СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вежливость и доброта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование нравственных личностных качеств обучающихся(доброта, желание помогать людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы

Просмотр содержимого документа
«Вежливость и доброта»

Тема классного часа: «Вежливость и доброта» 2 класс

Цели: Формирование нравственных личностных качеств обучающихся(доброта, желание помогать людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы. 


УУД: Овладение морально – этическими нормами поведения через выявление нравственного значения поступков героев сценок. Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями сценок. Восприятие прослушанного и рефлексия на содержание (формулирование своей точки зрения о героях, подтверждая её фактами, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию). Умение слушать ответы детей, дополнять и уточнять их ответы. Умение вести диалог, проявляя уважение к другому мнению; полно и точно выражать свои мысли.


Учебные материалы: Конверты с заданиями, плакат на тему встречи.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель:     

Прежде чем начать нашу беседу, мы сейчас посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение окружает нас!

Девочки! Сегодня у нас будет необычная беседа, вот чему она будет посвящена, вы догадаетесь сами. Я прочитаю пять четверостишия, и вы угадаете, как называется беседа.

Добрый день.

- Добрый день! - тебе сказали,

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово "пожалуйста",

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"

Нам становится неуютно.

Здравствуйте.

- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим "Спасибо".

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.

Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры - и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры..

Учитель:     Ребята какие слова здесь повторяются

Дети: Добрый день, пожалуйста, здравствуйте, спасибо, будьте добры.

Учитель:     Правильно! А что это за слова? И какие они?

Дети: Добрые слова, волшебные слова, вежливые слова.

Учитель:     Ребята вы теперь догадались как называется беседа.

Дети: Да! Вежливость и доброта!

- Что же такое вежливость и доброта, и почему оно ценится  так дорого и какого человека можно считать вежливым? Это мы  и постараемся выяснить сегодня.

-А как вы думаете, нужно ли быть вежливым и добрым?

- Я приготовила для вас определения этих слов. Давайте же их прочитаем.

(читают дети)

Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других людей.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.

Учитель:     Ребята а вы со своим собеседником или другом всегда употребляете добрые и вежливые слова?

Дети: Да! Конечно!

- А вот сейчас мы проведём  

Игру  "Словарь вежливых слов"

- У меня есть РОМАШКА на каждом лепесточке написано задание или ситуация. Вы отрываете,  читаете и отвечаете.

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого             (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень,

Когда  услышит         (добрый день).

3. Мальчик вежливый и развитый

Говорит,  встречаясь         (здравствуйте).

4. Когда нас бранят за шалости, Говорим                   (прости, пожалуйста).

5. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят        (до свидания).

6.На улице встретился слепой человек с палочкой, он остановился и не знает куда ему идти. Как нужно поступить?

7. В автобус зашла женщина с маленьким ребёнком или пожилой человек, а ты сидишь на сидении. Что ты сделаешь или что скажешь?

8.Если ты нечаянно кого-то задел или толкнул, что ты сделаешь?


Учитель:  Я вам предлагаю вспомнить некоторые правила этикета, которые помогут вам быть вежливыми и внимательными. А вспоминать правила нам поможет Умная сова, недаром сову считают символом мудрости.


Сценка детей. Рассказ «Горький апельсин».

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!


Учитель.

- Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (ответы детей)


Ребята показывают сценку «День рождения».

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.


Учитель.

- Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны. (ответы детей)

Ребята! Знаете ли вы правила вежливого поведения в школе?


Игра "Что в ларце?"

Ученица: А это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Предположения детей: украшения, золотое кольцо:)

(Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.)

- Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?

(Ответы детей)

: - Это доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:

- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?

Работа с пословицами.

Учитель:      А какие вы пословицы и поговорки знаете о вежливости и доброте, и объясните, как вы их понимаете?

- В пословицах потерялись слова. Постарайтесь догадаться. (получившийся вариант:)

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

- Каким должен быть друг?  

Доброе слово человеку — что дождь в засуху

Доброе семя — добрый и всход

Делай другим добро — будешь сам без беды

Не устоять худу против добра

Злой не верит, что есть добрые люди

Чем сердиться (браниться), так лучше помириться

Доброму гостю хозяин рад

Красота до вечера, а доброта навеки

Худо тому, кто добра не делает никому

Тьма света не любит, злой доброго не терпит

Добро делаем — добро и снится, а худо делаем — худо и снится

Доброе слово и кошке приятно.

Подыми руку да опусти, а сердце скрепи.

И собака старое добро помнит.

Вражда не делает добра.

Добрые дела живут и после смерти.

- Какая пословица тебе особенно понравилась? Почему? Сумеешь объяснить ее смысл?



Учитель:      Молодцы ребята, вы хорошо справились с работой.

А какие вы знаете загадки о вежливости и доброте?

Загадки о вежливости.

Говорить друзьям не лень, Друг другу на прощание

Улыбаясь: «добрый день»! Мы скажем  «до свидания».


Друга не стоит в обиде винить, До чего ж оно красиво,

Лучше скорее его «извинить». Слово доброе «спасибо».


Как похоже слово «царствуй» Когда виноваты, сказать спешите:

На приветливое «здравствуй». Прошу Вас, «пожалуйста, извините»


В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не «перебивай»!


Учитель.

Молодцы!


Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. И у нас выросло дерево доброты и дружбы. Напишите на листиках имена своих друзей и прикрепите к веточкам этого дерева, чтобы оно радовало нас своей красотой, и мы всегда видели, сколько у нас друзей.

Учитель:  Ребята, я надеюсь, наше занятие помогло вам понять, как важно быть добрым и вежливым и тогда  и вы и люди которые вас окружают, будете счастливы.

В завершении о нашей беседе, я хочу прочитать стих о вежливости и доброте!

Стихотворение.

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая  друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумано кем-то красиво

- За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свиданья»

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста» - если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым – обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколь тебе уже лет.

Учитель:  Ребята !Давайте будем добрыми  и   вежливыми!

Учитель:  Прежде чем попрощаться, я хочу сказать волшебное слово "Спасибо" всем вам за то, что вы помогли мне в проведении этого занятия.  Отдыхайте.