СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Весёлая фразеология

Нажмите, чтобы узнать подробности

фразеологизмы

Просмотр содержимого документа
«Весёлая фразеология»

Игра для учащихся 6-го класса «Веселая фразеология»

Цель мероприятия:

  • популяризация знаний по лексике русского языка;

  • развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);

  • развитие умения работать в группе.

Оборудование:

  • высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;

  • названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;

  • иллюстрации к фразеологизмам.

Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда. Организация игры. В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Давшие полный ответ становятся игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются. Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура. Ход игры Тур первый. «Всяк молодец на свой образец». Задание командам: Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

золотые зубы – золотые руки

важная деталь – важная птица

медвежья услуга – медвежья берлога

горькая правда – горькая микстура

волчий хвост – волчий аппетит

принимать продукцию – принимать участие

приходить в голову – приходить в школу

выйти из комнаты – выйти из положения

дрова разгорелись – глаза разгорелись

cбивать с дерева – сбивать с толку

Вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок? / командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:

в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего/

Вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?

бить баклуши

точить лясы

зрителям:

попасть впросак

закадычный друг

мурашки бегают

заклятый враг

кромешная тьма


сломя голову

с гулькин нос


Вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?

принести стулпринести пользу

поднять тревогу – поднять занавес

отдать книгу – отдать честь

глубокое озеро – глубокое уважение

зрителям: короткое пальто – короткое замыкание Вопрос 5: Какое прилагательное ( одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы

век, середина, правило

удар, система, затмение

суп, шут, чучело

полюс, буря, поле

ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура. Игра со зрителями: Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный плод
держать порох сухим
одним миром мазаны

Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда» Задание командам: В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите. 1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык. Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег. Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё. 2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава. Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду! А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями? Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие. Игра со зрителями: «Весёлые картинки». Ведущий показывает зрителям картинку с изображением медведя, мышки, петуха т.д., зрители называют фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов. Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж» Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).

  1. Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца

  2. Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего

  3. Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились

  4. Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому

  5. На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало

  6. Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало

  7. В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет

  8. Много прошло времени с той поры. // много воды утекло

  9. Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили

  10. Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз


1