МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Администрация муниципального образования «Новодугинский район» МКОУ "Торбеевская ОШ"
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №1 от 31.08. 2023 г. | | УТВЕРЖДЕНО директор школы ________________________ Михайлова О.Н. Приказ №99 от 31.08. 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 291581)
учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов
д. Торбеево 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Материал 7 класса
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
Материал 8 класса
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Материал 7 класса
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
Материал 8 класса
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
Материал 9 класса
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
▲ К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
▲ К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
▲ К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Представление данных | 7 | | 2 | Библиотека ЦОК |
2 | Описательная статистика | 8 | 1 | 1 |
3 | Случайная изменчивость | 6 | | 1 |
4 | Введение в теорию графов | 4 | | |
5 | Вероятность и частота случайного события | 4 | 1 | 1 |
6 | Обобщение, систематизация знаний | 5 | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 5 | |
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Представление данных | 7 | | 2 | Библиотека ЦОК |
2 | Описательная статистика. Рассеивание данных | 12 | 1 | 2 |
3 | Множества | 5 | | |
4 | Случайная изменчивость | 8 | 1 | 1 |
5 | Введение в теорию графов | 8 | 0 | 0 |
6 | Вероятность и частота случайного события | 10 | 1 | 2 |
7 | Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события | 10 | 1 | |
8 | Повторение и обобщение, контроль | 8 | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 7 | |
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Представление данных | 5 | | 2 | Библиотека ЦОК |
2 | Описательная статистика. Рассеивание данных | 8 | 1 | 1 |
3 | Множества | 3 | | |
4 | Случайная изменчивость | 6 | 1 | 1 |
5 | Введение в теорию графов | 6 | | |
6 | Вероятность и частота случайного события | 7 | 1 | 2 |
7 | Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события | 8 | 1 | |
8 | Элементы комбинаторики | 4 | | |
9 | Геометрическая вероятность | 4 | | |
10 | Испытания Бернулли | 5 | | 1 |
11 | Случайные величины | 5 | 1 | |
12 | Повторение и обобщение, контроль | 7 | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 7 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ | Тема урока | Дата Пл./факт | ЭОР Библиотека ЦОК |
| Глава 1. Представление данных (7 ч) | | |
1 | Представление данных в таблицах | | https://m.edsoo.ru/863ec1f8 |
2 | Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация табличных данных. | | https://m.edsoo.ru/863ec324 |
3 | Практическая работа "Таблицы" | | https://m.edsoo.ru/863ec78e |
4 | Графическое представление данных в виде круговых и столбчатых диаграмм | | |
5 | Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм. | | https://m.edsoo.ru/863ed18e |
6 | Практическая работа "Диаграммы" | | https://m.edsoo.ru/863ed602 |
7 | Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа по теме «Представление данных» | | https://m.edsoo.ru/863ed72e |
| Глава 2. Описательная статистика (8 ч) | | |
8 | Числовые наборы. Среднее арифметическое числового набора | | https://m.edsoo.ru/863ed846 |
9 | Среднее арифметическое числового набора | | https://m.edsoo.ru/863ed846 |
10 | Медиана числового набора. Устойчивость медианы | | https://m.edsoo.ru/863edb3e |
11 | Медиана числового набора. Устойчивость медианы | | |
12 | Практическая работа "Средние значения" | | https://m.edsoo.ru/863edc6a |
13 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | | https://m.edsoo.ru/863ee07a |
14 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | | |
15 | Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа по теме «Описательная статистика» | | https://m.edsoo.ru/863ee390 |
| Глава 3. Случайная изменчивость (6 ч) | | |
16 | Случайная изменчивость (примеры) | | https://m.edsoo.ru/863ee4bc |
17 | Частота значений в массиве данных | | https://m.edsoo.ru/863ee69c |
18 | Группировка. Гистограммы | | https://m.edsoo.ru/863ee9d0 |
19 | Практическая работа "Случайная изменчивость" | | |
20 | Повторение и обобщение по теме «Статистика» | | https://m.edsoo.ru/863eee1c |
21 | Контрольная работа №1 по теме «Статистика» | | https://m.edsoo.ru/863eecc8 |
| Глава 4. Введение в теорию графов (4 ч) | | |
22 | Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа | | https://m.edsoo.ru/863eef52 |
23 | Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл | | https://m.edsoo.ru/863ef0ba |
24 | Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа | | https://m.edsoo.ru/863ef236 |
25 | Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах | | https://m.edsoo.ru/863ef3b2 |
| Глава 6. Случайные опыты и случайные события (4 ч) | | |
26 | Случайный опыт и случайное событие | | https://m.edsoo.ru/863ef4d4 |
27 | Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе | | https://m.edsoo.ru/863ef646 |
28 | Монета и игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа "Частота выпадения орла" | | |
29 | Контрольная работа №2 по теме " Вероятность и частота случайного события. Графы" | | https://m.edsoo.ru/863ef8a8 |
| Повторение (5 часов) | | |
30 | Повторение. Представление данных. Описательная статистика | | |
31 | Повторение. Вероятность случайного события | | |
32 | ПА Итоговая контрольная работа | | https://m.edsoo.ru/863efa24 |
33 | Анализ результатов контрольной работы | | https://m.edsoo.ru/863efbaa |
34 | Повторение, обобщение. | | https://m.edsoo.ru/863efec0 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | КР-3 ПР- 5 |
8 класс (на переходный период, 2023/2024 учебный год, содержание 7 и 8 класса, 68 часов)
№ | Тема урока | Дата Пл./факт | ЭОР Библиотека ЦОК |
| Глава 1. Представление данных (7 часов) 7+0 | | |
1 | Представление данных в таблицах. | | https://m.edsoo.ru/863ec1f8 |
2 | Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация табличных данных. | | https://m.edsoo.ru/863ec324 |
3 | Практическая работа «Таблицы». | | https://m.edsoo.ru/863ec78e |
4 | Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. | | https://m.edsoo.ru/863ed18e |
5 | Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм. | | https://m.edsoo.ru/863ed602 |
6 | Практическая работа «Диаграммы» | | https://m.edsoo.ru/863ed72e |
7 | Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа по теме «Представление данных» | | |
| Глава 2. Глава 9. Описательная статистика. Рассеивание данных (12 часов) 8+4 | | |
8 | Числовые наборы. Среднее арифметическое. | | https://m.edsoo.ru/863ed846 |
9 | Медиана числового набора. Устойчивость медианы | | https://m.edsoo.ru/863edb3e |
10 | Медиана числового набора. Устойчивость медианы. | | https://m.edsoo.ru/863edb3e |
11 | Практическая работа «Средние значения». | | https://m.edsoo.ru/863edc6a |
12 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | | https://m.edsoo.ru/863ee07a |
13 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | | https://m.edsoo.ru/863ee390 |
14 | Рассеивание числовых данных и отклонения | | https://m.edsoo.ru/863f0a50 |
15 | Дисперсия числового массива. | | https://m.edsoo.ru/863f0a50 |
16 | Стандартное отклонение числового набора | | https://m.edsoo.ru/863f0bfe |
17 | Диаграммы рассеивания. Практическая работа «Построение диаграмм рассеивания данных» | | https://m.edsoo.ru/863f0ea6 |
18 | Повторение и обобщение знаний. Решение задач. | | |
19 | Контрольная работа №1 по теме «Представление данных. Описательная статистика» | | |
| Глава 7. Множества (5 часов) 0+5 | | |
20 | Множество, подмножество. | | https://m.edsoo.ru/863f1180 |
21 | Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Графическое представление множеств | | https://m.edsoo.ru/863f143c |
22 | Операции над множествами. Диаграммы Эйлера | | https://m.edsoo.ru/863f1784 |
23 | Свойства операций над множествами | | https://m.edsoo.ru/863f198c |
24 | Правило умножения | | |
| Глава 3. Случайная изменчивость (8 часов) 7+0+1 | | |
25 | Случайная изменчивость (примеры). | | https://m.edsoo.ru/863ee4bc |
26 | Частота значений в массиве данных. | | https://m.edsoo.ru/863ee69c |
27 | Группировка данных и гистограммы. Выборка. | | https://m.edsoo.ru/863ee9d0 |
28 | Группировка данных и гистограммы. Выборка. | | https://m.edsoo.ru/863ee9d0 |
29 | Практическая работа «Случайная изменчивость» | | https://m.edsoo.ru/863eee1c |
30 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
31 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
32 | Контрольная работа №2 по теме «Множества. Случайная изменчивость» | | |
| Глава 4. Глава 10. Введение в теорию графов (8 часов) 4+3+1 | | |
33 | Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа. | | https://m.edsoo.ru/863eef52 |
34 | Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. | | https://m.edsoo.ru/863ef0ba |
35 | Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа. | | https://m.edsoo.ru/863ef236 |
36 | Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах | | https://m.edsoo.ru/863ef3b2 |
37 | Дерево. | | https://m.edsoo.ru/863f2a4e |
38 | Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. | | https://m.edsoo.ru/863f2bac |
39 | Дерево случайного эксперимента. Правило умножения | | https://m.edsoo.ru/863f2cd8 |
40 | Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа «Введение в теорию графов» | | |
| Глава 6. Глава 8. Вероятность и частота случайного события (10 часов) 4+4 +2 | | |
41 | Случайный опыт и случайное событие. | | https://m.edsoo.ru/863ef4d4 |
42 | Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. | | https://m.edsoo.ru/863ef646https://m.edsoo.ru/863ef8a8 |
43 | Практическая работа «Частота выпадения орла» | | |
44 | Случайные опыты и элементарные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события | | https://m.edsoo.ru/863f1dec |
45 | Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий | | https://m.edsoo.ru/863f1f72 |
46 | Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. | | https://m.edsoo.ru/863f21ca |
47 | Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями» | | https://m.edsoo.ru/863f235a |
48 | Математическое описание случайных событий. Решение задач. | | |
49 | Математическое описание случайных событий. Решение задач | | |
50 | Контрольная работа № 3 по теме «Вероятность и частота случайного события» | | |
| Глава 12. Глава 13. Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события 10 ч. (0+4 +4ч +2) | | |
51 | Определение случайного события. Взаимно противоположные случайные события. | | https://m.edsoo.ru/863ef4d4 |
52 | Объединение и пересечение событий. Диаграмма Эйлера. | | https://m.edsoo.ru/863f3372 |
53 | Несовместные события Формула сложения вероятностей. | | https://m.edsoo.ru/863f3372 |
54 | Условная вероятность и правило умножения вероятностей | | https://m.edsoo.ru/863f38ae |
55 | Решение задач на формулу сложения и правило умножения вероятностей | | |
56 | Условная вероятность. Независимые события. | | https://m.edsoo.ru/863f3b06 |
57 | Представление случайного эксперимента в виде дерева. | | https://m.edsoo.ru/863f3cbe |
58 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
59 | Повторение и обобщение знаний. Решение задач | | |
60 | Контрольная работа №4 по теме «Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события» | | |
| Повторение и обобщение, контроль (8 часов) | | |
59 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
60 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
61 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
62 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
63 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
64 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
65 | Итоговая контрольная работа | | |
66 | Анализ результатов контрольной работы | | |
67 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
68 | Повторение и обобщение материала. Решение задач. | | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68ч. | | КР-5 ПР- 7 |
9 класс (на переходный период, 2023/2024 учебный год, содержание 7 и 8 и 9 классов, 68 часов)
№
Тема урока
Дата
Пл./факт
ЭОР
Библиотека ЦОК
Глава 1. Представление данных (5 часов)
1
Представление данных в таблицах.
https://m.edsoo.ru/863ec1f8
2
Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация табличных данных. Практическая работа «Таблицы».
https://m.edsoo.ru/863ec324
3
Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм.
https://m.edsoo.ru/863ed18e
4
Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм. Практическая работа «Диаграммы»
https://m.edsoo.ru/863ed602
5
Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа по теме «Представление данных»
Глава 2. Глава 9. Описательная статистика. Рассеивание данных (8 часов)
6
Числовые наборы. Среднее арифметическое.
https://m.edsoo.ru/863ed846
7
Медиана числового набора. Устойчивость медианы
https://m.edsoo.ru/863edb3e
8
Практическая работа «Средние значения».
https://m.edsoo.ru/863edc6a
9
Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах
https://m.edsoo.ru/863ee07a
10
Рассеивание числовых данных и отклонения
11
Дисперсия числового массива. Дисперсия числового массива. Стандартное отклонение числового набора
https://m.edsoo.ru/863f0a50
https://m.edsoo.ru/863f0bfe
12
Повторение и обобщение знаний. Решение задач.
https://m.edsoo.ru/863f0ea6
13
Контрольная работа №1 по теме «Представление данных. Описательная статистика»
Глава 7. Множества (3 часа)
14
Множество, подмножество.
https://m.edsoo.ru/863f1180
15
Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Графическое представление множеств
https://m.edsoo.ru/863f143c
https://m.edsoo.ru/863f1784
16
Операции над множествами. Диаграммы Эйлера Свойства операций над множествами. Правило умножения
https://m.edsoo.ru/863f1784 https://m.edsoo.ru/863f198c
Глава 3. Случайная изменчивость (6 часов)
17
Случайная изменчивость (примеры).
https://m.edsoo.ru/863ee4bc
18
Частота значений в массиве данных.
https://m.edsoo.ru/863ee69c
19
Группировка данных и гистограммы. Выборка.
https://m.edsoo.ru/863eee1c
20
Практическая работа «Случайная изменчивость»
https://m.edsoo.ru/863eecc8
21
Повторение и обобщение материала. Решение задач.
22
Контрольная работа №2 по теме «Множества. Случайная изменчивость»
Глава 4. Глава 10. Введение в теорию графов (6 часов)
23
Граф. Представление задачи с помощью графа. Свойства графа.
https://m.edsoo.ru/863eef52
24
Цепь и цикл. Путь в графе. Связность графа.
https://m.edsoo.ru/863ef236
25
Обход графа (эйлеров путь).
https://m.edsoo.ru/863ef3b2
26
Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.
https://m.edsoo.ru/863f2a4e
27
Дерево случайного эксперимента. Правило умножения
https://m.edsoo.ru/863f2bac
28
Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа «Введение в теорию графов»
https://m.edsoo.ru/863f2e36
Глава 6. Глава 8. Вероятность и частота случайного события (7 часов)
29
Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события.
https://m.edsoo.ru/863ef4d4
30
Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа «Частота выпадения орла»
https://m.edsoo.ru/863ef646
https://m.edsoo.ru/863ef8a8 https://m.edsoo.ru/863f0186
31
Случайные опыты и элементарные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события. Благоприятствующие элементарные события.
https://m.edsoo.ru/863f1dec https://m.edsoo.ru/863f1dec
32
Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями»
https://m.edsoo.ru/863f21ca https://m.edsoo.ru/863f235a
33
Математическое описание случайных событий. Решение задач.
34
Математическое описание случайных событий. Решение задач
35
Контрольная работа № 3 по теме «Вероятность и частота случайного события»
Глава 12. Глава 13. Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события (8 часов)
36
Определение случайного события. Взаимно противоположные случайные события.
https://m.edsoo.ru/863ef4d4
37
Объединение и пересечение событий. Диаграмма Эйлера. Несовместные события
38
Формула сложения вероятностей.
https://m.edsoo.ru/863f3372
39
Условная вероятность и правило умножения вероятностей
https://m.edsoo.ru/863f38ae
40
Условная вероятность. Независимые события.
https://m.edsoo.ru/863f3b06
41
Представление случайного эксперимента в виде дерева.
https://m.edsoo.ru/863f3cbe
42
Решение задач.
43
Контрольная работа №4 по теме «Операции над случайными событиями Условная вероятность и независимые события»
Глава 14. Элементы комбинаторики (4 часа)
44
Комбинаторное правило умножения. Перестановки. Факториал.
https://m.edsoo.ru/863f4e16
45
Число сочетаний. Треугольник Паскаля
https://m.edsoo.ru/863f4e16
46
Число сочетаний. Треугольник Паскаля
https://m.edsoo.ru/863f5014
47
Решение задач
Глава 15. Геометрическая вероятность (4 часа)
48
Выбор точки из фигуры на плоскости. Геометрическая вероятность.
https://m.edsoo.ru/863f5884
49
Выбор точки из фигуры на плоскости. Геометрическая вероятность.
https://m.edsoo.ru/863f5884
50
Решение задач
https://m.edsoo.ru/863f5bfe
51
Повторение и промежуточный контроль. Проверочная работа.
Глава 16. Испытания Бернулли (5 ч)
52
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
https://m.edsoo.ru/863f6162
53
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
https://m.edsoo.ru/863f6356
54
Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
https://m.edsoo.ru/863f64d2
55
Практическая работа «Испытания Бернулли»
https://m.edsoo.ru/863f67de
56
Решение задач
Глава 17. Случайные величины (5ч)
57
Примеры случайных величин. Распределение вероятностей случайной величины
https://m.edsoo.ru/863f6b44
58
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины.
https://m.edsoo.ru/863f6da6
59
Закон больших чисел и его применение
https://m.edsoo.ru/863f72c4
60
Решение задач
https://m.edsoo.ru/863f7116
61
Контрольная работа № 5 по теме «Элементы комбинаторики Геометрическая вероятность Случайные величины»
Повторение и обобщение, контроль (7 часов)
62
Повторение и обобщение материала. Решение задач.
63
Повторение и обобщение материала. Решение задач.
64
Повторение и обобщение материала. Решение задач.
65
Итоговая контрольная работа
66
Анализ результатов контрольной работы
67
Повторение и обобщение материала. Решение задач.
68
Повторение и обобщение материала. Решение задач.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68ч.
КР-6 ПР- 7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебные пособия и учебники отсутствуют.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Математика. Вероятность и статистика. 7-9 классы. Учебник. Базовый уровень. Москва «Просвещение» 2023 (в электронном виде)
Математика. Вероятность и статистика : 7—9-е классы : базовый уровень : методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоц кого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. — 2-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023.
ISBN 978-5-09-108881-6.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК