Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Спиши, вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.
Сентябрь.
Сыплет осе…ий до(ж/ш)(т/д)ь. (До)листика вым..кли кусты и д..рев..я. Лес пр..тих и (в)дру(г/к) л..сную т..ш..ну нарушает борм..тание тетерева. 4 Певчий дро(ст/зд) (от)кликнулся – пр..св..стел свою песню. З(а/о)тенькала пеноч?ка. И на (о/а)пушке, и (в)глуб..не леса п..слышались птич?и г..л..са. Это прощ..льные песни птиц.
Письменное общение
Устное общение
1. Совершаемые участниками общения действи я.
говорят слушают
пишут читают
2. Используемые средства.
- знаки препинания
тон,
(темп,
- интонация
паузы)
- шрифт
(размер,
курсив,
громкость,
жирность,
разрядка,
- жесты
- мимика
стиль,
цвет шрифта)
- подчёркивание
- кавычки
- абзацы
- пробелы между строк
- маркеры списка
- цвет фона
- условные обозначения
3. Количество времени для построения и исправления
высказывания.
обычно больше
минимальное
!
!
Слово не воробей:
Что написано пером,
…
…
Общение
письменное
устное
говорим слушаем
пишем читаем
Виды чтения
В зависимости от коммуникативных задач ( с какой целью читаю? ), чтение делится на ИЗУЧАЮЩЕЕ, ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ, ПРОСМОТРОВОЕ, ПОИСКОВОЕ.
Изучающее чтение
Это детальное чтение , которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующем информации, полученной из текста.
Ознакомительное чтение
Внимание уделяется только главной информации , второстепенные детали менее значимы. Это чтение без выписок, для удовольствия.
Просмотровое чтение
мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/неинтересное, ценное/ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.
Поисковое чтение
Это чтение, при котором человек ищет определенную информацию в указанном тексте.
Ознакомительное чтение помогает познакомиться с книгой,
сориентироваться в её содержании.
Приёмы ознакомительного чтения:
- рассматриваем обложку, читаем название…;
- читаем то, что написано на страницах до основного текста, обращая внимание на
назначение,
место выпуска издания,
назва-
авторов,
ние издательства,
год издания,
аннотацию,
другие важные сведения;
- просматриваем оглавление и всё, что нахо- дится в конце книги до основного текста;
- перелистываем книгу, обращаем внимание на заголовки, рисунки, схемы и т. д.;
- прогнозируем полезность и заниматель- ность книги
( + содержание и назначение ).
Задание № 1.
Пользуясь приёмами ознакомительного
чтения, подготовьте сообщение по доставшейся вам книге.
В процессе подготовки делайте записи в тетрадях.
Работаем в парах.
1. Название книги : «Этимологический
словарь русского языка».
2. Назначение : для учителей-словесников,
студентов-филологов и всех, кто
интересуется происхождением слов.
3. Место выпуска : Ростов-на-Дону.
4. Издательство : «Феникс».
5. Год издания : 2004 г.
6. Общая редакция : А. Ситниковой.
7. Другие важные сведения :
в словаре
более 4500 слов;
есть нужная для ра-
боты информация:
как пользоваться
словарём;
знаки фонетической транс-
крипции,
алфавит;
список сокращений;
объясняется значение используемых
лингвистических терминов.
8. Прогноз :
книга будет полезна и инте-
ресна не только учителям и студен-
там, но и учащимся средней школы.
Приёмы изучающего чтения помогают
понять текст, усвоить прочитанное.
Приёмы изучающего чтения.
- Читаем текст медленно, вдумчиво; обращаем внимание на шрифтовые и абзацные выде-ления, отмечаем непонятные слова.
- Определяем тему текста (то, о чём говор-рится в тексте) .
- Находим в каком-либо источнике (словаре, ин-тернете и т. д.) значение непонятных слов.
- Читаем ещё раз весь текст или только трудные части .
- Определяем, что нового для себя узнали.
- Проверяем, как усвоили прочитанное: приводим свои примеры и объясняем их, пересказываем текст или выполняем данное к тексту задание .
! Если текст большой, изучаем его по частям.
Задание № 2.
Прочитайте материал для самостоятельных наблюдений и теоретические сведения на 10-й и 11-й страницах учебника и письменно ответьте на вопросы:
1. Тема прочитанного текста?
2. От чего зависит выбор стиля при создании высказывания?
3. Перечислите упомянутые в параграфе стили, записав рядом соответствующую каждому из них задачу высказывания.
Работаем самостоятельно.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Русский язык:
1) упр. № 17 (+ списать);
2) прочитать § 4; пользуясь приёмами изуча-ющего чтения, подготовить выступление на тему «Как нужно слушать?».
Приёмы ознакомительного и изучающего чтения.