СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Видимые стихи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи (технологии проблемного обучения). 

Просмотр содержимого документа
«"Видимые стихи"»

Урок развития речи

«Видимые стихи»

ЦЕЛИ: 1. Организовать познавательную деятельность учащихся

2. Развивать навыки выразительного чтения (в том числе и наизусть).

3. Учить анализу различных форм выражения авторской позиции.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные умения: Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения.

Личностные: Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию

Регулятивные: Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.


ОБОРУДОВАНИЕ: сборники стихов В.Маяковского, И.Бунина, компьютерная презентация, видео-аудиозаписи.



УЧИТЕЛЬ: Есть стихотворения, которые надо «увидеть» иначе, другим зрением. Можно при этом смотреть на те же буквы, но видеть не их, а то, что видел поэт, когда писал своё стихотворение. А вы могли бы?

АУДИОЗАПИСЬ

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

УЧИТЕЛЬ: Попытаемся разобраться в этом стихотворении. Будем читать его медленно, тогда мы поймём его. Сколько в нём героев? Действующих лиц? Ответьте себе на свои же вопросы.

  1. Что сделал я? (смазал карту будня)

  2. Как я это сделал? (плеснул из стакана краску)

  3. А что значит «карта будня»? Что такое вообще будни? (Это обычные дни, без праздника, когда нет ничего интересного)

  4. Какого цвета, по-вашему, будни? (Серого, пыльного, чёрно-белого, они без цвета)

  5. А что сделал Я, когда плеснул на серые будни краской? (Разукрасил, раскрасил, сделал их цветными)

  6. Как вы думаете, зачем «мне» делать будни разноцветными? (Чтобы интересней, радостней жить)

  7. Значит, у нас было что-то одно, серые будни, а стало другое – что-то яркое, цветное. Но почему же именно карта будней? (Потому что карта лежит на столе. Карта серая, нераскрашенная)

  8. Верно. И на столе стоит стакан с краской. Выходит… «я» этот, скорее всего кто? (художник)

  9. Правильно, но художник, не только от человек, кто пишет картины. Издавна так называют и человека, и поэта, и архитектора, и музыканта, любого, кто занят творчеством.

Посмотрим, что же «Я» сделал дальше? «Я» занялся студнем. Как вы думаете, студень относится к будням или праздникам? Вообще еда – это будни или праздник? (Будни. Праздник.)

А для поэта? (Будни).

  1. Что же показывает поэт на блюде студня? (косые скулы океана)

  2. А что такое скулы? Если бы вы рисовали косые скулы, какими бы линиями вы бы их изобразили? (Резкими, углами, ломаными линиями)

  3. Чем, по-вашему, студень может быть похож на океан? (Цветом) А на косые скулы? (В океане, особенно неспокойном, волны встают косо, углом, он похож на студень.)

  4. Можно ли сказать, что «Я» продолжает то, что начал, плеснув краску из стакана? Как именно продолжает? (Он видит что-то красивое в некрасивом).

  5. «Я» вычитал что-то на чешуе жестяной рыбы. Где он мог встретить в городе такую рыбу? (На вывеске магазина). А это будни или праздник – вывеска магазина? (Будни).

  6. Как можно разглядеть на вывеске губы? (Чешуя похожа на губы, если на неё посмотреть как следует. Если посмотреть сбоку).

  7. У нас получились пары слов: будни - праздники; студень – океан; рыба-вывеска – зовы новых губ; флейта – водосточная труба. Что делает «Я» дальше? (задаёт вопрос). Кому? («Вам»). Как вы думаете, этот вопрос важен для «Я»?

НАБЛЮДЕНИЕ (расположение строчек стихотворения) «Я» выделяет свой вопрос.

  1. Знаете ли вы, что такое «ноктюрн»? (толковый словарь)

АУДОЗАПИСЬ

  1. Если продолжить нашу тему «будни – праздники», то ноктюрн – это что? (Праздник) А водосточная труба? (Будни).

  2. Но у поэта сказано: флейта водосточных труб. Флейта – будни или праздник? Как вы понимаете эти слова? Кто в стихотворении видит, что флейта и трубы похожи? («Я» видит, что похожи океан и студень, чешуя рыбы на вывеске и губы. Теперь он видит сходство флейты и труб.)

  3. Что же «Я» предлагает «вам»? (сыграть на трубах). Посмотрите ещё раз, он действительно предлагает именно сыграть на трубах! Обратите внимание на название стихотворения. Чем оно отличается от вопроса в конце? (Название относится ко всему, что делает «Я»).

  4. И тогда чего же он ждёт от вас? Что предлагает сделать вам? (он предлагает также увидеть в буднях праздник, серое превратить в цветное и т.д.) Кому он это предлагает? Кто может быть «вы»? (Кто угодно. Читатели. Мы.)

  5. Получается, что «Я» видит мир иначе, чем другие. Как можно назвать такое зрение?(Интересное. Неожиданное. Поэтическое.)

ОБОБЩЕНИЕ.

УЧИТЕЛЬ: Вот мы и дошли до самого важного. Мы говорим о стихотворениях, которые надо видеть, но не слова в них, а видеть всё вокруг, как видит поэт, т.е. новым, поэтическим, ярким зрением, которое окрашивает жизнь в праздничные цвета. Это очень часто встречается в поэзии. Именно в поэзии. Поэтому давайте попытаемся увидеть в стихотворениях то, что показывает нам поэт. Он всегда даёт ключ к стихотворению то в названии, то в самом цвете, в который красит изображение, то в сравнении. Итак, идём за поэтом.

ВИДЕОРЯД к стихотворению И.Бунина «Листопад».

УЧИТЕЛЬ: Часто поэт показывает нам природу как праздник и делает это главным образом с помощью цвета. Так, И.Бунин написал стихотворение «Листопад», в котором изобразил осень в лесу, но эта осень очень разная.

УЧЕНИК Чтение стихотворения.

УЧИТЕЛЬ: Сравните две картины в этом стихотворении. Чем они отличаются? (В первой говорится о дне, во второй – о ночи. В первой всё красиво, нарядно, во второй – тёмное или белое.) А настроение одно и то же? (Первый отрывок радостный, торжественный, второй – таинственный, страшноватый). Назовите краски. Можем ли мы их сравнить? (Лиловый, золотой, багряный, пёстрый, светлый, голубой).

О чём это? – лиловый, золотой, багряный? (О листьях) А пёстрый? (Обо всех сразу листьях). А голубой? (О небе).

Какие краски во втором фрагменте? (Бледный, прозрачный, белый). Это оттенки одного и того же цвета? Какого? (Белого, серого).

Почему же всё окрашено в белый или серый цвет? (Это ночь).

А сама ночь при этом какого цвета? На каком фоне мы видим белый или серый цвет? (Сама ночь чёрная).

Получается, что второй фрагмент весь изображён в чёрно-белом свете, как раньше снимались фильмы. Почему же поэту нужно одну осень показать яркой и нарядной, а другую чёрно-белой? Одну днём, другую – ночью? Второй отрывок начинается словом «теперь». (Теперь – потому, что уже прошло какое-то время. И всё изменилось).

Какой же стала осень? (Теперь осень поздняя. Стало холодать. Наступает зима. Поэтому и ночь.)

Какие же краски дают нам даже днём голые деревья и поздняя осень? (Тоже чёрно-белые).

Получается, что Бунин каждую осеннюю пору изображает с помощью чего? (Красок).


УЧИТЕЛЬ: У каждого поэта свои краски, и каждый видит их по-своему и придаёт им свои значения. Мы только что наблюдали, что у Бунина серебряный цвет был ночным, страшным, лес в серебряном цвете предсказывал гибель.

Английский поэт Уолтер де Ла Мар в стихотворении «Серебряное» делает главный цвет – серебряным.



УЧЕНИК Чтение стихотворения.

УЧИТЕЛЬ: Чем похоже это стихотворение на бунинское? (Только то, что всё происходит ночью, остальное всё разное). (Во втором стихотворении серебряный цвет – красивый цвет, в нём всё становится красивым. И ночь красивая, поэтичная). А теперь послушайте другое стихотворение про осень, как у Бунина с красками.

АУДИО «Внезапно в осень вкрался жёлтый лист» Д.Самойлов.

УЧИТЕЛЬ: Что есть похожее, что нет? Какой цвет здесь главный? (Тема та же – осень. Главный цвет – красный.) Что поэт видит красным? (Всё: лист, куст, лес, отсвет на облаке). С чем сравнивается лист? (С сердцем леса). Почему именно с сердцем? (Форма листа похожа на сердце. Сердце тоже красное.) А с чем сравнивается куст? Почему? (С устами. Они тоже красные.) Откуда на облака отсвет красный? (От красного леса, от заката солнца.)

Поэт пишет о празднике листьев и неба. Что это за праздник? (Это осень.) Почему осень сравнивается с праздником? (Она яркая, красивая.)


УЧИТЕЛЬ: Мы так рано встречаемся с поэзией впервые, что редко помним свое самое первое стихотворение. Тогда мы, конечно, не задумываемся, зачем и почему существуют стихи, которые так не похожи на обычную речь.

Почему же нужно, чтобы жили эти короткие строки, в которых есть ритм и даже музыка, почему они почти всегда заканчиваются рифмой – не любым словом, а похожим по звучанию на последнее слово в следующей строфе или через строчку?

В жизни мы не так уж часто сравниваем одно с другим, а в стихах без этих сравнений не обходится ни один поэт.

Прекрасный русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин не любил поэзию именно за то, что в ней все не так, как в жизни. Поэзия, говорил он, похожа на человека, который собрался идти, а вместо того на каждом шагу подпрыгивает и пританцовывает. Да разве так ходят!

А сколько людей сомневалось в том, что поэзия нужна. И спорили, и писали, что поэзия умирает, что в будущем ее не будет. А она существует, на разных языках, у разных народов уже многие тысячелетия.

И это значит, что в ней скрыт какой-то иной смысл, чем в рассказе или повести. В мировой поэзии есть память о великих поэтах, или певцах, как их называли прежде. Их песня спасала людей, смягчала жестокие сердца, приносила богатство и славу. Давайте докажем это.


ВИДЕО ЛЕГЕНДЫ «АРИОН», «ОРФЕЙ И ЭВРЕДИКА»


УЧИТЕЛЬ: Поэт мог повелевать толпами людей, умел предсказывать события, за что его назвали пророком, предсказателем будущего.

Интересно, что поэт говорит с каждым своим читателем отдельно, и каждый понимает его по-своему.

Легко представить себе, что однажды ты окажешься наедине со своей печалью или даже горем, и не с кем будет поговорить. У тех, кто знает и любит поэзию, много собеседников. Есть «твои» поэты, которые понимают жизнь, как ты, их настроения тебе понятны. Иногда кажется, что они пишут про тебя. Ты и сам бы так написал, если бы сумел и захотел.

Есть поэты «чужие», которые тебе не близки, зато нравятся другим, ведь люди разные.

Одно совпадает у многих – в минуту жизни трудную, когда на сердце грусть, протяни руку к книжной полке, и к тебе явится мудрый, всепонимающий друг.