Тема классного часа: «Вежливость и доброта» 2 класс
Цели: Формирование нравственных личностных качеств обучающихся(доброта, желание помогать людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы.
УУД: Овладение морально – этическими нормами поведения через выявление нравственного значения поступков героев сценок. Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями сценок. Восприятие прослушанного и рефлексия на содержание (формулирование своей точки зрения о героях, подтверждая её фактами, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию). Умение слушать ответы детей, дополнять и уточнять их ответы. Умение вести диалог, проявляя уважение к другому мнению; полно и точно выражать свои мысли.
Учебные материалы: Конверты с заданиями, плакат на тему встречи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Прежде чем начать нашу беседу, мы сейчас посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение окружает нас!
Девочки! Сегодня у нас будет необычная беседа, вот чему она будет посвящена, вы догадаетесь сами. Я прочитаю пять четверостишия, и вы угадаете, как называется беседа.
Добрый день.
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово "пожалуйста",
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.
Здравствуйте.
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим "Спасибо".
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
Будьте добры.
Будьте добры, - это я говорю по секрету
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры..
Учитель: Ребята какие слова здесь повторяются
Дети: Добрый день, пожалуйста, здравствуйте, спасибо, будьте добры.
Учитель: Правильно! А что это за слова? И какие они?
Дети: Добрые слова, волшебные слова, вежливые слова.
Учитель: Ребята вы теперь догадались как называется беседа.
Дети: Да! Вежливость и доброта!
- Что же такое вежливость и доброта, и почему оно ценится так дорого и какого человека можно считать вежливым? Это мы и постараемся выяснить сегодня.
-А как вы думаете, нужно ли быть вежливым и добрым?
- Я приготовила для вас определения этих слов. Давайте же их прочитаем.
(читают дети)
Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.
Учитель: Ребята а вы со своим собеседником или другом всегда употребляете добрые и вежливые слова?
Дети: Да! Конечно!
- А вот сейчас мы проведём
Игру "Словарь вежливых слов"
- У меня есть РОМАШКА на каждом лепесточке написано задание или ситуация. Вы отрываете, читаете и отвечаете.
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
4. Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста).
5. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
6.На улице встретился слепой человек с палочкой, он остановился и не знает куда ему идти. Как нужно поступить?
7. В автобус зашла женщина с маленьким ребёнком или пожилой человек, а ты сидишь на сидении. Что ты сделаешь или что скажешь?
8.Если ты нечаянно кого-то задел или толкнул, что ты сделаешь?
Учитель: Я вам предлагаю вспомнить некоторые правила этикета, которые помогут вам быть вежливыми и внимательными. А вспоминать правила нам поможет Умная сова, недаром сову считают символом мудрости.
Сценка детей. Рассказ «Горький апельсин».
Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.
– Разве не видишь? – буркнула Маша.
– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!
Учитель.
- Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (ответы детей)
Ребята показывают сценку «День рождения».
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.
– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
Учитель.
- Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны. (ответы детей)
Ребята! Знаете ли вы правила вежливого поведения в школе?
Игра "Что в ларце?"
Ученица: А это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Предположения детей: украшения, золотое кольцо:)
(Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.)
- Нет, нет! Он не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
(Ответы детей)
: - Это доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:
- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?
Работа с пословицами.
Учитель: А какие вы пословицы и поговорки знаете о вежливости и доброте, и объясните, как вы их понимаете?
- В пословицах потерялись слова. Постарайтесь догадаться. (получившийся вариант:)
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
- Каким должен быть друг?
Доброе слово человеку — что дождь в засуху
Доброе семя — добрый и всход
Делай другим добро — будешь сам без беды
Не устоять худу против добра
Злой не верит, что есть добрые люди
Чем сердиться (браниться), так лучше помириться
Доброму гостю хозяин рад
Красота до вечера, а доброта навеки
Худо тому, кто добра не делает никому
Тьма света не любит, злой доброго не терпит
Добро делаем — добро и снится, а худо делаем — худо и снится
Доброе слово и кошке приятно.
Подыми руку да опусти, а сердце скрепи.
И собака старое добро помнит.
Вражда не делает добра.
Добрые дела живут и после смерти.
- Какая пословица тебе особенно понравилась? Почему? Сумеешь объяснить ее смысл?
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с работой.
А какие вы знаете загадки о вежливости и доброте?
Загадки о вежливости.
Говорить друзьям не лень, Друг другу на прощание
Улыбаясь: «добрый день»! Мы скажем «до свидания».
Друга не стоит в обиде винить, До чего ж оно красиво,
Лучше скорее его «извинить». Слово доброе «спасибо».
Как похоже слово «царствуй» Когда виноваты, сказать спешите:
На приветливое «здравствуй». Прошу Вас, «пожалуйста, извините»
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше не «перебивай»!
Учитель.
Молодцы!
Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. И у нас выросло дерево доброты и дружбы. Напишите на листиках имена своих друзей и прикрепите к веточкам этого дерева, чтобы оно радовало нас своей красотой, и мы всегда видели, сколько у нас друзей.
Учитель: Ребята, я надеюсь, наше занятие помогло вам понять, как важно быть добрым и вежливым и тогда и вы и люди которые вас окружают, будете счастливы.
В завершении о нашей беседе, я хочу прочитать стих о вежливости и доброте!
Стихотворение.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумано кем-то красиво
- За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколь тебе уже лет.
Учитель: Ребята !Давайте будем добрыми и вежливыми!
Учитель: Прежде чем попрощаться, я хочу сказать волшебное слово "Спасибо" всем вам за то, что вы помогли мне в проведении этого занятия. Отдыхайте.