Тема урока:
«Вязание спицами. Простые узоры. Чтение и составление схем»
Цели урока:
- закрепить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках по данной теме, ознакомить их с рядом простых узоров на основе комбинации лицевых и изнаночных петель, научить составлять и читать схемы узоров;
- развивать умения и навыки во время работы вязания спицами;
- воспитывать четкость, внимательность, творческий подход к выполнению заданий.
Оборудование: образцы вязок, образцы схем.
Основные понятия: лицевая петля, изнаночная петля, односторонняя и двух сторонняя вязка, схема.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: математика, история, ИЗО
Структура урока:
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация опорных знаний учащихся – 15 мин.
Изучение нового материала с практическим закреплением – 17 мин.
1. Простые узоры, их характеристика;
2. Запись и чтение схем узоров.
Закрепление новых знаний и умений учащихся – 7 мин.
Итоги занятия – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку (форма),
назначение дежурных;
сообщение цели урока:
Мы продолжаем изучать тему «Вязание спицами». Сегодня на уроке вы познакомитесь с различными видами вязок на основе лицевых и изнаночных петель, научитесь составлять и читать схемы узоров, но прежде чем приступить к этому, давайте вспомним всё, что вы уже знаете по теме «Вязание спицами».
Актуализация опорных знаний учащихся - проводится игра - конкурс «Клубок» (учащиеся делятся на две команды «красный клубок», «синий клубок»).
Прикрепить свой клубок к дорожке учащимся дает право правильный ответ на вопрос:
1. Из какого материала изготавливают спицы?
2. Какие виды пряжи используют для вязания спицами?
3. Какие существуют виды спиц?
4. Что означает № спицы, каких номеров бывают спицы?
5. Какими спицами вяжут мелкие детали по кругу, например большой палец в рукавичке?
6. Можно ли на круговых спицах связать прямое плоское полотно?
7. Как правильно подобрать спицы и пряжу?
8. Как практически определить № спицы?
9. Как называются первая и последняя петли ряда?
10. С чего начинают вязание спицами?
11. Каким будет полотно, если его вязали из толстой пряжи очень тонкими спицами?
12. Что делают с первой петлей каждого ряда в процессе вязания?
13. Какие петли называют кромочными?
14. Сколько надо взять коротких прямых спиц с двумя рабочими концами, чтобы вязать по кругу?
15. Каким будет полотно, если его вязать из тонкой пряжи толстыми нитками?
16.Как надо провязывать последнюю петлю ряда, чтобы край полотна был «кисточкой»?
17. Какой будет край полотна, если последнюю петлю ряда провязать лицевой?
18. Как называется ряд набранных петель?
19. Спица №8 толстая или тонкая?
20. Во сколько раз спица должна быть толще пряжи?
* Комментарии учителя о результатах игры - конкурса «Клубок».
Изучение нового материала с практическим закреплением.
1. Простые узоры, их характеристика (раздать корзинки с образцами). Комбинируя лицевые и изнаночные петли можно получить очень много различных узоров. У вас в корзинках по 4 образца. Ваша задача: рассмотреть их, проанализировать и дать правильные ответы на мои вопросы:
Под каким номером образец связанный только одним видом петель (№1)
Как называется такое вязание?
Какой номер у образца чулочного вязания (№2)?
Каким образцом вяжется такая вязка?
Опишите внешний вид этого образца?
Какая есть особенность этой вязки?
Какой характерный узор у образца №3 (узор в виде полос), полосы образованны лицевыми петлями. Эта вязка называется резинка. Резинка может вязаться чередованием в ряду лицевых петель в порядке 1*1 или 2*2
Какой порядок петель в образце №3?
посмотрите на образец №4 . С чем ассоциируется этот узор? (квадратики на шахматной доске)
Кто может рассказать вяжется такой узор? (если учащиеся затрудняются, учитель им помогает)
У данных образцов узоры вязания одинаковы с обеих сторон или отличаются? У каких одинаковы, а у каких отличаются?
Дадим определения:
- вязка, у которой рисунок по сторонам различается, называется – односторонняя.
- вязка, у которой рисунок одинаков с двух сторон, называется – двухсторонняя.
Проводится физкультминутка.
2. Запись и чтение схем узоров.
Во время вязания можно пользоваться текстовым описанием узоров или схемой. Описание занимает много места, тяжело воспринимается, требует для разбора больше времени. Схемой же пользоваться намного удобнее и легче. Все элементы вязания на схемах записываются с помощью условных обозначений петель: лицевая, изнаночная 0.
Прежде чем приступить к составлению и чтению схем узоров, давайте вспомним правила записи и чтения схем узоров. Вопросы:
Обозначаются ли на схемах кромочные петли?
Указывается ли на схемах начальный ряд?
Как на схемах обозначаются ряды – нечетные, четные?
Какие ряды образуют лицевую сторону узора?
Практикум по составлению и чтению схем узоров.
Узор №2 чулочное вязание
| | | | | | | | | | | | | 5 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| | | | | | | | | | | | | 3 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| | | | | | | | | | | | | 1 |
способ №2 четные ряды – изнаночные петли
| | | | | | | | | | | | 5 |
| | | | | | | | | | | | 3 |
| | | | | | | | | | | | 1 |
Узор №3 резинка 2*2
6 | 0 | 0 | | | | | 0 | 0 | | | | | |
| | | | | 0 | 0 | | | | | 0 | 0 | 5 |
4 | 0 | 0 | | | | | 0 | 0 | | | | | |
| | | | | 0 | 0 | | | | | 0 | 0 | 3 |
2 | 0 | 0 | | | | | 0 | 0 | | | | | |
| | | | | 0 | 0 | | | | | 0 | 0 | 1 |
способ №2 четные ряды вязать, как смотрят петли
| | | | 0 | 0 | | | | 0 | 0 | 5 | 5 |
| | | | 0 | 0 | | | | | 0 | 0 | 3 | |
| | | | 0 | 0 | | | | | 0 | 0 | 1 | |
Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Составить схему узора по текстовому описанию
Узор из 12 петель.
1-ый ряд – 3 лиц., 1 изн., и так до конца ряда
2-ой ряд – все петли лицевые
3-ий ряд – вязать как первый
4-ый ряд – вязать как второй.
Проверка правильности составления схемы – один учащийся выполняет это задание у доски.
Итоги урока.
Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Творческое задание. Подготовить сообщение по теме «Оригинальное вязание».
Рефлексия - ответьте на вопросы
Чему я научилась на уроке?
Что мне понравилось?
В чем я испытывала трудности?