СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вероятность и статистика 7-9 Рабочая программа на 2023-24 уч.год

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вероятность и статистика 7-9 Рабочая программа на 2023-24 уч.год»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке‌‌ ‌‌

Администрация муниципального образования «Новодугинский район» МКОУ "Торбеевская ОШ"





РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол №1

от 31.08. 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________________________

Михайлова О.Н.

Приказ №99

от 31.08. 2023 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 291581)


учебного курса «Вероятность и статистика»

для обучающихся 7-9 классов













д. Торбеево ‌ 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.

Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.

В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

‌‌‌На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).‌‌

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


7 КЛАСС

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.


8 КЛАСС

Материал 7 класса

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.

Материал 8 класса

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.

Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.

Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.

Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.

Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.

9 КЛАСС

Материал 7 класса

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.

Материал 8 класса

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.

Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.

Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.

Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.

Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.

Материал 9 класса

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.

Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».

Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

▲ К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.

▲ К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.

Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.

▲ К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.

Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.

Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.

Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.

Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.

Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные образовательные ресурсы

Всего


Контрольные работы

Практические работы

1

Представление данных

7

2

Библиотека ЦОК


2

Описательная статистика

8

1

1

3

Случайная изменчивость

6


1

4

Введение в теорию графов

4

5

Вероятность и частота случайного события

4

1

1

6

Обобщение, систематизация знаний

5

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

5



8 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Представление данных

7


2

Библиотека ЦОК


2

Описательная статистика. Рассеивание данных

12

1

2

3

Множества

5



4

Случайная изменчивость

8

1

1

5

Введение в теорию графов

8

0

0

6

Вероятность и частота случайного события

10

1

2

7

Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события

10

1


8

Повторение и обобщение, контроль

8

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

7


9 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Представление данных

5


2

Библиотека ЦОК


2

Описательная статистика. Рассеивание данных

8

1

1

3

Множества

3



4

Случайная изменчивость

6

1

1

5

Введение в теорию графов

6



6

Вероятность и частота случайного события

7

1

2

7

Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события

8

1


8

Элементы комбинаторики

4



9

Геометрическая вероятность

4



10

Испытания Бернулли

5


1

11

Случайные величины

5

1


12

Повторение и обобщение, контроль

7

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

7


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

Тема урока

Дата

Пл./факт

ЭОР

Библиотека ЦОК


Глава 1. Представление данных (7 ч)



1

Представление данных в таблицах


https://m.edsoo.ru/863ec1f8

2

Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация табличных данных.


https://m.edsoo.ru/863ec324

3

Практическая работа "Таблицы"


https://m.edsoo.ru/863ec78e

4

Графическое представление данных в виде круговых и столбчатых диаграмм



5

Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм.


https://m.edsoo.ru/863ed18e

6

Практическая работа "Диаграммы"


https://m.edsoo.ru/863ed602

7

Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа по теме «Представление данных»


https://m.edsoo.ru/863ed72e


Глава 2. Описательная статистика (8 ч)



8

Числовые наборы. Среднее арифметическое числового набора


https://m.edsoo.ru/863ed846

9

Среднее арифметическое числового набора


https://m.edsoo.ru/863ed846

10

Медиана числового набора. Устойчивость медианы


https://m.edsoo.ru/863edb3e

11

Медиана числового набора. Устойчивость медианы



12

Практическая работа "Средние значения"


https://m.edsoo.ru/863edc6a

13

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах


https://m.edsoo.ru/863ee07a

14

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах



15

Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа по теме «Описательная статистика»


https://m.edsoo.ru/863ee390


Глава 3. Случайная изменчивость (6 ч)



16

Случайная изменчивость (примеры)


https://m.edsoo.ru/863ee4bc

17

Частота значений в массиве данных


https://m.edsoo.ru/863ee69c

18

Группировка. Гистограммы


https://m.edsoo.ru/863ee9d0

19

Практическая работа "Случайная изменчивость"



20

Повторение и обобщение по теме «Статистика»


https://m.edsoo.ru/863eee1c

21

Контрольная работа №1 по теме «Статистика»


https://m.edsoo.ru/863eecc8


Глава 4. Введение в теорию графов (4 ч)



22

Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа


https://m.edsoo.ru/863eef52

23

Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл


https://m.edsoo.ru/863ef0ba

24

Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа


https://m.edsoo.ru/863ef236

25

Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах


https://m.edsoo.ru/863ef3b2


Глава 6. Случайные опыты и случайные события (4 ч)



26

Случайный опыт и случайное событие


https://m.edsoo.ru/863ef4d4

27

Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе


https://m.edsoo.ru/863ef646

28

Монета и игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа "Частота выпадения орла"



29

Контрольная работа №2 по теме " Вероятность и частота случайного события. Графы"


https://m.edsoo.ru/863ef8a8


Повторение (5 часов)



30

Повторение. Представление данных. Описательная статистика



31

Повторение. Вероятность случайного события



32

ПА Итоговая контрольная работа


https://m.edsoo.ru/863efa24

33

Анализ результатов контрольной работы


https://m.edsoo.ru/863efbaa

34

Повторение, обобщение.


https://m.edsoo.ru/863efec0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

КР-3 ПР- 5




8 класс (на переходный период, 2023/2024 учебный год, содержание 7 и 8 класса, 68 часов)

Тема урока

Дата

Пл./факт

ЭОР

Библиотека ЦОК


Глава 1. Представление данных (7 часов) 7+0



1

Представление данных в таблицах.


https://m.edsoo.ru/863ec1f8

2

Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация табличных данных.


https://m.edsoo.ru/863ec324

3

Практическая работа «Таблицы».


https://m.edsoo.ru/863ec78e

4

Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм.


https://m.edsoo.ru/863ed18e

5

Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм.


https://m.edsoo.ru/863ed602

6

Практическая работа «Диаграммы»


https://m.edsoo.ru/863ed72e

7

Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа по теме «Представление данных»




Глава 2. Глава 9. Описательная статистика. Рассеивание данных (12 часов) 8+4



8

Числовые наборы. Среднее арифметическое.


https://m.edsoo.ru/863ed846

9

Медиана числового набора. Устойчивость медианы


https://m.edsoo.ru/863edb3e

10

Медиана числового набора. Устойчивость медианы.


https://m.edsoo.ru/863edb3e

11

Практическая работа «Средние значения».


https://m.edsoo.ru/863edc6a

12

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах


https://m.edsoo.ru/863ee07a

13

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах


https://m.edsoo.ru/863ee390

14

Рассеивание числовых данных и отклонения


https://m.edsoo.ru/863f0a50

15

Дисперсия числового массива.


https://m.edsoo.ru/863f0a50

16

Стандартное отклонение числового набора


https://m.edsoo.ru/863f0bfe

17

Диаграммы рассеивания. Практическая работа «Построение диаграмм рассеивания данных»


https://m.edsoo.ru/863f0ea6

18

Повторение и обобщение знаний. Решение задач.



19

Контрольная работа №1 по теме «Представление данных. Описательная статистика»




Глава 7. Множества (5 часов) 0+5



20

Множество, подмножество.


https://m.edsoo.ru/863f1180

21

Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Графическое представление множеств


https://m.edsoo.ru/863f143c

22

Операции над множествами. Диаграммы Эйлера


https://m.edsoo.ru/863f1784

23

Свойства операций над множествами


https://m.edsoo.ru/863f198c

24

Правило умножения




Глава 3. Случайная изменчивость (8 часов) 7+0+1



25

Случайная изменчивость (примеры).


https://m.edsoo.ru/863ee4bc

26

Частота значений в массиве данных.


https://m.edsoo.ru/863ee69c

27

Группировка данных и гистограммы. Выборка.


https://m.edsoo.ru/863ee9d0

28

Группировка данных и гистограммы. Выборка.


https://m.edsoo.ru/863ee9d0

29

Практическая работа «Случайная изменчивость»


https://m.edsoo.ru/863eee1c

30

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



31

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



32

Контрольная работа №2 по теме «Множества. Случайная изменчивость»




Глава 4. Глава 10. Введение в теорию графов (8 часов) 4+3+1



33

Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа.


https://m.edsoo.ru/863eef52

34

Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин.


https://m.edsoo.ru/863ef0ba

35

Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа.


https://m.edsoo.ru/863ef236

36

Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах


https://m.edsoo.ru/863ef3b2

37

Дерево.


https://m.edsoo.ru/863f2a4e

38

Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.


https://m.edsoo.ru/863f2bac

39

Дерево случайного эксперимента. Правило умножения


https://m.edsoo.ru/863f2cd8

40

Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа «Введение в теорию графов»




Глава 6. Глава 8. Вероятность и частота случайного события (10 часов) 4+4 +2



41

Случайный опыт и случайное событие.


https://m.edsoo.ru/863ef4d4

42

Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.


https://m.edsoo.ru/863ef646https://m.edsoo.ru/863ef8a8

43

Практическая работа «Частота выпадения орла»



44

Случайные опыты и элементарные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события


https://m.edsoo.ru/863f1dec

45

Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий


https://m.edsoo.ru/863f1f72

46

Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор.


https://m.edsoo.ru/863f21ca

47

Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями»


https://m.edsoo.ru/863f235a

48

Математическое описание случайных событий. Решение задач.



49

Математическое описание случайных событий. Решение задач



50

Контрольная работа № 3 по теме «Вероятность и частота случайного события»




Глава 12. Глава 13. Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события 10 ч. (0+4 +4ч +2)



51

Определение случайного события. Взаимно противоположные случайные события.


https://m.edsoo.ru/863ef4d4

52

Объединение и пересечение событий. Диаграмма Эйлера.


https://m.edsoo.ru/863f3372

53

Несовместные события Формула сложения вероятностей.


https://m.edsoo.ru/863f3372

54

Условная вероятность и правило умножения вероятностей


https://m.edsoo.ru/863f38ae

55

Решение задач на формулу сложения и правило умножения вероятностей



56

Условная вероятность. Независимые события.


https://m.edsoo.ru/863f3b06

57

Представление случайного эксперимента в виде дерева.


https://m.edsoo.ru/863f3cbe

58

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



59

Повторение и обобщение знаний. Решение задач



60

Контрольная работа №4 по теме «Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события»




Повторение и обобщение, контроль (8 часов)



59

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



60

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



61

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



62

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



63

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



64

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



65

Итоговая контрольная работа



66

Анализ результатов контрольной работы



67

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



68

Повторение и обобщение материала. Решение задач.




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68ч.


КР-5 ПР- 7

9 класс (на переходный период, 2023/2024 учебный год, содержание 7 и 8 и 9 классов, 68 часов)


Тема урока

Дата

Пл./факт

ЭОР

Библиотека ЦОК


Глава 1. Представление данных (5 часов)



1

Представление данных в таблицах.


https://m.edsoo.ru/863ec1f8

2

Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация табличных данных. Практическая работа «Таблицы».


https://m.edsoo.ru/863ec324

3

Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм.


https://m.edsoo.ru/863ed18e

4

Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм. Практическая работа «Диаграммы»


https://m.edsoo.ru/863ed602

5

Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа по теме «Представление данных»




Глава 2. Глава 9. Описательная статистика. Рассеивание данных (8 часов)



6

Числовые наборы. Среднее арифметическое.


https://m.edsoo.ru/863ed846

7

Медиана числового набора. Устойчивость медианы


https://m.edsoo.ru/863edb3e

8

Практическая работа «Средние значения».


https://m.edsoo.ru/863edc6a

9

Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах


https://m.edsoo.ru/863ee07a

10

Рассеивание числовых данных и отклонения



11

Дисперсия числового массива. Дисперсия числового массива. Стандартное отклонение числового набора


https://m.edsoo.ru/863f0a50

https://m.edsoo.ru/863f0bfe

12

Повторение и обобщение знаний. Решение задач.


https://m.edsoo.ru/863f0ea6

13

Контрольная работа №1 по теме «Представление данных. Описательная статистика»




Глава 7. Множества (3 часа)



14

Множество, подмножество.


https://m.edsoo.ru/863f1180

15

Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Графическое представление множеств


https://m.edsoo.ru/863f143c

https://m.edsoo.ru/863f1784

16

Операции над множествами. Диаграммы Эйлера Свойства операций над множествами. Правило умножения


https://m.edsoo.ru/863f1784 https://m.edsoo.ru/863f198c


Глава 3. Случайная изменчивость (6 часов)



17

Случайная изменчивость (примеры).


https://m.edsoo.ru/863ee4bc

18

Частота значений в массиве данных.


https://m.edsoo.ru/863ee69c

19

Группировка данных и гистограммы. Выборка.


https://m.edsoo.ru/863eee1c

20

Практическая работа «Случайная изменчивость»


https://m.edsoo.ru/863eecc8

21

Повторение и обобщение материала. Решение задач.



22

Контрольная работа №2 по теме «Множества. Случайная изменчивость»





Глава 4. Глава 10. Введение в теорию графов (6 часов)





23

Граф. Представление задачи с помощью графа. Свойства графа.



https://m.edsoo.ru/863eef52

24

Цепь и цикл. Путь в графе. Связность графа.



https://m.edsoo.ru/863ef236

25

Обход графа (эйлеров путь).



https://m.edsoo.ru/863ef3b2

26

Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.



https://m.edsoo.ru/863f2a4e

27

Дерево случайного эксперимента. Правило умножения



https://m.edsoo.ru/863f2bac

28

Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа «Введение в теорию графов»



https://m.edsoo.ru/863f2e36



Глава 6. Глава 8. Вероятность и частота случайного события (7 часов)





29

Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события.



https://m.edsoo.ru/863ef4d4

30

Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа «Частота выпадения орла»



https://m.edsoo.ru/863ef646

https://m.edsoo.ru/863ef8a8 https://m.edsoo.ru/863f0186

31

Случайные опыты и элементарные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события. Благоприятствующие элементарные события.



https://m.edsoo.ru/863f1dec https://m.edsoo.ru/863f1dec

32

Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями»



https://m.edsoo.ru/863f21ca https://m.edsoo.ru/863f235a

33

Математическое описание случайных событий. Решение задач.





34

Математическое описание случайных событий. Решение задач





35

Контрольная работа № 3 по теме «Вероятность и частота случайного события»






Глава 12. Глава 13. Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события (8 часов)





36

Определение случайного события. Взаимно противоположные случайные события.



https://m.edsoo.ru/863ef4d4

37

Объединение и пересечение событий. Диаграмма Эйлера. Несовместные события





38

Формула сложения вероятностей.



https://m.edsoo.ru/863f3372

39

Условная вероятность и правило умножения вероятностей



https://m.edsoo.ru/863f38ae

40

Условная вероятность. Независимые события.



https://m.edsoo.ru/863f3b06

41

Представление случайного эксперимента в виде дерева.



https://m.edsoo.ru/863f3cbe

42

Решение задач.





43

Контрольная работа №4 по теме «Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события»






Глава 14. Элементы комбинаторики (4 часа)





44

Комбинаторное правило умножения. Перестановки. Факториал.



https://m.edsoo.ru/863f4e16

45

Число сочетаний. Треугольник Паскаля



https://m.edsoo.ru/863f4e16

46

Число сочетаний. Треугольник Паскаля



https://m.edsoo.ru/863f5014

47

Решение задач






Глава 15. Геометрическая вероятность (4 часа)





48

Выбор точки из фигуры на плоскости. Геометрическая вероятность.



https://m.edsoo.ru/863f5884

49

Выбор точки из фигуры на плоскости. Геометрическая вероятность.



https://m.edsoo.ru/863f5884

50

Решение задач



https://m.edsoo.ru/863f5bfe

51

Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа.






Глава 16. Испытания Бернулли (5 ч)





52

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.



https://m.edsoo.ru/863f6162

53

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.



https://m.edsoo.ru/863f6356

54

Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.



https://m.edsoo.ru/863f64d2

55

Практическая работа «Испытания Бернулли»



https://m.edsoo.ru/863f67de

56

Решение задач






Глава 17. Случайные величины (5ч)





57

Примеры случайных величин. Распределение вероятностей случайной величины



https://m.edsoo.ru/863f6b44

58

Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины.



https://m.edsoo.ru/863f6da6

59

Закон больших чисел и его применение



https://m.edsoo.ru/863f72c4

60

Решение задач



https://m.edsoo.ru/863f7116

61

Контрольная работа № 5 по теме «Элементы комбинаторики Геометрическая вероятность Случайные величины»






Повторение и обобщение, контроль (7 часов)





62

Повторение и обобщение материала. Решение задач.





63

Повторение и обобщение материала. Решение задач.





64

Повторение и обобщение материала. Решение задач.





65

Итоговая контрольная работа





66

Анализ результатов контрольной работы





67

Повторение и обобщение материала. Решение задач.





68

Повторение и обобщение материала. Решение задач.






ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68ч.



КР-6 ПР- 7







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​Учебные пособия и учебники отсутствуют.

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Математика. Вероятность и статистика. 7-9 классы. Учебник. Базовый уровень. Москва «Просвещение» 2023 (в электронном виде)

Математика. Вероятность и статистика : 7—9-е классы : базовый уровень : методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоц кого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. — 2-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023.

ISBN 978-5-09-108881-6.



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌‌​Библиотека ЦОК


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!