СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Виды экономической эффективности здравоохранения»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия на тему "Виды экономической эффективности здравоохранения" для студентов 1 курса специальности Лечебное дело

Просмотр содержимого документа
««Виды экономической эффективности здравоохранения»»

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

министерства здравоохранения Хабаровского края











Методическая разработка практического занятия


Тема: «Виды экономической эффективности здравоохранения»


Специальность: 31.02.01 Лечебное дело углубленная подготовка, очная форма получения образования




Выполнил:

преподаватель экономических дисциплин

Кокшаров Максим Анатольевича










г. Комсомольск-на-Амуре

2019






Рассмотрено на заседании ЦМК

Утверждено на заседании

Протокол № ____

Учебно-методического совета

От «__»________________2019 г.

Протокол № _____

Председатель________________

От «__»________________2019 г.


Подпись _____________________











































Пояснительная записка

Данное мероприятие проводится в период проведения недели ЦМК-3 «Общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин» для студентов первого курса по профессии «Лечебное дело».

Целью данного мероприятия является привитие интереса студентов к экономическим знаниям; повышение уровня мотивации учебной деятельности; показ применения экономическим методов расчета в медицине, а также создание условий, способствующих проявлению знаний в нестандартных ситуациях. Мероприятие способствует повышению самооценки студентов, раскрепощению личности студентов, сплочению коллектива. Для достижения поставленных целей используются игровые формы.

Использование мультимедийной презентации позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, что помогает развитию основных познавательных интересов у студентов с интеллектуальной недостаточностью: мышления, памяти и внимания.

Занимательная игровая дидактика, вопросы с профессиональной направленностью, интересные факты – все это позволяет еще раз убедить студентов в том, что экономические знания необходима медицинскому работнику и что первоначальные навыки экономических расчетов необходимо знать, если хочешь стать хорошим специалистом в своем деле.

Материал данной разработки ориентирован на самосовершенствование, самовоспитание, развитие активности студентов в учебном процессе и предназначен для преподавателей в медицинском колледже.












Задачи: Показать значимость применения экономических методов в профессиональной деятельности медицинского работника.

Цели:

  1. Изучить основные понятия экономики здравоохранения.

  2. Научиться вычислять экономические показатели деятельности медицинской организации.

  3. Правильно ориентироваться в вопросах хозяйственной деятельности медицинской организации.


Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран

  2. Презентационная программа

  3. Калькуляторы



План занятия

  1. Организационный момент – 3 мин

  2. Закрепление пройденного материала – 25 мин

  3. Тестовый контроль – 10 мин

  4. Подведение итогов занятия – 5 мин

  5. Домашнее задание – 2 мин



Добрый день дорогие студенты! Здравствуйте уважаемые преподаватели!












Ход занятия

1. Организационный момент (отметить присутствующих студентов, озвучить тему и цели занятия, визуально определить степень готовности студентов к занятию).

2. Закрепление пройденного материала

Важным разделом экономики здравоохранения является оценка эффективности лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и научно-исследовательских мероприятий в области охраны здоровья населения. Можно выделить два подхода к оценке эффективности здравоохранения.

Первый подход заключается в оценке эффективности здравоохранения в широком смысле - как отрасли в общественном производстве. Эффективность здравоохранения как системы рассматривается как отношение полученного результата к затратам.

Второй подход позволяет оценить эффективность в узком смысле: как эффективность медицинской помощи, оказываемой конкретным врачом, в конкретном учреждении здравоохранения. Эффективность медицинской помощи – это характеристика, отражающая степень достижения конкретных результатов при определенных материальных, временных и трудовых затратах. Различают следующие виды эффективности здравоохранения: медицинская, социальная, экономическая.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (Слайд 2)

Под медицинской эффективностью понимается степень достижения поставленных задач в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Медицинская эффективность измеряется результатом непосредственного медицинского вмешательства, показателями здоровья конкретного пациента или группы пациентов от начала заболевания до выздоровления и восстановления трудоспособности. Медицинская эффективность может оцениваться через показатели качества и эффективности деятельности учреждений здравоохранения, снижение средних сроков диагностики, средней длительности заболевания, увеличение процента выздоровлений, снижение числа осложнений и летальных исходов.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (Слайд 3)

Социальная эффективность характеризуется улучшением показателей общественного здоровья, снижением заболеваемости, инвалидности, улучшением демографических показателей, а также повышением степени удовлетворенности населения медицинской помощью и санитарно-эпидемиологическим обслуживанием. Социальная эффективность здравоохранения заключается в предотвращении какой-то части заболеваний, уменьшении числа инвалидизированных и преждевременно умерших, а также в росте качества и культуры медицинского обслуживания.




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (Слайд 4)

Экономическая эффективность характеризует получаемый результат (эффект) в сопоставлении с затратами на его достижение. Она позволяет определить стоимость дополнительно произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств в результате снижения заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности. Коэффициент экономической эффективности определяется как отношение эффекта (предотвращенного экономического ущерба) в стоимостных показателях к затратам.


Оъяснение преподавателем решения задачи – студенты записывают условие задачи и ее решение в рабочих тетрадях)


ПРИМЕР РАСЧЕТА КОЭФФИЦИЕНТА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (Слайд 5)

Проведена экспертная оценка результатов лечения 90 больных. Тактика медицинской помощи определена как правильная у всех больных. Планируемый результат достигнут у 85.

У 60 больных было проведено анкетирование, удовлетворенность полученным лечением отметили 50 больных. Нормативная стоимость лечения - 14000 руб., фактическая - 13000 руб.

Задание: Вычислить коэффициент интегральной эффективности работы медицинской сестры.

Решение

1. Коэффициент социальной эффективности:

50

Ксоц. эфф. = –––– = 0,8

60

2. Коэффициент медицинской эффективности:

90

Кмед. эфф. = –––– = 1,0

90

3. Коэффициент соотношения затрат:

14000

Кэк. эфф. = –––– = 1,1

13000

4. Коэффициент достигнутых результатов:

85

Кдост. рез. = –––– = 0,9

90

5. Коэффициент интегральной эффективности:

КН = 0,8 * 1,0 * 1,1 =0,9







Задание 1. Вычислить коэффициент интегральной эффективности работы врача и показатель достигнутых результатов.

Обработаны анкеты 100 больных, пролеченных в стационаре; планируемый результат отмечен у 97 больных, тактика медицинской помощи определена как правильная в 98 случаях. Удовлетворенность обслуживанием отмечена в 95 анкетах. Нормативная стоимость лечения - 12000 руб., фактическая - 11600 руб.



  1. 4. Самостоятельная работа 10 мин

Задание 2. Вычислить коэффициент интегральной эффективности работы врача в следующем случае.

Проведена экспертная оценка 95 пролеченных больных. Из них, у 60 - проведено анкетирование, удовлетворены полученным лечением - 40 больных. Планируемый результат достигнут у 60. Тактика медицинской помощи правильная в 85 случаях. Нормативная стоимость лечения - 14000 руб.,



фактическая - 14200 руб.

Задание 3. Определить коэффициент интегральной эффективности работы врача.

Проведена экспертная оценка 90 пролеченных больных. Из них, удовлетворенность обслуживанием отмечена в 80 анкетах. Планируемый результат достигнут у 87. Тактика медицинской помощи определена как правильная у всех 90 больных. Нормативная стоимость лечения - 15000 руб.,

фактическая - 14500 руб.



Задание 4. Определить коэффициент интегральной эффективности работы врача стационара и показатель достигнутых результатов в следующем случае.

Проведена экспертная оценка 120 пролеченных больных. У 100 больных проведено анкетирование, удовлетворенность полученным лечением отмечена у 95 опрошенных. Планируемый результат в лечении достигнут у 110 больных. Тактика медицинской помощи признана правильной в 115 случаях. Нормативная стоимость лечения - 30000 руб., фактическая - 20500 руб.


3.Тестовый контроль

1. Эффективности системы здравоохранения - это:

а) отношение полученного результата к затратам

б) обеспечение максимальной медицинской помощи

в) отношение нормативных затрат к фактически произведенным затратам на оцениваемые случаи оказания медицинской помощи

2. Эффективность медицинской помощи - это:

а) отношение плановых расходов к фактическим

б) отношение числа достигнутых результатов к общему числу

получивших медицинскую помощь

в) характеристика, отражающая степень достижения конкретных результатов при определенных материальных, временных и трудовых затратах

3. Эффективность деятельности лечебно-профилактического учреждения - это:

а) сдвиги в состоянии здоровья при поступлении и при выписке

больного из стационара

б) наилучшее использование материальных, трудовых и финансовых

ресурсов для ускорения достижения целей

в) степень достижения установленных для данного учреждения целей

при определенных затратах

4. Эффективность медицинская – это:

а) комплекс лечебно-диагностических и профилактических

мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью

достижения конкретных результатов

б) достижение максимального эффекта при решении задач

диагностики, лечения и профилактики заболеваний на основе критериев оценки качества, адекватности и результативности клинико-диагностических обследований и лечебных мероприятий

в) обеспечение прикрепленного населения доступной и качественной

медицинской помощью

5. Социальная эффективность – это:

а) показатели улучшения здоровья обратившихся за медицинской

помощью с начала заболевания до полного выздоровления и восстановления трудоспособности

б) положительная динамика состояния здоровья пациентов,

улучшение состояния здоровья отдельных групп населения,

удовлетворенность потребителей

в) увеличение продолжительности жизни, улучшение состояния

здоровья населения, снижение заболеваемости и преждевременной

смертности

6. Экономическая эффективность – это:

а) оценка конечных результатов и оценка достижения намеченных

целей на каждом этапе оказания медицинской помощи

б) получаемый результат в сопоставлении с затратами на его

достижение

в) общий экономический эффект, полученный в результате

разрабатываемых или внедренных мероприятий

7. Интегральный коэффициент эффективности - это:

а) отношение числа случаев полного соблюдения адекватных технологий к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи

б) отношение числа случаев удовлетворенности пациентов к общему числу оцениваемых случаев

в) обобщающий показатель, представляющий собой произведение коэффициентов медицинской результативности, социальной удовлетворенности и соотношения затрат







4.Подведение итогов занятия (прокомментировать оценки…)

5.Домашнее задание (разноуровневое):

  • Подготовить презентацию

  • Составить опорный конспект по пройденной теме

  • Повторить лекционный материал