муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района
Курской области
Секция начальных классов
Учебно – исследовательская работа:
Ветеран живет рядом
Авторы:
Свинарева Анастасия
Татаренкова Дарья
Евдокимова Виктория
Руководитель:
Мальчикова Ирина Ивановна
с.Черницыно
2015 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3стр.
Глава I. Теоретическая часть. О героической женщине
Детство………………………………………………………………..6 стр.
Тяжелые будни войны……………………………………………….7 стр.
Хранительница семейного очага……………………………………9 стр.
Наши дни……………………………………………………………..10 стр.
Награды и письма……………………………………………………11 стр.
Глава II. Практическая часть. Опрос одноклассников
2.1. Анкетирование…………………………………………………………16 стр.
Заключение………………………………………………………………….18 стр.
Список используемой литературы………………………………………...19 стр.
Введение
У каждого из нас есть Родина – место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремиться возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Наверное, каждому интересно узнать какой она была раньше, кто проживал здесь и проживает до сих пор. Но проходит время, все забывается и стирается из нащей памяти. Все, что было ценным раньше – померкло. Но подвигу народа в Отечественной войне 1941-1945г. суждено навсегда остаться в истории. Страшно представить, но уже прошло 70 лет, с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Наш народ совершил подвиг, равного, которому еще не знало человечество. Мы никогда не забудем тех, кто, рискуя своей жизнью, обеспечил победу и жизнь нам.
С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны среди нас. Но, ведь наша память имеет начало, но не имеет конца. До сих пор родные ждут запоздалые письма с войны, матери не верят похоронкам. И нет покоя тем, кто вернулся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто – то погиб за меня».
Нам стало интересно: «Ведь рядом с нами жили, живут ветераны – что прошли по дорогам войны. Среди них были наши земляки, участники войны». Мы захотели, пока есть возможность, поскорее узнать о них как можно больше. Ведь кто еще более точно сможет нам рассказать о Великой Отечественной войне, как не сами очевидцы этого страшного события.
Цель исследования: ознакомиться с магнитом, узнать свойства магнита.
Задачи исследования:
Актуальность исследования
для подрастающего поколения Великая Отечественная война - это далекое прошлое событие, которое по мировосприятию не имеет прямого отношения к современной жизни. Поэтому очень важно, чтобы дети из первых уст, от живых участников тех событий узнали правду о войне, прониклись уважением и гордостью к ветеранам.
благодаря такой работе возрастает активность в познавательной сфере деятельности.
Гипотеза исследования
Выяснив жизнь ветеранов Великой Отечественной войны, мы узнаем больше о годах Великой Отечественной войны.
Проблема
Подрастающее поколение все дальше и дальше отдаляется от событий Великой Отечественной войны. Многие обучающиеся не читают книги о войне, не смотрят фильмы о тех тяжелых буднях.
Кроме того, руководители многих стран взяли курс на искажение истории и принижение роли русского солдата в Победе.
Методы исследования:
встреча и беседа с ветераном;
работа с историческими сведениями о Великой Отечественной войне;
анкетирование обучающихся.
Практическая направленность
Использование содержащихся фактов в работе, примеров, свидетельств тех далеких событий, способствует развитию исторической грамотности младших школьников.
Глава I. О героической женщине
Недалеко от нашей школы, на улице Набережная живет Шуклина Галина Степановна. Именно о ней мы вам сегодня расскажем. О всем ее жизненном пути, который начался еще аж в 1924 году! И продолжается по сей день.

1.1 Детство
Шуклина Галина Степановна родилась 12 марта 1924 года в селении Быканово, ранее находящейся в Ленинском районе. Ее родители работали в колхозе – Степан Локтионович и Анастасия Николаевна. Галина была младшей из своих сестер, после в семье родились еще три брата. Всего их было семеро. Достигнув школьного возраста Галина Степановна начала обучение у учителя, имя которого она, к сожалению, не помнит, но зато ласково вспоминает его, как «Дунича». Будучи в школе, она сразу ему понравилась своим уважением и теплом души, поэтому помимо школьных обязанностей, на нее была возложена и другая – она помогала нянчить детей в семье учителя, даже после того, как «Дунич» переехал со своей семьей в Авдеево. Так остались за плечами в заботах и делах 5 классов, которые удалось окончить. После Галина вернулась в родной дом в Быканово. Могла ли эта юная и веселая девочка знать ту судьбу, которая ее ожидает? К сожалению, нет.
Так в семнадцатилетнем возрасте и до семьи Шуклиной Галины Степановны долетело известие о начале Великой Отечественной войны. Из каждой семьи обязательно нужно было кого-то забирать на фронт. Хотели забрать старшую сестру Марию Степановну, но почему-то именно Галя четко для себя решила, что на фронт отправится из семьи она. Так, именно из Курска, и начался этот долгий и очень тяжелый «Путь Славы».

1.2 Тяжелые будни войны
К сожалению, Галина Степановна не смогла нам более подробно рассказать о событиях войны, которые ее застали. Но из немногого, что довелось нам услышать, мы смогли представить и попытались понять ту боль, страх и ответственность за жизни других, что пришлось пережить Галине, хотя она и уверяет, что ей было совсем не страшно.
На войне Шуклина Галина Степановна была простой санитаркой. Несмотря на это, она легендарный человек. Ведь ей совсем юной пришлось помогать раненным, вытаскивать их на своих плечах с поля боя, оказывая им первую медицинскую помощь.
Путь, который прошла Галина был долгий и тяжелый.

Из Курска она вместе со всеми остальными отправилась в Украину. Через Киев они дошли до Винницы. Далее держали путь через Польшу. Так и дошли они до места назначения, до самого врага – до Германии, в сам Берлин, где позже они и встретили долгожданную победу.
Каждое из этих мест оставило в сердце Галины Степановны глубочайший след и запомнилось определенными событиями.
Так, во время проезда через Винницу, начались очередные бомбежки. Поезду пришлось прекратить свое движение. Галина хорошо помнит, как ей и многим другим, пришлось прыгать в болота и продолжать движение через них, теряя обувь, силу, но не теряя надежды и веры, что все это скоро закончится.
После того, как отряды дошли до Польши, там было решено развернуть полевой госпиталь. Для этого пришлось в тяжелейших условиях копать землянки, чтобы принимать больных. Их было бесчисленное множество. В постоянных криках о помощи, в слезах, приходилось работать Галине сутки напролет. Тех, кого вылечили отправляли снова в армию, кто был совсем слаб или сильно пострадал – домой.
В такие тяжелые минуты люди старались помогать друг другу, была огромная сплоченность. Ведь именно это сыграло решающую роль в нашей победе.
Когда у Галины Степановны уже не оставалось сил, она все равно продолжала работать. В такие минуты даже сам начальник госпиталя, который был по национальности евреем, говорил ей: «Дочка, ляг, отдохни».
Пройдя, через все эти испытания, Галина наконец-то дошла до Германии, остановившись в Берлине. В это было сложно поверить, но Галина и все остальные с радостью и со слезами на глазах слушали известие об окончании Великой Отечественной войны. А плакать было от чего. Ведь сколько людей потеряла наша страна, сколько мужей, отцов и дедов не вернулось, сколько родственников пропало без вести. Людские потери в СССР — 7,3 млн. военнослужащих убитыми и умерших от ранений, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осужденных к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов) и 4,5 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР от невзгод войны) — 26,6 млн человек.
7 апреля 1946 года в Берлине был развернут эвакуационный госпиталь, где Галина Степановна оставалась отхаживать и лечить пострадавших. Здесь же она и встретила своего будущего мужа Константина Павловича.
1.3 Хранительница семейного очага
Вот так вот и пролетели трудные и долгие годы войны. Началась семейная жизнь. Из Германии Галина Степановна с Константином Павловичем отправилась в Горький – советское название Нижнего Новгорода. Там же появился первенец – Юрий Константинович. Спустя девять лет Галина и Константин вместе с его семьей возвращаются к ней на родину – в селение Быканово, где продолжали жить все ее родственники и семья.
Галина Степановна со своим братом в молодости
1.4 Наши дни
В настоящее время Шуклина Галина Степановна живет со своей дочерью – Любовью Константиновной. Постоянно бабушку навещают ее любимые внуки – Сашка и Юрка.

В кругу семьи

Галина Степановна с дочерью Любой, племянницей Лидой и внучкой Надей
1.5 Награды и письма
Не удивительно, что такой легендарный человек, как Шуклина Галина Степановна, имеет большое количество наград. Нам было очень интересно посмотреть и даже прикоснуться ко всем медалям, значкам и удостоверениям.
Мы хотим и с вами поделиться всем тем, что увидели.
Особое внимание у нас привлекли две уже старые и затертые от времени бумажки. Одна из которых «Удостоверение о полевой почте» (о которой упоминалось ранее), которое было выдано 7 марта 1944 года.

Другой, не менее интересный документ из эвакуационного госпиталя – «Отличник санитарной службы». Выдан 2 марта 1946 года.

Мы ознакомились со всеми медалями, подержали их в руках.


К сожалению медали «60 лет
победы в Великой Отечественной
войне» не сохранилось.
Шуклина Галина Степановна была удостоена памятным знаком «Фронтовик 1941-1945»

Со многими другими почетными документами вы можете ознакомиться в приложении.
Нам в руки попала и благодарность бывшего министра обороны РФ – Грачева Павла, 9 мая 1996 года. В нем он благодарит Галину Степановну за проявленную отвагу и мужество, за заботу об авторитете Российской Армии и Флота.

Мы считаем, что таких людей, как Галина Степановна, ни в коем случае не стоит забывать. Нужно всегда о них помнить, проявлять к ним огромное уважение, заботу, чтить письмами с благодарностью. Такое письмо мы нашли от президента РФ.

Глава II. Опрос одноклассников
С целью повышения знаний и информации о Великой Отечественной войне мы решили провести опрос среди наших одноклассников.
2.1 Анкетирование
Им были предложены следующие вопросы и различные варианты ответов.
Что для Вас значит День Победы?
Как в Вашей семье обычно отмечают 9 мая?
ходим на митинг, демонстрацию, салют
возлагаем цветы, поздравляем ветеранов
поминаем ушедших, вспоминаем о войне
смотрим телевизор, фильмы о войне
гуляем, отдыхаем
ходим в гости / принимаем гостей
не отмечаем
Свой вариант
Из каких источников Вы узнаёте о событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны?
СМИ (телевидение, радио, газеты и т.д.)
уроки истории, учебники по истории, научная литература
рассказы родственников, друзей, знакомых
художественная и научно-популярная литература
Интернет, компьютерные игры
Свой вариант
Считаете ли Вы необходимым проведение общественных мероприятий, приуроченных к датам и событиям Великой Отечественной войны?
да, это нужно, чтобы сохранить память о героях Великой Отечественной войны
нет, такие мероприятия не нужны
да, это дополнительный повод разнообразить досуг
Принимаете ли Вы участие в мероприятиях, посвященных событиям Великой Отечественной войны, если да, то в каких?
поздравление ветеранов
посещение экспозиций, выставок, мемориалов, экскурсий
участие в возложении венков, цветов к мемориалам
Почему Вы считаете необходимым участвовать в мероприятиях, акциях, посвященным событиям Великой Отечественной войны?
для сохранения памяти о событиях тех лет
это дань уважения ветеранам
традиция
не считаю необходимым участвовать
Заключение
Священная память народным героям всех войн, тем, кто отстоял нашу страну от захватчиков. Бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне.
Рассказ Галины Степановны позволил нам быть сопричастными к судьбам погибших в войне, дав толчок к формированию гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения, способствовал формированию отзывчивости, уважительного отношения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, оказания им помощи.
Совместная работа с родителями в рамках участия в акции «Номинация открытка» позволила показать важность патриотического воспитания ребенка, способствовала сплочению семьи, так как совместный труд объединяет.
С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны.
Идут годы, сменяются десятилетия, но героический подвиг народа в Отечественной войне будет передаваться из поколения в поколение и навсегда остаться в истории.
В благодарность за мир в нашей стране, музыкальный подарок от подрастающего поколения - ?
Слава ветеранам 
Сколько лет уж прошло, с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них, они с нами.
И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто-то,
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото.
С фотографий с улыбкой глядят,
Те, кто жизни своей не щадил,
В тех далёких жестоких боях,
От фашистов страну защитил.
Не померкнет их слава в сердцах.
Укрепляется память с годами,
У народа жить будет в веках,
Тот, кто бился жестоко с врагами.
(Берегинюшка)
Список используемых источников.
Список литературы:
Битва под Москвой. Хроника, факты, люди: В 2 х кн. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001.
Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
Интернет источники:
www.1941-1945.at.ua
www.festival.1september.ru
www.kamchatka.gov.ru
www.pkgo.ru
www.semya-rastet.ru/razd/stikhi_k_velikomu_dnju_pobedy
www.veteran.by/ru
www.victory.rusarchives.ru