СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вещества в природе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вещества в природе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей.»

8 класс

Урок №

Дата проведения:

Тема. Вещества в природе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека; познакомить со способами разделения смесей, научить разделять смеси различными способами.

Метапредметные

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, делать выводы, планировать и регулировать свою учебную деятельность.

Личностные

Формировать ответственное отношение к учебной деятельности, познавательную и информационную культуру, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, работать самостоятельно.

Способствовать формированию у учащихся умения выслушивать мнение других, владению различными формами устных выступлений, оценке разных точек зрения.

УУД:

Познавательные: 

находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций

анализировать, сравнивать, делать выводы

осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план

систематизировать, обобщать изученное.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке

планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

организовать выполнение заданий учителя

делать выводы по результатам работы

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника.

воспринимать информацию на слух

дополнять, уточнять высказанные мнения

отвечать на вопросы учителя.

воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Оборудование: Периодическая система Д.И.Мнеделеева, раздаточный материал, фарфоровые чашки, воронки, химические стаканы, ложки, песок, соль, колбы с водой, магнит, железо, фильтровальная бумага, пробиркодержатель, сухой спирт, спички, колпачок для тушения пламени.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)

  • проблемный

  • демонстрационный (лабораторные опыты)

  • наглядный (видео-опыт)

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная (выполнение письменных заданий).

  • проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

  • фронтальная (работа с классом)


Структура урока

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

  • Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

  • Что такое метод?

(Метод – это путь познания окружающего мира и способ действий в решении научных и практических задач.)

  • С какими методами мы познакомились?

(Наблюдение, эксперимент, анализ – качественный и количественный, синтез, прогнозирование.)

  • Что такое анализ? Какие виды анализа нам известны?

  • Что изучает качественный и количественный анализ?

  • Какие вещества называются индикаторами?

(Индикаторы – вещества, изменяющие свою окраску в присутствии кислот и щелочей.)

  • Какие индикаторы вам известны?


Запись на доске

  • Укажите, какие из предложенных реакций можно отнести к реакциям синтеза:

А) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu Б) H2 + Cl2 =2HCl В) N2 + 3H2 =2NH3 Г) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Запись на доске:

Составьте уравнения реакций синтеза следующих веществ:

а) …….+……… →Na2S


б) …….+……… → AICl3


в) …….+……… → Ca3N2


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

 Посмотрите, как разнообразен мир веществ. Вспомните, что называется веществом.

-Вещества – это то, из чего состоят тела

Какие вы знаете вещества?

- Простые и сложные

У вас на столах находятся химические стаканы, посмотрите, что вы можете сказать о содержимом?

в стакане находится вода, песок, смешаны с чем-то, состоят из нескольких веществ (компонентов)

Подберите обобщающее слово, как можно назвать все эти вещества

-смеси

Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, а часто ли встречаются ли в природе чистые вещества? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Ребята, представьте, в походе у вас просыпалась соль, а другой нет, соль смешалась с землей.

Что делать?

Очистить, т.е разделить на компоненты.

  • О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Попробуйте теперь сформулировать тему урока:

 Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

  • Ребята как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, с чем познакомиться?


Учащиеся предлагают:

-выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь;

- узнать, где применяются чистые вещества и смеси;

-узнать, как разделить вещества.

Учитель. В природе вещества встречаются в основном в виде смесей.

Например, воздух – смесь газов: азота, кислорода, аргона и др., морская вода.


3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Мы живем среди химических веществ. Как только маленький человек появляется на свет, он попадает в мир химических веществ. Он вдыхает воздух, а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхает углекислый газ. Его умывают водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле.

Нам известно понятие «вещество» (это то, из чего состоят физические тела).

А вот вдумайтесь в само понятие «чистое вещество». Попытайтесь сформулировать ответ.

С помощью учителя формулируется определение.


Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).


Пример, в одном стакане находится морская вода, в другом– дистиллированная.

  • Какая из них является чистым веществом, а какая – смесью?


Совершенно чистые вещества в природе не встречаются. Обычно мы имеем дело со смесями.

Это и бензин, и соленая морская вода, и сладкий чай в чашке (жидкие растворы), и воздух, которым мы дышим (газообразный раствор кислорода в азоте),

Чаще всего физические тела состоят из нескольких веществ – смеси.


Смесь – это вещества, состоящие из нескольких компонентов.


Например, воздух, молоко, бетон.

Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради:

Воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др.

Воздух- смесь, которая состоит из газов - азота, кислорода, аргона и др.


В природе различают смеси однородные и неоднородные.

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Смеси:

1. Однородные

  • Жидкие (вода и сахар, уксус и вода) 

  • Твёрдые (сплавы металлов - сталь, бронза, латунь)

  • Газообразные (воздух, туман)  


2.Неоднородные 

  • смесь поваренной соли с песком

  • глина с водой

  • смесь Fe +S


Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!


Мы познакомились с различными видами смесей, а теперь перейдём к последнему пункту нашего плана – методы очистки или разделения смесей.  

Основные способы разделения смесей (очистки веществ)

Работа с учебником ( стр 16-17)

1.Неоднородных                                                              

  • Фильтрование стр 15

-выделение веществ из неоднородной смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Для выделения поваренной соли смесь её с песком взбалтывают в воде. Поваренная соль растворяется, а песок оседает. Чтобы ускорить отделение смесь фильтруют, песок остается на бумаге (фильтрат), раствор поваренной соли проходит через фильтр. Фильтрование применяется также для очистки питьевой воды (бытовые фильтры).


  • Действие магнитом стр 16

Действие магнитом - выделение веществ из неоднородной смеси, способных к намагничиванию.


  • Отстаивание

Отстаивание – способ выделения веществ из неоднородной смеси.

а) Выделение веществ из неоднородной смеси, образованной нерастворимыми в воде веществами с различной плотностью. Например, железные опилки от древесных можно отделить путём взбалтывания их с водой, а затем отстаивания. Железные осядут на дно сосуда, а древесные – всплывут на поверхность воды.

б) отстаивание частиц глины в воде. Применяется при очистке питьевой воды.

в) разделение смеси малорастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью. Например, смесь растительного масла с водой быстро расслаивается, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки или колонки.


2.Однородных

  • Выпаривание

Выпаривание - способ выделения однородной смеси, когда растворимое вещество выпаривают. Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся растворённое вещество.  Например, выделение поваренной соли из воды соленых озёр. 


  • Дистилляция

Дистилляция (или перегонка) - способ выделения однородной смеси, путём испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров. Например, получение дистиллированной воды.


Лабораторные опыты № 10-12:

Лабораторный опыт № 10

1.Разделение смеси магнитом «Приготовление и разделение смеси железа и песка»


2.Разделение смеси фильтрованием и выпариванием.

Разделение смеси песка, соли и воды.


Л. о. №12. Обугливание органических веществ

(взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахарозой). Видео-опыт


4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного


Задание № 1

Каждая группа получила задание " Как разделить смесь?"


1 группа смесь медных и железных стружек. Предложите способ разделения смеси.


2 группа смесь из мела и соли. Предложите способ разделения смеси.


3 группа смесь древесные стружки + металлические стружки + +песок +соль. Предложите способ разделения смеси.


Через 1 минуту каждая пара озвучивает свой ответ.

Задание №2 Из перечисленных веществ выберите смеси, которые встречаются в природе

1. Дождевая вода

2. Воздух

3. Стиральный порошок

4. Почва

5. Бетон

6. Туман


5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

– Какую цель мы ставили на уроке?

-На что еще следует обратить внимание?

- Тема урока мне  понятна

-Я  доволен своей работой на уроке

- На самостоятельной работе у меня все получилось

мне было легко

я затруднялся

мне было трудно

Китайская мудрость гласит:

«Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше».

Я думаю, мы удачно доплыли до пристани «Перемена» и выполнили поставленную задачу.


Домашнее задание:

П.4, выучить конспект и методы разделения смесей, стр 17 вопрос 1-3 устно, стр 18 тест 2-5 устно.
















  Самостоятельная работа по теме «Чистые вещества и смеси».

Вариант 1.


1. Смесью является:

а) водопроводная вода б) углекислый газ в) кислород г) азот


2. Однородная смесь – это:

а) молоко б) раствор этилового спирта в) смесь мела с водой г) нефть


3. Фильтрованием можно разделить смесь воды и

а) сахарного песка б) машинного масла в) бензина г) почвы


4. Водная смесь бензина может быть разделена

а) выпариванием б) отстаиванием в) перегонкой г) кристаллизацией


5. Способ разделения однородных смесей

а) выпаривание б) отстаивание в) фильтрование г) действие магнитом


6. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?

А. Виноградный сок – это чистое вещество.

Б. Раствор сахара в воде является неоднородной смесью.

1)верно только 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


7. К твёрдой смеси относится:

а) природный газ б) нефть в) бензин г) чугун


8. Смесь порошков железа и серы можно разделить с помощью

а) возгонки б) дистилляции в) действия магнита г) фильтрования


9.Фильтрованием можно разделить смесь, состоящую:

а) из воды и сахара б) из бензина и воды в) из растительного масла и воды г) из глины и воды


10.Определите порядок действия для разделения смеси состоящей из мела и песка

а) Выпаривание б) Отстаивание в) Растворение г) Фильтрование


11.Укажите неоднородные смеси веществ:

а) гранит б) раствор сахара в воде в) морковный сок г) сметана