СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг»

«Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.»

Конспект урока



Дата: 17 сентября 2024

Группа: 1 д

Предмет: История

Тема: Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.



Цели:

Сформировать представление об итогах Первой мировой войны и последующего мироустройства, а также становления новой Версальско-Вашингтонской международной политической системы как гарантии безопасности в мире.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: последствия Первой мировой войны и последующего мироустройства; территориальные изменения после Первой мировой войны; цели и мотивы крупнейших государств в момент подписания Версальского мирного договора; международные конференции и договора, формирующие понятие Версальско-Вашингтонской системы;

Уметь: сравнивать образы различных исторических личностей; работать с текстами и анализировать различные международные договоры; анализировать все несовершенство Версальско-Вашингтонской системы; высказывать суждения об участии крупнейших государств в международных отношениях;

Понимать: значимость Версальско-Вашингтонской системы и международных отношений в 20-х гг. XX века для последующих исторических событий.

Метапредметные:

Формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; владение базовыми логическими действиями; умение систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем), выявлять характерные признаки исторических явлений, раскрывать причинно-следственные связи событий, сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия, формулировать и обосновывать выводы; умение осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников

Личностные: выработать гуманистические ценности, через отказ от любого вида насилия; отточить стремление решать любые конфликтные ситуации, в том числе и международные, путем договоренностей и дипломатии.

Оборудование: Всеобщая история 1914-1945 годы. 10 класс/ В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян- М.: «Просвещение», раздаточный материал, проектор, презентация.



Основные понятия и термины: репарации; изоляционизм; «эра пацифизма».

Основные даты: 28 июня 1919 – подписание Версальского мирного договора.

1921 г. – подписание первых международных договоров СССР; 1924 – план Дауэса.

Персоналии: Вудро Вильсон, Д. Ллойд-Джордж, Ж. Клемансо, Ч. Дауэс.





Ход урока



  1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.

  1. Актуализация знаний.

- На прошлом уроке вы познакомились с одним из последствий Первой мировой войны: распадом ранее существовавших империй и революциями в этих странах. Давайте с вами подумаем, и назовем ряд причин, которые привели к таким социальным потрясениям?

Отметим в первую очередь, разорительная война, которая стала бременем для всех стран без исключения; разрушение традиционной экономики стран; глубокие социальные проблемы.

- Влияние людей на судьбы своих государств в начале XX века стало определяющим, однако возникла угроза «восстания масс». Как вы понимаете это определение, сформулированное испанским философом? В чем вы видите опасность таких масс?

- Люди стали участниками различных политических идеологий и течений, Какие из них существовали ранее, а другим толчок дала Первая мировая война? Пример ответа: «либерализм, консерватизм, социализм, национализм – были ранее; коммунистические идеи, фашизм – возникли в течение и после войны».

- Подъем национального сознания захлестнул и страны-колонии великих держав. Какие цели преследовали это государства и каким государствам их удалось достичь? «Надеялись обрести свободу и независимость, избавиться от экономического и влияния иностранных держав, Афганистан и Иран получили независимость, обрести уступки со стороны властей в вопросах самоуправления. В Азиатских странах национальный подъем привел к незначительным реформам со стороны властей».

- Какой вывод мы можем сделать? (Первая мировая война послужила серьезным толчком для подъема общественной и политической активности населения различных стран. В случае со странами, в которых и до этого был неразрешенный комплекс общественных противоречий, война стала катализатором революции. Были разрушены Германская, Австро-Венгерская, Российская, Османская империи, образовались новые государства. Более слабые из них безуспешно не оставляли попыток изменить свое зависимое положение.)



  1. Мотивационно-целевой этап

Первая мировая война принесла с собой неисчислимые бедствия: только людские потери исчислялись более 10 млн. убитых и свыше 20 млн. раненых и искалеченных. Для военных нужд использовались все материальные ресурсы воюющих держав. Невиданные расходы превратили в должников даже Францию и Великобританию. Одержав столь дорогую победу, страны Антанты приступили к определению судеб послевоенного мира.

Давайте запишем Тему урока: «Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг».

- Исходя из названия темы, какую цель урока мы можем с вами назвать? (учащиеся отвечают)

Цель: определить основные принципы послевоенных международных отношений в виде Версальско-Вашингтонской системы, проанализировать положительные и отрицательные стороны данной системы, а также значения международных договоров и конференций.

Также поставим с вами проблемный вопрос: Почему при стремлении держав к миру и осознания опасности новой мировой войны, Версальско- Вашингтонская система продержалась около 20 лет?



План урока



1. Парижская мирная конференция

2. Вашингтонская конференция

3. Международные отношения в 1920-е гг.



IV. Изучение новой темы



1. Парижская мирная конференция



Мирная конференция, ознаменовавшая конец Первой мировой войне и существующему мироустройству, началась 18 января 1919 года в Париже, в Версальском дворце. Предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с тем, как проходила эта конференция, и какие международные последствия она вызвала. Для этого я разобью группу на две подгруппы. Далее изучить пункт 2 параграфа 4 «Парижская (Версальская) мирная конференция» и ответить на следующие вопросы:

  1. В чём заключались противоречия между странами Антанты на Парижской конференции?

  2. Какое символическое значение имела дата подписания (28 июня) Версальского мирного договора

Пример ответов:

  1. «Принципы самоопределения наций. Американская и британская делегации настаивали на них в Европе и выступали за создание союза независимых государств для урегулирования споров мирным правовым путём — Лиги Наций. Вместе с тем Великобритания не собиралась распространять принцип самоопределения на свои колонии. Новые границы Германии и её союзников. Французское требование отделения левого берега Рейна от Германии не получило поддержки со стороны Великобритании и США».

  2. «Дата подписания Версальского мирного договора, 28 июня 1919 года, имела символическое значение, поскольку ровно пять лет назад, 28 июня 1914 года, произошло убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево. Это событие стало поводом для начала Первой мировой войны, а подписанием договора страны Антанты формально завершили конфликт, вернувшись к истокам его начала».

Далее нужно записать в тетради:

Схема, «Версальско-Вашингтонская система», где слева Первый элемент ­– Последствия Парижской конференции:

1) заложены основы стабилизации мировой напряженности;

2) униженное положение Германии;

3) приоритетное положение в международных отношениях стран-победительниц;

4) образование в Европе новых государств;

5) создание первого международно-правового органа Лиги Наций. Уточнить, что это первый элемент системы.

2. Вашингтонская конференция



Справа. Второй элемент Версальско-Вашингтонской системы – Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Как вы считатете, почему США решили провести свою конференцию по итогам Первой мировой войны?

Пример ответа: «США не понравилось свое второстепенное положение на международной арене по итогам Парижской конференции, она хотела быть страной – лидером. Акцентируя внимание на себе и реализуя собственные устремления, в Вашингтоне в 1921 году была созвана конференция, куда были приглашены ведущие европейские страны и Япония.)

- Ряд договоров закрепил превосходство США на международной арене: Договор четырех держав, по которому определялась неприкосновенность владений стран в Тихоокеанском регионе; Договор девяти держав определял Китай как открытое государство, где экономический приоритет приобретали США; Договор пяти держав ограничивал тоннаж военно-морских судов. Важно понимать, что США на Парижской конференции не добились желаемого результата и определяющего влияния не международную политику. Возместили потерянное они за счет этих договоров.



Таким образов ряд данных договоров определил Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений.

3. Международные отношения в 1920-е гг.

Для того, чтобы понять основную тенденцию развития международных отношений, стоит отметить основные проблемы в мире. Какие на ваш взгляд возникли проблемы?

Пример ответа: «Если не назовут проблему, то подтолкнуть к идее Раскола мира на две системы: капиталистическую и социалистическую. Эти системы были антагонистичны друг другу по своим идейно-политическим и социально-экономическим порядкам, поэтому Советская Россия долго добивалась международного признания. Начала с соседними странами с 1921 г. – Польша, Прибалтика, Турция, Монголия, Афганистан, Иран. Попытка установить отношения с Западной Европой на Генуэсской конференции в 1922 году не увенчалась успехом, зато здесь был обнаружен союзник, который заключил договор с Советской Россией.) Как вы думаете, что это была за страна? – Германия».

- Положение Германии было так же тяжелым, и каждое государство в мире это осознавало. Оно не могло выплачивать долги, без тяжелых последствий для себя. В результате долгих раздумий США было решено принять план по ограничению репарационных мер – План Дауэса в 1924 г. Во-первых, Германии предоставлялись займы на выплаты, во-вторых, ежегодная сумма платежей существенно ограничивалась до 3 млрд. марок, что стало менее обременительным для страны. Это позволило возродить германскую экономику.

V. Подведение итогов

- Итак, мне интересны ваши рассуждения, отвечая на проблемный вопрос, поставленный вначале урока: почему при всех знаниях, осознанности и стремлению ведущих держав к миру, Версальско-Вашингтонская система международных отношений продержалась лишь 20 лет, до второй Мировой войны? Ответ учащихся

VI. Рефлексия

Хотелось бы узнать об этом подробнее…

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Меня удивило…

VII. Домашнее задание

Читать параграф 4, пересказывать, устно ответить на вопросы после параграфа.

Письменно в тетради дать собственное определение понятию «эра пацифизма» (это исторический период в 1920-30х гг. XX века, когда благодаря ряду политических решений, дипломатических договоров, мировая общественность сформулировала идею принципиального отказа от войны).

Также в конце учебника есть рубрика «Работаем с источником». Прочитать отрывок и ответить на вопросы письменно