, ребята – шалуны, Выбегайте во дворы, Становитесь поиграть,
Чтоб веселье продолжать!
На Руси весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. Первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия.
Игра ручеёк (Встают парами родители и дети )( Сели на стульчики) 17 Богдан О(костюме):
Вот возьми и наш цветок,
Вплети его в волшебный свой венок.
Добрый Молодец:
Спасибо, друзья.
Звучит музыка, Добрый Молодец берёт цветок, вплетает его в венок и идет дальше
Добрый Молодец:
Спасибо, друзья, Вот венок и готов. Его мы возьмем,
И к Шишиге в логово пойдем.
Звучит страшная музыка, выходит Шишига.( Подходит к домику)
Шишига:
Ты зачем ко мне пришел? Как дорогу ты нашел?
Добрый Молодец:
Я пришел с тобой сразиться, И освободить
Красу-девицу.
(Шишига смеется)
Шишига:
Насмешил меня Иван, Но тебя я не боюсь.
Уходи, пока ты цел, А не то я рассержусь.
Звучит музыка, выходит Сказитель.
Г.И:
Вот теперь, Добрый Молодец, Наступил и мой черед,
Ну-ка, гусли, заиграйте, Шишигу быстро укачайте.
Звучит музыка, Сказитель играет на гуслях, Шишига засыпает, Добрый Молодец надевает венок на голову Шишиги. Она просыпается, кричит и убегает.
Добрый Молодец:
Шишига вредная испугалась, В болото своё умчалась.
Вместе мы её сразили
И Красу девицу освободили.
Звучит сказочная музыка, Добрый Молодец выводит Красудевицу.
Анна Ю.
Добрый молодец:
Вы ребята молодцы!
Красна девица:
Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья, С дружбой –жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Все встают и поют песню Дети исполняют песню «У моей России»)