Виды чтения
На каждом уроке в зависимости от его цели чтение применяется в разных видах и в разных сочетаниях: сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению. Чтение отдельных трудных слов, чтение предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям и наизусть применяется в 1—3-х классах, когда перед учителем стоит основная задача — выработать у детей с недостатком слуха навыки чтения.
Различные виды чтения сочетаются с беседой по содержанию, с драматизацией отдельных моментов, рассматриванием рисунков, но в центре внимания остается само чтение (учителем или самостоятельное чтение учеников).
По мнению современных методистов, в 1-м классе один текст следует прочитывать не менее пяти раз. Как же добиться, чтобы каждый раз чтение вносило в работу учащихся что-то новое и интересное? Рассмотрим проведение одного урока чтения в 1-м классе.
Тема: рассказ «Еж».
Задача: ознакомить с содержанием рассказа.
Чтение этого шутливого стихотворения проводится коллективно и индивидуально, возможно чтение педагогом как образец. Затем проводится беседа о еже. Учащиеся рассматривают чучело ежа, рассказывают, где и когда видели его. В процессе беседы педагог объясняет ряд новых слов и выражений: еж свернулся клубком, еж не шевелится, ежиный носик. Эти слова, записанные на доске, прочитываются учениками вместе и индивидуально.
Далее учитель сам читает рассказ. Затем ученики прочитывают рассказ про себя. Выяснив, о чем этот рассказ, учитель предлагает детям читать текст вслух (с места или у стола педагога). Начинается беседа по содержанию прочитанного. Ответы учащихся сопровождаются чтением соответствующих предложений рассказа. В беседе еще раз проверяется понимание слов, они не только объясняются, но и прочитываются с соблюдением правил орфоэпии. Трудные слова (свернулся, развернулся и т. п.) составляются из разрезной азбуки и прочитываются. Завершается урок беседой о том, что нового узнали дети о еже.
Для развития навыков правильного чтения можно предложить следующие методы и приемы:
чтение труднопроизносимых слов текста;
чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением
правил орфоэпии, словесного и логического ударения;
различение на слух предложений, фраз, отдельных
слов;
чтение текста по предложениям, частям, целиком;
предварительный звуковой и слоговой анализ слова;
выяснение значения слова;
специальная обработка (йотирование, расстановка
орфоэпических знаков) текста до его чтения;
В 4—б-х классах объем изучаемых литературных произведений увеличивается, и задачи уроков чтения усложняются. Не забывая о технике чтения, больше внимания уделяется пониманию идейной направленности произведения, овладению выразительными средствами языка. Но и в этих классах по-прежнему чтение на уроке обязательно, хотя его виды несколько меняются. Чтение учителем и сплошное чтение всего текста учениками на уроках значительно сокращается, гораздо больше времени отводится самостоятельному чтению учащихся.
Для приучения детей с нарушенным слухом к самостоятельному чтению вводится опережающее чтение некоторых рассказов. Еще до работы над текстами в классе учащиеся знакомятся с их содержанием самостоятельно. В 5-м классе количество рассказов, читающихся по принципу опережающего чтения, увеличивается, а в конце 6-го класса учащиеся переходят к самостоятельному чтению произведений до их изучения в классе. Это требование не распространяется на изучение басен и лирики, с которыми впервые встречается ученик на уроке после подготовительной работы педагога.
Самостоятельным чтением учащихся обязательно руководит учитель, используя следующие приемы: рекомендации, консультации, просмотр диафильма или иллюстрированного материала по изучаемой теме.
Выразительное чтение широко применимо в школе. Оно означает умение раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в тексте, показать отношение автора к событиям и поступкам героев, передать эмоциональную тональность, присущую произведению.
Передача собственного чувства, своего отношения к изображаемому — основа выразительного чтения. Существуют и определенные правила выразительного чтения: соблюдение ритма чтения, выделение логического ударения и пауз, интонационная окрашенность. Все эти средства выразительности взаимосвязаны.
В методике чтения определяются следующие приемы обучения выразительному чтению: чтение учителя как образец; упражнения в громком чтении; подготовительная работа к выразительному чтению (специальная обработка текста); коллективная декламация; индивидуальное чтение.
Школьники вместе с педагогом выделяют слова, которые должны звучать громче, должны или на которые падают смысловые ударения, обозначают логические и психологические паузы, выделяют части или картины, определяют настроение с каким надо читать каждую часть, выделяют главную мысль произведения, высказывают общее впечатление о прочитанном произведении. После составления партитуры проводится тренировка в выразительном чтении. Затем ученикам предлагается составить иную партитуру чтения, выделив интонацией другие слова.
Выделяются следующие методы и приемы формирования выразительного чтения:
различение на слух фраз со сходной и различной интонацией;
различение на слух текстов различной интонационной окрашенности;
упражнения в тренировке техники чтения, чтение
предложений с выделением пауз, словесного и логического ударения;
ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам
предложения;
чтение по ролям;
заучивание наизусть;
коллективная декламация.
Выборочное чтение учит детей с нарушенным слухом ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отделять главное от второстепенного, подготавливает учащихся к осмыслению произведения, к доказательности своих суждений. Выборочное чтение используется после самостоятельного или коллективного чтения рассказа в классе т является переходным мостиком от восприятия сюжета к его осмыслению и анализу.
Выборочное чтение имеет несколько разновидностей, использование каждого вида обусловлено конкретными задачами, стоящими перед педагогом на уроке. Если цель урока — выяснить понимание сюжета, то выборочное чтение применяется вместе с беседой по фактическому материалу.