Пикуль Н.Н.
МБОУ «Серебрянская средняя
общеобразовательная школа»
Горьковского района
Вера как основа учительского служения
Когда проработаешь в школе более 30 лет, когда учишь детей своих учеников, невольно сравниваешь поколения и задумываешься: какие они современные дети? В чьих руках будущее нашей страны?
Сейчас часто слышишь нелестные отзывы о молодом поколении, о том, что нет взаимопонимания между старшими и младшими, что современные дети слабее физически и в умственном отношении тоже, что они инертны и апатичны.
Меня возмущает такая точка зрения. Дети всегда остаются детьми. Они хотят быть успешными, они быстро научаются и плохому, и хорошему. Как много зависит от человека, который рядом! И если дети не такие, какими хотелось бы их видеть, виноваты только взрослые: мало вложили в них добра, а зло само заполнило их сердца.
Мы живём и работаем в селе. Облик села в последние два десятилетия изменился, изменился и состав жителей, в большинстве своём не имеющих постоянного заработка и, как правило, считающих себя обиженными жизнью. Трудно детям в таких семьях. Непросто и учителю с такими учениками.
Но сейчас именно от школы зависит более, чем когда-либо, сможет ли Россия удержать русскость в культуре или русская культура останется уделом фольклорных ансамблей? Почему от школы? Потому что родительское воспитание утратило органику народной культуры. Назидателем семьи стал не красный угол с иконами, а угол, где стоит телевизор, и оттуда - «Большие гонки», фильмы ужасов, боевики, бесконечные зубоскальства юмористов, и почти ежедневный вопрос: «Кто хочет стать миллионером?»
Школа своей систематической работой в формировании души и интеллекта ребенка, подростка, молодежи способна выработать иммунитет к явлениям псевдокультуры, дать направление самостоятельному развитию личности к идеалам святости, человечности.
Для этого надо воспитывать подрастающие поколения в духе традиций предков. Вяч. Иванов называл культурой «культ предков», ибо культура — это историческое родство нравов, обычаев, духовных устоев, то есть преемственность поколений, прежде всего, в духовной сфере, в традициях. Для русского народа – это православная традиция.
Духовное развитие личности в современном образовании зависит не от формального введения в школах «Закона Божиего». Педагогу следует помнить, что ответственное отношение педагога к духовному становлению молодежи может проявляться отнюдь не в его религиозных проповедях, а в слове и деле учителя. Уроки литературы, истории, музыки, философии, труда могут быть пронизаны духом православия, если сам учитель несет в себе этот дух.
Мы живем в такое время, когда от нас требуется явить чудеса духа, веры, любви и премудрости пред лицом наших собственных детей, они более всего нуждаются в нравственном возрождении, в явлениях силы Духа, которая находится не где-нибудь, а в нашем собственном сердце.
Где же черпать педагогу эту силу? Сила – в вере.
Когда мы говорим о вере, мы всегда думаем о вере в Бога. На самом деле существует также вера в человека, и эта вера в человека определяет нашу жизнь, по меньшей мере, столь же постоянно и глубоко, как и вера в Бога. Кроме того, в Бога веруют не все, а для того, чтобы жить с людьми, без веры в человека не обойтись.
Именно на вере в человека основаны все попытки преобразования - общественного, политического, семейного, ибо, что бы ни проповедовалось, - будь то религия или новый жизненный строй - если человек не вступит в труд, если человек не будет осуществлять то, что задумано, никогда оно никаким образом не осуществится. Без веры в ученика невозможна педагогическая деятельность. Идя на урок, мы верим, что нас ученики услышат, что те драгоценные крупинки, которые мы принесли, чтобы вдохновить и зажечь сердца, упадут на добрую почву.
«Поэтому учитель, как и всякий человек, призывающий людей к чему-то новому, основывает свой призыв на вере в человека, вере в то, что в человеке есть что-то доброе, хорошее. что может отозваться на нужду, на горе, на радость, что может послужить основанием к тому, как строить жизнь».[2]
Такая вера - не легковерие, не наивное отношение к человеку, которое допускает, будто все возможно, будто стоит только обратиться к человеку - и он отзовется. Но вместе с тем это уверенность, что нет такого человека, в котором не было бы подлинной человеческой глубины, нет такого человека, в котором нельзя вызвать доброе и достойное. Вот такое отношение и есть вера в человека.
В Евангелии есть рассказ, который очень ясно говорит о вере в человека. Встреча Христа с апостолом Петром после того, как тот трижды от Него отрекся по страху, испугавшись. Христос его не спрашивает: «Сожалеешь ли ты о том, что сделал?» Он ему говорит: «Любишь ли ты Меня?» И Петр от души отвечает: «Да, Господи! Я Тебя люблю!» Но трижды ему ставит Христос этот вопрос. И вдруг, осознав значение этих трех вопрошаний, понимая, что вся очевидность против него, Петр говорит: «Ты все знаешь, Господи; Ты знаешь, что я Тебя люблю!» И Христос его принимает вновь в среду Своих учеников.[3,c. 1033 ]
Разве мы умеем так поступать? Разве мы умеем поверить, что человек, который поступил по отношению к нам плохо, имеет право сказать: Да, я тебя люблю! У меня не хватило мужества, у меня не хватило глубины, во мне не хватило силы духа, но я тебя все-таки люблю - и все возможно.
Если бы мы так умели друг ко другу относиться! Если бы мы только умели друг во друга поверить, не быть ослепленными ни поступками людей, ни их действиями; не быть оглушенными их словами, а молчаливо заглянуть в человеческую душу и прозреть в ней возможную человечность, возможное человеческое величие, и соответственно предложить человеку новую жизнь, предложить ему наше доверие - и призвать жить в полную меру своего человеческого достоинства! Если бы мы так могли друг ко другу относиться, все было бы возможно среди людей, любые преобразования, и новая жизнь настала бы для человечества.
Как нужна сейчас педагогу вера в ребёнка, вера в своего ученика, вера в свои собственные возможности! Но где взять такую веру? Как научиться ей?
В другого человека нельзя верить, если мы не верим в себя самих. И вот ставится вопрос: что такое вера в себя? «Вера в человека, в самого себя - это вера в то, что во мне, в каждом человеке есть непобедимая динамика жизни и что единственное, что может помешать этой динамике осуществиться и вырасти в реальность, это моя трусость, моя нерешительность, но никак не окружающие меня обстоятельства». [2]
Обстоятельства, как бы они ни были хороши или плохи, как бы они ни были жестоки, как бы они ни были направлены на то, чтобы сломить человека, являются только поводом к тому, чтобы эта внутренняя, творческая динамика себя выразила по-новому, по-иному, неожиданно, - но все равно: выразила себя и ничто другое.
И мы не должны бояться момента, когда дойдем до предела своих возможностей, потому что - и это очень важно - доверие, которое нам дается, вера, которая в нас вкладывается другими, относится не к тому, чтобы мы осуществили все возможное человеку вообще, а к тому, чтобы мы осуществили себя как можно более совершенно.
Нужно неустанно трудиться над собой, верить в свои душевные силы, «не позволять душе лениться», не успокаиваться на достигнутом. Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и своё признание и при этом проявлять смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика.
Путь учительства – это путь возрождения собственной души, который для каждого триедин:
обогащение духовными смыслами в процессе самопознания,
покаянное чувство и осознание своей несовершенности;
восстановление личного благочестия, направление своей жизни в лучшую сторону.
Если учитель не познал собственной внутренней жизни, то вряд ли следует от него ожидать действенной помощи ученикам.
Влияние учителя на учеников определяется прежде всего его личностью, примером его собственной жизни. Воспитывает учитель более не методами и приёмами, а своей личностью. Задатки хорошего учителя есть у того, чья вера – пусть пока несовершенная - искренна и неподдельна, кто постоянно возрастает в вере, кто отличается широким кругозором, смирением, любовью и добросовестностью. [1,531]
В «Словесном венке на главу российского педагога» протоиерей Артемий Владимиров говорит: «Учителю должна быть присуща самокритичность, умение в свете правды и любви взвешивать свои недостатки и слабые стороны натуры. Подлинное нравственное достоинство учителя — иметь мужество переоценивать собственные падения, ошибки и огрехи. Если мы лелеем надежду духовно влиять на других, то давайте прежде для самих себя откроем страну самопознания и научимся из сокровищницы собственного сердца извлекать живое назидание для наших питомцев».[4]
Полного совершенства не дано человеку на земле, но стремление к нему составляет высокий нравственный долг человека, особенно того, кто взял на себя нелёгкий крест учительского служения.
Литература:
1. Протоиерей Евгений Шестун. Православная педагогика. М.2001г.
2. Митрополит Антоний Сурожский. Человек перед Богом. Ч.1. О вере.
http://www.mitras.ru/pered/a_main.htm
3. Евангелие от Иоанна. (гл .21. ст. 15 – 17) Библия. Барнаул. День. 2007 г.
4. Протоиерей Артемий Владимиров «Словесный венок на главу
российского педагога» http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/12/26/slovesnyj_venok_na_glavu_rossijskogo_pedagoga_ili_razmyshlenie_o_nravstvennom_podvige_uchitelya