Венская классическая школа (1780 – 1827гг) – направление классической музыки второй половины 18 века в г. Вена – столице Австрии. Слайд №3 Основателями классической музыки считают Йозефа Гайдна, В. А. Моцарта, Л.В. Бетховена (портреты) Благодаря этим композиторам появились классические жанры: симфония, концерт, квартет, соната и др. Давайте вспомним, что такое симфония? Слайд № 4 Симфония (с греческого языка означает «созвучие»)- музыкальное сочинение для оркестра, обычно состоящее из 3, 4 частей. Какой оркестр исполняет симфонию? Верно. Назовите состав симфонического оркестра. Слайд №5 1. Струнно-смычковые инструменты 2. Деревянно-духовые инструменты 3. Медно духовые инструменты 4. Ударные инструменты А теперь познакомимся с основателями венской классической симфонии. Сейчас мы откроем тетради, запишем тему урока и сделаем таблицу. После того как вы ознакомитесь с материалом, мы попытаемся самое главное отметить в нашей таблице. Слайды №6-8 Й. Гайдн (1732 – 1809 Австрия) – один из основоположников симфонии. Всего у композитора их 104. Основой его музыки стали народно-бытовые элементы: большинству его сочинений присущи светлые настроения, отражавшие оптимизм, мажорное мироощущение автора. Музыка Гайдна – это «музыка радости и досуга». Она наполнена неожиданными поворотами и сюрпризами. В 94-й симфонии в середине второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются мощные удары литавр только для того, чтобы «зритель не скучал». Й. Гайдн был очень веселым человеком. Такой же веселой и жизнерадостной была его музыка. Почти в каждой симфонии есть что – то неожиданное, интересное, смешное. Композитор называл свои симфонии словно картины «Вечер», «Утро», «Полдень», «Охота», «Медведь», «Детская». Слушание симфонии «Детская» (отрывок) Беседа после прослушивания: Какое впечатление произвело на вас это произведение? Что для вас оказалось неожиданным? Какие образы у вас возникли? Симфония традиционно состоит из 4-х частей: 1ч.- быстрый, стремительный темп. Музыка активна, драматична. 2ч. – медленная, лиричная, навеянная созерцанием прекрасных картин природы. 3ч. – живая, подвижная музыка, восходящая своими темпами сначала к менуэту (спокойный салонный танец), затем к скерцо (весёлая танцевальная музыка шутливого характера). 4ч. – быстрая, с чередованием неизменной темы-рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов. Следующий представитель венской классической школы - В.А.Моцарт Слайды № 10-13 В.А.Моцарт (1756 Зальцбург – 1791 Вена) – австрийский композитор, скрипач, клавесинист, сочинил около 50 симфоний. В отличие от других композиторов он редко использовал мифологические сюжеты, он обращался к литературным источникам: средневековым легендам и пьесам известных драматургов. Моцарт придавал первостепенное значение музыке: «Поэзия должна быть послушной дочерью музыки». Слушание отрывка из «Реквиема» Какую характеристику вы бы дали этому произведению? Какие эмоции чувства вызвало это произведение? Какие образы возникли во время прослушивания? Слайд № 14-16 Л.В.Бетховен (1770 Бонн, Германия – 1827 Вена, Австрия) – немецкий композитор, дирижер и пианист. Сочинил 9 симфоний. «Музыка, высекающая огонь из людских сердец…»Бетховен Гайдн кратко отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавесинистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая соната. Слушание отрывка из симфонии № 5 Какой характер произведения? Какие чувства, эмоции вызвало это произведение? Образы, возникшие во время прослушивания. Четыре части симфонии — это как бы различные этапы борьбы. Благодаря этому симфония приобретает сюжетность, «программность». А это обстоятельство, в свою очередь, делает музыку Бетховена более понятной. Симфония – это целый мир, мир художника, ее создавшего. Слушая классические симфонии, мы становимся с вами духовно богаче, соприкасаясь с великим искусством. |