СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Виды чтения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описаны виды работ       на уроках чтения       для детей с недостатками слуха.

Просмотр содержимого документа
«"Виды чтения в начальной школе"»

Виды чтения

На каждом уроке в зависимости от его цели чтение применяется в разных видах и в разных сочетаниях: сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чте­ние цепочкой по предложению. Чтение отдельных трудных слов, чтение предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям и наизусть применяется в 1—3-х классах, когда перед учителем стоит основная задача — выработать у детей с недостатком слуха навыки чтения.

Различные виды чтения сочетаются с беседой по содержанию, с драматизацией отдельных моментов, рассматриванием рисунков, но в центре внимания остается само чтение (учителем или самостоятельное чтение учеников).

По мнению современных методистов, в 1-м классе один текст следует прочитывать не менее пяти раз. Как же добиться, чтобы каждый раз чтение вносило в работу учащихся что-то новое и интересное? Рассмотрим проведение одного урока чтения в 1-м классе.

Тема: рассказ «Еж».

Задача: ознакомить с содержанием рассказа.

Чтение этого шутливого стихотворения проводится коллективно и индивидуально, возможно чтение педагогом как образец. Затем проводится беседа о еже. Учащиеся рассматривают чучело ежа, рассказывают, где и когда видели его. В процессе беседы педагог объясняет ряд новых слов и выражений: еж свернулся клубком, еж не шевелится, ежиный носик. Эти слова, записанные на доске, прочитываются учениками вместе и индивидуально.

Далее учитель сам читает рассказ. Затем ученики прочитывают рассказ про себя. Выяснив, о чем этот рассказ, учитель предлагает детям читать текст вслух (с места или у стола педагога). Начинается беседа по содержанию прочитанного. Ответы учащихся сопровождаются чтением соответствующих предложений рассказа. В беседе еще раз проверяется понимание слов, они не только объясняются, но и прочитываются с соблюдением правил орфоэпии. Трудные слова (свернулся, развернулся и т. п.) составляются из разрезной азбуки и прочитываются. Завершается урок беседой о том, что нового узнали дети о еже.

Для развития навыков правильного чтения можно предложить следующие методы и приемы:

  • чтение труднопроизносимых слов текста;

  • чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением

  • правил орфоэпии, словесного и логического ударения;

  • различение на слух предложений, фраз, отдельных
    слов;

  • чтение текста по предложениям, частям, целиком;

  • предварительный звуковой и слоговой анализ слова;

  • выяснение значения слова;

  • специальная обработка (йотирование, расстановка

орфоэпических знаков) текста до его чтения;

  • многократное чтение текста в различных вариантах.

В 4—б-х классах объем изучаемых литературных произведений увеличивается, и задачи уроков чтения усложняются. Не забывая о технике чтения, больше внимания уделяется пониманию идейной направленности произведения, овладению выразительными средствами языка. Но и в этих классах по-прежнему чтение на уроке обязательно, хотя его виды несколько меняются. Чтение учителем и сплошное чтение всего текста учениками на уроках значительно сокращается, гораздо больше времени отводится самостоятельному чтению учащихся.

Для приучения детей с нарушенным слухом к самостоятельному чтению вводится опережающее чтение некоторых рассказов. Еще до работы над текстами в классе учащиеся знакомятся с их содержанием самостоятельно. В 5-м классе количество рассказов, читающихся по принципу опережающего чтения, увеличивается, а в конце 6-го класса учащиеся переходят к самостоятельному чтению произведений до их изучения в классе. Это требование не распространяется на изучение басен и лирики, с которыми впервые встречается ученик на уроке после подготовительной работы педагога.

Самостоятельным чтением учащихся обязательно руководит учитель, используя следующие приемы: рекомендации, консультации, просмотр диафильма или иллюстрированного материала по изучаемой теме.

Выразительное чтение широко применимо в школе. Оно означает умение раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в тексте, показать отношение автора к событиям и поступкам героев, передать эмоциональную тональность, присущую произведению.

Передача собственного чувства, своего отношения к изображаемому — основа выразительного чтения. Существуют и определенные правила выразительного чтения: соблюдение ритма чтения, выделение логического ударения и пауз, интонационная окрашенность. Все эти средства выразительности взаимосвязаны.

В методике чтения определяются следующие приемы обучения выразительному чтению: чтение учителя как образец; упражнения в громком чтении; подготовительная работа к выразительному чтению (специальная обработка текста); коллективная декламация; индивидуальное чтение.

Школьники вместе с педагогом выделяют слова, которые должны звучать громче, должны или на которые падают смысловые ударения, обозначают логические и психологические паузы, выделяют части или картины, определяют настроение с каким надо читать каждую часть, выделяют главную мысль произведения, высказывают общее впечатление о прочитанном произведении. После составления партитуры проводится тренировка в выразительном чтении. Затем ученикам предлагается составить иную партитуру чтения, выделив интонацией другие слова.

Выделяются следующие методы и приемы формирования выразительного чтения:

  • различение на слух фраз со сходной и различной интонацией;

  • различение на слух текстов различной интонационной окрашенности;

  • упражнения в тренировке техники чтения, чтение
    предложений с выделением пауз, словесного и логического ударения;

  • ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам
    предложения;

  • чтение по ролям;

  • заучивание наизусть;

  • коллективная декламация.

Выборочное чтение учит детей с нарушенным слухом ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отделять главное от второстепенного, подготавливает учащихся к осмыслению произведения, к доказательности своих суждений. Выборочное чтение используется после самостоятельного или коллективного чтения рассказа в классе т является переходным мостиком от восприятия сюжета к его осмыслению и анализу.

Выборочное чтение имеет несколько разновидностей, использование каждого вида обусловлено конкретными задачами, стоящими перед педагогом на уроке. Если цель урока — выяснить понимание сюжета, то выборочное чтение применяется вместе с беседой по фактическому материалу.