Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов
«Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования»
Профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительной учительской квалификации «учитель биологии».
Самостоятельная работа
«Виды, формы, структура современного урока
по предмету биологии.»
Работу выполнила:
Шогенова Марина Хамишевна
МБОУ ООШ с.Сухотского , Моздокского района
2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Часть 1: Современный метод обучения на уроке биологии……………..4
Часть 2. Разработка урока «Химический состав клетки» (практика)…6
Внеклассное мероприятие по биологии для 5 кл. "День птиц"…………14
Заключение………………………………………………………………….20
Литература………………………………………………….……………….22
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.
А. Дистервег
Введение
Урок, каким ему быть в современной школе? Учитель биологии всегда стоит перед этой проблемой, так как каждый урок особый. И как провести его успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?
Многие ученые и учителя, стараясь дать ответ на вопрос «Каким должен быть современный урок?»
Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный современный урок? Эта методическая разработка содержит теоретические и практические основы современного урока биологии:
- функции современного урока
- структура урока и формы организации познавательной деятельности
- условия успешности современного урока
- требования к современному уроку биологии.
Один из способов оптимизации заключается в разумном использовании, например, учебных проектов в учебном процессе, включении элементов проектной деятельности в содержание практических занятий и обычных уроков.
При этом изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на уроке и в будущем рождающий чувство уверенности в своих силах.
Теоретическая часть: Современное общество, которое характеризуется стремительными темпами развития, информатизацией среды предъявляет особые требования к выпускнику. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить».
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные формы и методы обучения, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Каждый учитель, осуществляя компетентностный подход, должен определить миссию, цели, задачи преподаваемого предмета.
Миссию школьного курса биологии вижу в том, чтобы создавать благоприятные условия развития для всех детей: одарённых и обычных, учитывая их склонности и особенности. Первостепенное значение в моей работе приобретает опора на сильные стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребёнком собственной позиции по отношению к приобретаемому знанию, к другим людям, по отношению к себе и выполняемой деятельности.
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока
I. Мотивация
Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!
Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.
Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Химический состав клетки».
II. Актуализация пройденного материала.
Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.
1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?
2.Ученый открывший клетку.
С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
6.Органоид, который является источником энергии в клетке.
2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
Карточка 2.
1.Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков.
III. Актуализация нового материала.
Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 41 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки».

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
Из чего состоят химические вещества? (Из атомов).
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Вода придает клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.
1. Прокаливание семян
Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
2. Взвещивание
Я заранее взяла два листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила.
Как вы думаете, зачем? (Правильно, что бы испарилась вода из клеток растения)
Теперь давайте мы взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. И запишем в тетради результаты.
Роль воды в клетке:
Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
Входит в состав цитоплазмы.
Составляет основу клеточного сока.
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:
- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту.
- лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.
- хвощ – растет, там где кислые почвы.
Роль минеральных солей в клетке:
Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
Входят в состав межклеточного вещества.
Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)
При недостатке минеральных веществ нарушаются важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие вещества. Их насчитывается около 10 миллионов.
Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических?
Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт.
Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений.
Вы помните, сколько весил наш сухой лист. Теперь давайте мы его сожжем, а потом взвесим то, что останется после горения, т.е. золу. Зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.
Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.
Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?
Проделаем еще один опыт
Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.
Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)
Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.
Что наблюдаете? (Раствор посинел)
Какой вывод мы можем сделать? Йод является индикатором крахмала.
(В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)
В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?
Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)
А что такое тростник и свекла? (Растения)
Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)
Роль углеводов в клетке:
Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.
Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)
Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)
Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.
Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)
Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)
Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.
Какие масличные растения вам известны?
Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?
Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?
Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.
Что чувствуете? (скользкое, клейкое)
Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков.
Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Семена | Углеводы | Жиры | Белки |
Пшеница | 69 % | 2 % | 13 % |
Подсолнечник | 16 % | 44 % | 26 % |
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.
VI. Закрепление по эталону
Самостоятельная работа в малых группах.
Биологический диктант:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)
3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)
4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
5.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)
6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)
11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)
12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям - явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §8, Химический состав клетки, вопросы на странице 42
На выбор:
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.
Внеклассное мероприятие по биологии для 5 класса
"День птиц"
Цели: - познакомить обучающихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека;
-развивать логическое мышление, коллективизм, навыки и умения приобретать самостоятельно знания из разных источников;
-воспитывать любовь к природе, великой Родине, интерес к познанию окружающего мира, биологической науке.
За неделю до проведения праздника вешается объявление с заданиями : нарисовать рисунок ,изображающих птиц, сделать птичий домик, скворечник, подготовить доклады о жизни птиц, поделки из природного материала, викторину «Знаешь ли ты птиц ?», составленную обучающимися.
Оформление: -плакаты "Птицы- друзья леса ,сада, огорода!","Школьники! Готовьтесь к встрече пернатых друзей!»,"Ребята! Любите и охраняйте птиц!","Охраняя птиц, вы участвуете в борьбе за повышение урожая!";
-поделки;
-рисунки ;
- доклады о птицах;
- птичьи домики ,скворечники.
В ходе праздника, за правильные ответы, выдаются жетоны в виде разных птичек. По окончании мероприятия награждаются победители в номинациях «Самый лучший птичий домик»,»Самая лучшая поделка «, «Самый лучший рисунок о птицах».Отмечаются активные участники .Всем присутствующим раздаются «Памятки поведения в природе», составленные обучающимися.
Подготовленные доклады о птицах обучающиеся читают на конференциях, уроках, классных часах. Скворечники и птичьи домики развешивают в школьном дворе.
Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
О каких птицах говорят , что они спасли Рим? (гуси)
Какие птицы прилетают в наши края первыми? (грачи)
Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики)
Какая птица хвойных лесов России самая маленькая ? (королёк)
Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников ? (сорокопут)
У каких птиц самцы красные, а самки – зелёные ? (у клестов)
Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)
Какая птица самая большая в мире? ( Африканский страус)
Какие птицы в нашей местности не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
У какой птицы поют и самцы и самки ?(у снегиря)
Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
Какие птицы живут у нас только зимой? (чечётки, свиристели)
У каких птиц самки больше и сильнее? (у хищных)
Какие птичьи тайны открывает листопад? (гнёзда)
Какие птицы расселяют дуб, рябину? (сойки и дрозды)
Какие птицы весной бормочут «куплю балахон, продам шубу», а осенью-« продам балахон, куплю шубу»?(косачи-тетерева , самцы)
Какую птицу в Австралии называют птица- секретарь ? (марабу)
Если мне на место «а»
Мягкий знак дадите,
Сразу сорную траву
В птицу превратите .(лебеда- лебедь)
20.Какая река летает ?(Ворона)
Учитель: (звучит мелодия курского соловья) Первый весенний месяц...Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа и мы с нетерпением ждём наших друзей – пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки ,стрижи...
Именно в это время проводится "День птиц".
Впервые праздник был организован юннатами Сокольнической биостанции в далёком 1927 году. С тех пор "День птиц" стал массовым праздником юннатов. И сегодняшняя наша встреча является продолжением этой давней традиции.
Игра: «Займи домик».
Птичек больше, чем домиков. Закапал дождик (звучит музыка) : птички прячутся в домики. В домик может уместиться только одна птичка . Домик может быть нарисованным как круг на полу. Кто не успел спрятаться, тот выходит из игры, а домик стирают.
Учитель: А теперь, ребята, внимательно слушайте загадки о птицах и быстрее отвечайте.
1.В каком слове 40 гласных? (сорок-а).
2.К названию какого южного дерева нужно прибавить две буквы(ка), чтобы получилась птица.(мандарин-ка)
3.Нашёл я шар, разбил его, увидел серебро и золото.( яйцо)
4.По лесу летало, в воду упало, в воде болталось и сухим осталось.(пух и перо)
5.По поднебесью верёвка протянулась. (журавлиная стая)
6.Мать , отца не знаю, но часто называю, детей знать не буду, чужим сбуду.(кукушка)
7.Какой город парит в воздухе?(Орёл)
8.Без рук, без топорёнка, построена избёнка.(гнездо)
9.Днём спит , ночью летает и прохожих пугает.(филин)
10.Какая птица самая маленькая в мире?(колибри)
Учитель: Ребята, у разных птиц имеются свои виды сигнализации:
-курлычат (кто?)-журавли
-трубят (кто?)- лебеди
-гогочут_(кто?)- гуси
-трещат (кто?)- аисты
-ухают(кто?)- филины
-хохочут(кто?) -совы-неясыти
-кричат "сплю-сплю"(кто?)-совы- сплюшки
-громко ревут( кто?) -выпи.
Игра: Если стихотворение относится к весне или птицам, то все хлопают в ладоши, если – нет, то - топают.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы,
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы
Голуби, куницы.
Прилетели птицы,
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы,
Голуби, синицы
галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки
Лебеди и утки-
И спасибо шутке.
Объяснить смысл пословиц:
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Рано пташка запела, как бы кошечка не съела.
Из пушки по воробьям не палят.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Пуганая ворона и куста боится.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Учитель :А вы знаете , что птицы тоже разговаривают, но люди не могут понять их речь .Но мне удалось увидеть и услышать следующую картину. Встретились два воробья : Чик и Чирик...(Чик весь взъерошен)
Учитель: Дорогие ребята. к нам в гости прилетел самый настоящий птичий базар. А какие же птицы? Давайте узнаем!
Кроссворд: "Птичий базар" (Кроссворд размещается на доске. Ребята по очереди выбегают и заполняют его)
.
1 | п | . | . | . | . | . | . |
2 | . | . | т | . | . | |
3 4 5 6 7 8 | . | . | . | . | и | . | |
| ч | . | . | |
. | . | . | . | и | . | . | . | . | |
| . | . | й | . | . | |
| | | |
. | . | . | . | б | . | . | |
| . | . | . | а | . | . | |
9 10 11 | . | . | . | . | . | з | . | . | . | |
| . | а | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | р | . | |
1.Птица, которая живёт в Антарктиде(пингвин)
2.Он кричит и всех будит(петух)
3.У него очень красивый хвост(павлин)
4.Шустрый как…(чиж).
5.Он любит строить свои гнёзда под жгучей травой(крапивник)
6.Птица, летающая и над морем, и над рекою, и над пашней(чайка)
7.Она весит всего 2 грамма(колибри)
8.Большая, бегающая птица(страус)
9.Ползает по стволам деревьев и ищет жучков(поползень)
10.Есть городская и деревенская(ласточка)
11.Эта птица, как яблоки на снегу(снегирь)
Игра: «Вороны и воробьи».
Ведущий делит ребят на «ворон» и «воробьёв». Даёт медленно клич:»Воробьи!»- дети –« воробьи» ловят «ворон», и наоборот.
Учитель: Да, ребята! Прошла суровая, холодная зима.
Приходит время-
С юга птицы прилетают,
Снеговые горы тают-
И не до сна!
Приходит время-
Люди головы теряют
И это время
Называется- весна!
Учитель: Ребята! Наш праздник я хочу закончить замечательными словами поэта Е.Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Заключение
Каково влияние использования современных образовательных технологий на ученика?
Использование технологии личностно-ориентированного обучения, включение метода проектов в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, но и:
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Каково влияние использования современных образовательных технологий на учителя?
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; «Урок – это основная «клеточка» учебного процесса, где отражается если не вся, то большая часть педагогики» (М.Н.Скаткин). 
Привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.
Литература:
1. Бабанский Ю.К.Рациональная организация учебной деятельности. – М.: знание, 1981
2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980
3. Биология 5 класс . Химический состав клетки
4.Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.
Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2013.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
22