Игра для учащихся 6-го класса «Веселая фразеология»
Цель мероприятия:
популяризация знаний по лексике русского языка;
развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);
развитие умения работать в группе.
Оборудование:
высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;
названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;
иллюстрации к фразеологизмам.
Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда. Организация игры. В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Давшие полный ответ становятся игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются. Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура. Ход игры Тур первый. «Всяк молодец на свой образец». Задание командам: Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?
золотые зубы – золотые руки | важная деталь – важная птица |
медвежья услуга – медвежья берлога | горькая правда – горькая микстура |
волчий хвост – волчий аппетит | принимать продукцию – принимать участие |
приходить в голову – приходить в школу | выйти из комнаты – выйти из положения |
дрова разгорелись – глаза разгорелись | cбивать с дерева – сбивать с толку |
Вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок? / командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:
в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего/
Вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?
бить баклуши | точить лясы | зрителям: |
попасть впросак | закадычный друг | мурашки бегают |
заклятый враг | кромешная тьма | |
сломя голову | с гулькин нос | |
Вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?
принести стул – принести пользу | поднять тревогу – поднять занавес |
отдать книгу – отдать честь | глубокое озеро – глубокое уважение |
зрителям: короткое пальто – короткое замыкание Вопрос 5: Какое прилагательное ( одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы
век, середина, правило | удар, система, затмение |
суп, шут, чучело | полюс, буря, поле |
ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура. Игра со зрителями: Объясните значение и происхождение фразеологизмов:
время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный плод
держать порох сухим
одним миром мазаны
Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда» Задание командам: В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите. 1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык. Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег. Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё. 2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава. Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду! А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями? Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие. Игра со зрителями: «Весёлые картинки». Ведущий показывает зрителям картинку с изображением медведя, мышки, петуха т.д., зрители называют фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов. Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж» Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).
Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца
Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего
Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились
Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому
На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало
Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало
В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет
Много прошло времени с той поры. // много воды утекло
Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили
Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз
1