СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Веселье земли русской"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится с целью привития интереса к русскому народному творчеству и обычаям, развития  культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

 

Просмотр содержимого документа
«"Веселье земли русской"»

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Тема: «ВЕСЕЛЬЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

(фольклорная конкурсно-игровая программа)



Цель:


  • Привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

  • Активизация культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.



Оборудование:

Кубик с разноцветными сторонами, грани 12 см, конверты с заданием к конкурсу 4 для каждой команды, записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.



Предварительная работа:


Классный руководитель формирует 6-8 микрогрупп по интересам: «ведущие-помощники», «жюри», «играющие команды». За несколько дней играющим командам сообщаются названия 5 конкурсов (но не содержание) для самостоятельной подготовки. Помощники готовят необходимый реквизит, они будут помогать ведущему.

Ведущим может быть классный руководитель или один из активистов класса.



Ход классного часа.


Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Но собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Что значит для вас слова «Русь», «Россия», «русские»?

На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время – потехе час».

Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

А назвали мы наш классный час «Веселье земли русской» неслучайно. Должен ли человек любить свою Родину? Знать её культуру? Историю? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране всё? Для этого надо обратиться к её истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа - к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам юмору, играм, пословицам и песням.



Конкурс 1: «Пословицей – правда молвится»


Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки - самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей – правда молвится».

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны , а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.


  • Арабская пословица: «Бежал от дождя, попал под ливень» (Из огня да в полымя)

  • Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» (Язык до Киева доведет)

  • Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» (« На безрыбье и рак - рыба)

  • Английская пословица: « Все хорошо в свое время» (Делу время – потехе час»)

  • Польская пословица: « Пика не кладется в мешок» (Шило в мешке не утаишь»)

  • Немецкая пословица: « Молчаливый рот – золотой рот» (Слово-серебро, молчание – золото»).

  • Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не накормишь»).

  • Итальянская пословица: «В закрытый рот – муха не залетит» (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь).

  • Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность - к злу» (Поспешишь – людей насмешишь)



Конкурс 2 «Музыкальный»


Как и русская речь столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе перелистаем всего несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный»


(Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право хода переходит к другой команде)

  1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (балалайка)

  2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)

  3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна)

  4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

  5. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (Звонарь)

  6. Какую птицу называют «певцом русских полей?» (Жаворонок)

  7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни?» (Частушка).

  8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме?» (Деревянные ложки).

  9. В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачет (Балалайка.)


(Жюри оценивает правильный ответ в один балл)


Конкурс 4 «Удача»


Для проведения этого главного конкурса «Удача» приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

  • Народное декоративно- прикладное искусство (красный цвет)

  • Русская кухня (зелёный)

  • Быт русского народа (синий)

  • Русские народные праздники (желтый)

  • Славянские мифологии (оранжевый)

  • Русские былины (белый)

Каждая команда – участница имеет право бросить кубик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 – 7 раз) На обдумывание ответа дается не более 3о секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные очки.



Народное декоративно-прикладное искусство


  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. ( Красный, желтый, золотой).

  2. Посватавшись к девушке, жених должен обязательно дарить ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка).

  3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (в период сокодвижения, когда она прочная и мягкая).

  4. Что такое колт? (Височная подвеска)

  5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха,. Железные изделия и «Узорочье» Что это такое? (Браслеты, бусы-украшения)

  6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)


Русская кухня


  1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (хлеб)

  2. Назовите самое главное угощение на Руси во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

  3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав и меда? (Сбитень)

  4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

  5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

  6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку, при варке)


Быт русского народа


  1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство? (Лучина)

  2. Какая самая распространенная обувь на Руси? (Лапти)

  3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую? (Братина)

  4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количество членов семьи и достатка)

  5. русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

  6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)




Русские народные праздники


  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

  2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

  3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

  4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

  5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета - кто прокатится дальше, у того лен растет длиннее)

  6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)


Славянская мифология


  1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

  2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица»).

  3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

  4. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка)

  5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купала с 23 на 24 июня по старому стилю)

  6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажь-бог)


Русские былины


  1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев – град).

  2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

  3. Кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

  4. Кому из русских богатырей смерть не писана? (Илье Муромцу)

  5. Где прошла первая встреча Садко с Морским царем? (на берегу Ильмень-озера)

  6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)







Конкурс 4 «Логическая цепочка»


Мы приступаем к проведению очередного конкурса – «Логическая цепочка» Команды получают конверты, в которых помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых и праздничных действий, которые были хорошо известны предкам с самого раннего детства.

Задача команд – как можно быстрее составить правильные логические цепочки этих действий. Ввиду сложности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет команде 3 очка.

Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырастили лён, выдернули лён с корнем, отмочили в речке и высушили на лугу, вытрепали лён, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.


Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, обмолотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили каравай на стол.


Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, катались с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, шли к тёще на блины, строили снежный городок, устраивали взятие снежного городка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.



Конкурс для болельщиков

«Знатоки старинных слов»


Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков старинных слов. Я называю старинное слово, любой болельщик называет его современное значение и получает очко, которое может подарить своей любимой команде.


  1. Алтын – старинная русская медная монета в 3 копейки.

  2. Вершок – старинная русская мера длины в 4,4 см

  3. Аршин – русская меры длины, равная 71 см

  4. Полтина – монета достоинством в 50 коп.

  5. Грош – старинная денежная единица, равная 0,5 копейки

  6. Сажень – старинная меры длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки, до конца пальцев другой руки.

  7. Косая сажень – старинная мера длины, расстояние от кончиков пальцев ноги до кончиков пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

  8. Верста – русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км

  9. Полушка – старинная медная монета, равная 0,25 коп.

  10. Десятина – русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1.09 га

  11. Фунт – старая русская мера веса, равная 409 г.

  12. Пуд – русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16, 38 кг.




Конкурс 5: «Блицтурнир»


Завершается наша игра блицтурниром. Каждая команда должна ответить подряд на 6 вопросов.

При подведении итогов жюри учитывают не только количество правильных слов, но и количество затраченных секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 секунд. Обращаю ваше внимание на то, что вопросы могут быть шуточными. Начинаем конкурс.


Вопросы для первой команды


  1. Как назывался младший член дружины князя? (Отрок)

  2. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (Ведун)

  3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

  4. Что не родится без языка? ( Язык)

  5. Чего не устаёшь всю жизнь делать? (Дышать)

  6. Без чего дом нельзя построить? (Без угла)



Вопросы для второй команды



  1. Как назывались изображения славянских богов (Идолы)

  2. Какой в воде камень? (мокрый)

  3. В чем не обнесёшь воду вокруг дома? (В решете)

  4. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

  5. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

  6. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? ( Тепло)



Вопросы для третьей команды


  1. Чего языком не достанешь? (Носа)

  2. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг).

  3. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земле)

  4. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)

  5. Где был по представлениям древних славян, вход в нижний мир? ( В избушке на курьих ножках)

  6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? (Баба Ягу)





Мини- итоги. Подведение итогов и награждение команд- победительниц






Классный руководитель: Циммерман З.Г.



















ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА

« Я - ДОМА, Я - В ШКОЛЕ, Я – СРЕДИ ДРУЗЕЙ»


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ.


Цель:

Развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения.

Формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность.


Предполагаемый результат


Развитие критического мышления учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, умения вести диалог с собой и другими людьми.


Предварительная подготовка


Все ребята класса отвечают на вопросы анкеты, которую им предлагает классный руководитель.


  1. В классе я …

  2. Дома я …

  3. Среди друзей я…


Ребята продолжают начатые предложения и сдают их классному руководителю, который анализирует ответы, готовясь к проведению игры.



Ход игры


В ходе игры классному руководителю вовсе не надо пытаться влиять на учащихся с позиции силы и значимости взрослого человека. Учащимся нужно дать возможность убедиться в том, что собственная «многоликость» - это не повод для того, чтобы переживать и страдать. Главное, знать причины многоликости и что за ней стоит. Это важно в большей степени не для самого шестиклассника, а для классного руководителя, которому необходимо вести воспитательную работу с семьёй, самим учеником, сверстниками и друзьями.



Задание 1.

Учащимся раздаются листочки бумаги, они должны продолжить фразы, которые они уже писали, заполняя анкету для учителя.


1. В классе я …

2. Дома я …

  1. Среди друзей я…



На карточках, на которых ребята пишут эти предложения, свое имя писать не нужно. Затем карточки перемешиваются и складываются в коробку. Классный руководитель вытягивает карточку и зачитывает ответы и дает учащимся право определить, о ком идет речь. Если ребята угадывают правильно, но по какой- то причине ученик не хочет это признать, он может это не делать. Но, как правило, ученики шестого класса с удовольствием играют в эту игру и не отказываются от своего текста.


Задание 2.

Учащимся предлагается поиграть в игру, которая называется «Волшебная шапка». Учащимся можно сказать:


Представьте себе, что добрая волшебница подарила вам шапку, с помощью которой вы можете перевоплощаться в различных животных.

  • - Если бы вы воспользовались этой шапкой на уроке, в кого бы вы хотели превратиться?

  • -Если бы надели эту шапку, гуляя со своими друзьями, в кого бы вы хотели превратиться?

  • - Если бы надели эту шапку дома, в кого бы вы хотели превратиться?


Ребята могут отвечать на вопросы вслух или письменно. Будет очень интересно, если ребята смогут привести аргументы собственных превращений в то или иное животные.



Задание 3.

Учащиеся получают маленькие книжечки, сделанные из листа бумаги, сложенного вчетверо.


На первой странице написано «Книга чувств»

На второй странице написана фраза: « Чувства, которые я испытываю в школе»

На третьей странице – «Чувства, которые я чаще всего испытываю дома»

На четвертой странице – «Чувства, которые я испытываю при общении со своими друзьями».


Ребята заполняют все страницы этой «книги». На последней странице ребята пишут, что они хотели бы изменить в себе.

В конце игры ребята обмениваются мнениями, что им понравилось в ходе игры и почему. Дети должны задуматься о том, что они собой представляют, в каких ситуациях они, а в каких – мнимые, а также о том, что им нужно сделать, какие усилия приложить, чтобы стать другими.




Классный руководитель 6б класса : Циммерман З.Г.