Концерт класса преподавателя фортепиано
вокально-хорового отделения
Бадеры Лилии Александровны.
Тема: Виды и формы работы на уроке фортепиано.
Цели и задачи:
2. Показать разнообразные музыкальные формы, используемые в обучении игре на фортепиано.
3. Показать уровень подготовки учащихся класса.
Концерты , проходящие в декабре стали уже традиционными. Сегодня мы покажем разнообразный репертуар используемый в развитии ученика- пианиста. В моём классе 14 учащихся разных классов, одна – учащаяся фортепианного отделения, остальные - учащиеся вокально - хорового отделения.
Начинаем концерт с исполнения пьес. Этот жанр представляет собой несчётное количество образцов разных времён и народов. От сочинений ранних классиков до наших дней. Тематика пьес очень разнообразна:
Пьесы, имеющие народно-жанровую основу. Детские пьесы разных времен и народов, от классических сборников Шумана, Чайковского, несчетное количество сочинений композиторов нашего времени подразделяются на пьесы, связанные с народно-жанровой основой – «тремя китами» музыки (по Кабалевскому): песней, танцем, маршем, и пьесы с более или менее конкретно-образным содержанием, получившим отражение в их названиях. К последним относятся сочинения изобразительного характера.Им присуща картинность и сюжетность. В песенном жанре - «Матросская песня» и «Песенка жнецов» Шумана (из «Альбома для юношества»).
В танцевальном характере - «Менуэт» Хачатуряна, «Старинный танец» Свиридова, серия вальсов Шостаковича («Вальс-песня», «Вальс-шутка», «Лирический вальс», «Вальс-цветов» и др.), «Полька» и «Мазурка» Чайковского, «Тарантелла» Прокофьева, «Андалузский танец» Глинки, «Испанский танец» Шостаковича, танцы из лирических пьес Грига.
3.Очень богат по выразительности оказывается и жанр марша. Это марши игрушечных солдатиков и пьесы, написанные в характере торжественного шествия. «Веселый марш» Свиридова, «Походный марш» Кабалевского. Марши траурного характера - «Похороны куклы» Чайковского, «Траурное шествие» Хачатуряна.
4.Пьесы с определенным сюжетом, те, в которых отображены образы окружающей действительности, различные стороны внутреннего мира человека.Трудно переоценить роль подобного рода пьес для художественного развития учащихся: именно они, зачастую представляют собой простейшие образцы программной музыки, в наиболее прямой, доступной форме способствует ощущению и пониманию теснейшей связи музыки с жизнью.
5.Источником вдохновения для художника, музыканта всегда была природа. Художественное восприятие явлений природы всегда получало отображение в музыке. Прекрасный пример – «Времена года» Чайковского.
6.Очень многие детские пьесы посвящены играм: в куклы, солдатики, салки; многие отражают веселую беготню, прыжки, игры в мяч и т.д. Игровые пьесы не только подсказаны детской жизнью, но и связаны с одной из наиболее радостных ее сторон, что конечно, способствует их особенной привлекательности. Пробуждение же положительных эмоций в состоянии значительно помочь преодолению различных художественно-технических трудностей. Характерной чертой пьес игрового содержания является и динамичность (например «Казаки-разбойники» Тактакишвили).
7.Одна из важнейших разновидностей пьес с образными названиями связана с созданием своего рода музыкальных портретов, которые выявляют различные стороны человеческого характера. Подчеркивания в «музыкальных портретах» ведущей черты характера помогает развитию ассоциативного мышления у детей. Такие психологические портреты: Кабалевский «Резвушка», «Плакса», «Злюка», «Упрямец» Свиридова, «Маленький попрошайка» Гречанинова. «Мама» Чайковского, «Незнакомец» Шумана, «Веселый крестьянин» Шумана, «Нянина сказка» Чайковский, Прокофьев «Сказки старой бабушки», «Ласковая просьба» Свиридова.
8.Очень часто встречается среди детских фортепианных пьес жанр музыкальной сказки «Баба-Яга» Чайковский, «Корлобок» Николаева, «Танец эльфов» Грига, «Веселая сказка» и «Грустная сказка» Шостаковича, «Сказочка» Прокофьева и много других произведений
9.Много пьес, где лишь достаточно ясно обозначен характер образа или действия: «Первая утрата» Шумана, «Ласковая просьба» Свиридова, «Жалоба» Гречанинова. Именно подобные пьесы очень полезны для нахождения учащимся словесных музыкальных образов, чувств, настроений, они дают ориентир для пробуждения собственной фантазии учащегося.
1.Открывает концерт ученица подготовительного отделения Санникова Маша
А) И. Королькова. Зима.
Б) И. Королькова. Хомяк.
2. Менлязова Алина. 0 класс.
Ю. Виноградов. Танец медвежат.
3. Леонова София. 0 класс, фортепианное отделение.
А) А. Гедике. Этюд.
Б)И. Кригер. Менуэт.
В) Л. Ньямат. Пингвины.
(читает стихотворение А. Вайнера)
Там, где в море лезут льдины, развлекаются пингвины:
Состязание у них, соскользнули и бултых!
Оттолкнулись, покатились – сразу в море очутились!
Антарктический пингвин – очень важный господин !
Выступает Александрова Маша. 2 класс.
Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово «полифония», в переводе с греческого означающее «многоголосие», причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию.
С полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности, прежде всего тот, который зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха, у композиторов последующих эпох, таких, как В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Верди, И. Брамс, и многих других.
Чем же характеризуется эмоциональный мир полифонии - этой обширнейшей области творчества, чье господство в музыке длилось свыше пяти столетий - с XII по XVII век?
Прежде всего, отметим, что полифония - особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», - советовал Бах своим ученикам.
В словах великого композитора заключен глубокий смысл. В них подчеркивается коренной характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей.
Всмотритесь в изображения великих мастеров живописи, чье творчество было неразрывно связано с идеалами христианского искусства, - и вы почувствуете высокий покой, свет, чувство нежной любви, сквозящее в каждом жесте.
Точно так же свет и покой изначально излучает полифоническая музыка. Ее воздействие на душу человека всегда было необыкновенно возвышающим, облагораживающим. Независимость от мирской суеты, от всего случайного и мелкого приводила к тому, что в лучших своих образцах полифонические композиции несли печать неземной красоты.
А если учесть, что исполнялась она, как правило, в храме с его прекрасным и величественным интерьером, полным торжественности и мощи, в храме, где высота колонн и стен подчеркивала устремленность к небу, то впечатление красоты многократно усиливалось. Может быть, сила этой красоты и была причиной, вновь и вновь заставляющей композиторов обращаться к созданию полифонических произведений даже в те эпохи, когда в музыке господствовали совсем иные предпочтения.
В исполнении Маши мы послушаем полифоническое произведение мастера полифонии эпохи Средневековья.
И.С. Бах. Менуэт.
П.И. Чайковский. Болезнь куклы.
(Маша читает стихотворение)
Моя кукла заболела, пролежала под дождём
Милу я в руках согрею – буду ей теперь врачём.
Кукле я постель накрыла, чтоб поправилась скорей
Тёплый плед ей раздобыла, принесла целебный спрей.
Заварила чай с малиной, мёд янтарный принесла
Поправляйся, кукла Мила ! Ты навеки мне мила!
Композиторы многих европейскийх стран, опираясь на песенность и танцевальность, вырабатывая классическую ясность и динамичность музыкального языка, постепенно формировали новый жанр инструментальных произведений - такого, как классическая соната. В нём большое значение приобрела сонатная форма.
В сонатной форме различаются три основных раздела: это экспозиция, разработка и реприза. В экспозиции сонатной формы предстают, как правило, две основные темы, более или менее различные по характеру. Сначала звучит тема главной партии, позднее появляется тема побочной партии. Только ни в коем случае не надо понимать определение "побочная" как "второстепенная". Ибо на самом деле теме побочной партии принадлежит в сонатной форме не менее важная роль, чем теме главной партии. Слово "побочная" употреблено здесь потому, что она, в отличие от первой, в экспозиции обязательно звучит не в главной тональности, а в другой, то есть как бы в побочной.
Между главной и побочной партиями помещается связующая партия. Здесь может появиться и самостоятельная, мелодически рельефная тема, но чаще используются интонации темы главной партии. Связующая партия выполняет роль перехода к побочной партии, в ней происходит модуляция в тональность побочной партии. Тем самым тональная устойчивость нарушается. Слух начинает ожидать наступления какого-то нового "музыкального события".После побочной партии звучит заключительная партия нередко с самостоятельной темой. Так завершается экспозиция, закрепляя тональность побочной партии.
Разработка - второй раздел сонатной формы. В нём темы, знакомые по экспозиции, выступают в новых вариантах. В таком взаимодействии участвуют не целые темы, а вычлененные из них мотивы, фразы. То есть темы в разработке как бы дробятся на элементы, обнаруживая заключенную в них энергию. Происходит частая смена тональностей.Появляясь в различных тональностях, темы и их элементы по освещаются по-новому. После того как развитие в разработке достигает кульминации, его ход меняет направление. В конце этого раздела подготавливается возвращение в главную тональность, происходит поворот к репризе.
Реприза - третий раздел сонатной формы. Она начинается с возвращения главной партии в основной тональности. Связующая партия не уводит в новую тональность. Она, напротив, закрепляет главную тональность, в которой теперь повторяются и побочная, и заключительная партии. Так реприза своей тональной устойчивостью уравновешивает неустойчивый характер разработки и придаёт целому классическую стройность. Репризу иногда может дополнять заключительное построение - кода (происходит от латинского слова, означающего "хвост").
Итак, когда звучит произведение в сонатной форме, наш слух следит за сопоставлением и взаимодействием двух основных ( дополняющих их) тем - словно за развитием различных музыкальных событий, музыкального действия.
5. Клименко Вика.3 класс. Д. Штейбельт. Сонатина.
Б. Берлин. Обезьянки на дереве.
Сейчас я расскажу Вам о музыкальной форме - рондо. Впервые оно появилось во Франции времена Средневековья. Название формы ведет свое начало от слова rondeau – "круг". Так называли хороводные песни. При их исполнении солисты-запевалы исполняли свои фрагменты произведения, а хор повторял припев, в котором и текст, и мелодия оставались неизменными. Эти песни и оказались прообразом музыкальной формы рондо. Это специфический способ создания произведения, при котором основная тема – ее обычно называют рефреном – постоянно повторяется (как минимум трижды), чередуясь при этом с другими музыкальными эпизодами. Если мы обозначим рефрен латинской буквой A, а иные фрагменты – прочими буквами, то упрощенная схема произведения будет выглядеть так: AB-AC-AD и так далее. Однако рондо не должно становиться и слишком длинным. Как правило, в него входят от пяти до девяти частей. Интересно, что самое длительное рондо включало в себя 17 фрагментов. Это пассакалия французского клавесиниста Франсуа Куперена. К слову, именно данный музыкальный жанр стал прародителем популярной сегодня электронной музыки. Также он имеет много общего с хип-хопом, где на рефрен принято накладывать другие фрагменты.
6. Астахова Вероника.4 класс.
А. Диабелли . Рондо.
Т. Лак. Тарантелла.
7. Глонти Элиза. 3 класс.
А) А. Роули. В стране гномов.
Б) Дагестанский танец. Лезгинка.
По-французски etude -- изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды – сначала совсем легкие, Затем, с годами, переходят к этюдам сложнее. Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов.
Изучением технических приемов своего искусства занимаются не только музыканты. Поэтому слово этюд» употребляютхудожники (у них даже есть выражение -- поехать на этюды -- значит выехать за город, чтобы на каком-то пейзаже отрабатывать те или иные приемы живописи). Вам, конечно, не раз встречался этот термин и в применении к шахматам. Шахматные этюды публикуются в журналах для всех, кто желает их изучать. Этюды крупных художников оказываются не только упражнениями для выработки какого-то приема, но и подлиннымипроизведениями искусства. Многие живописные этюды выставлены в музеях и вызывают восхищениепосетителей. Так же и в музыке. Вспомним великолепные этюды Шопена. Пианисты часто играют их вконцертах, и никому в голову не приходит, что это -- «упражнения». А между тем в основе каждого из этюдов Шопена лежит какой-то один технический прием: техника левой руки в знаменитом Революционном этюде(соч. 10 No 12), двойные ноты в обаятельном лирическом Третьем (соч. 10).Этюды, которые можно исполнять на эстраде как настоящее художественное произведение, называютконцертными. Фортепианные концертные этюды писали, кроме Шопена, Лист, Скрябин, Рахманинов и другиекомпозиторы. Среди концертных этюдов для скрипки наиболее известны этюды Паганини.
8. Семёнова Александра. 4 класс.
А. Мармонтель. Этюд.
9. Ю. Жиро. Под небом Парижа. Фортепианный ансамбль в составе: Семёновой Александры и Семёновой Светланы.
Что такое вариации? В музыке под этим термином понимают специфическую форму произведения. Пьеса начинается звучанием мелодии. Как правило, она простая и легко запоминается. Такую мелодию называют темой . Она очень яркая, красивая и выразительная. Часто темой является популярная народная песня. Вариации в музыке раскрывают мастерство композитора. За простой и популярной темой следует цепочка ее изменений. Их называют вариациями. Задача композитора – украсить и разнообразить тему с помощью ряда специальных способов, порой достаточно изощренных. Пьеса, состоящая из простой мелодии и ее изменений, следующих друг за другом, носит название вариаций. Немного истории: истоки формы лежат в старинных танцах. Горожане и крестьяне, вельможи и короли – все любили двигаться синхронно звучанию музыкальных инструментов. Танцуя, они выполняли одни и те же действия под постоянно повторяющийся напев. Однако простая и незатейливая песенка, звучащая без малейших изменений, быстро наскучивала. Поэтому музыканты стали вносить в мелодию разнообразные краски и оттенки. Вариации это одна из старейших музыкальных форм, появившаяся в XIII веке. В профессиональную музыку вариации проникли в 18 веке. Композиторы стали писать пьесы в этой форме не только для сопровождения танцев но и для слушания. Такое строение музыкальной пьесы стало очень популярным. Вариации того периода достаточно просты. Менялся ритм темы и ее фактура , добавлялись новые подголоски. Вариационная форма пройдя много веков прошла массу изменений, но осталась популярной по сей день.
Сегодня мы услышим Вариации на знаменитую тему скрипача –виртуоза Николо Паганини.
10. Семёнова Светлана. 5 класс.
И. Беркович- Н. Паганини. Вариации.
11. Багманова Анна. 5 класс.
А. Диабелли. Сонатина. Соч.168 №2
Б. Дварионас. Вальс.
12. Бусева Лена. 5 класс
П.И.Чайковский.Вальс.
Дж. Джоплин. Регтайм. Артист эстрады
Ансамблевое музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера коллективных занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения - залог интереса к музыкальному искусству.
Слово "ансамбль" в переводе с французского языка означает "единство".
Ансамблевоемузицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.
Занятия ансамблем развивают у учащихся профессионально-психологические качества: наблюдательность, критичность,творческие навыки, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех - единственный источник внутренних сил.
13.Фортепианный ансамбль. Пруцкая Светлана, Асанова Алина.
А. Алябьев. Соловей.
И.С. Бах.Шутка.
14. Менлязова Диана.5 класс
Ф. Кулау. Сонатина. Ор.20 №1
И. Парфёнов. Грустный вальс.
15. Воложбенская Диана и эстрадный ансамбль старшеклассников
Л.В. Бетховен. «Лунная соната»
В заключении нашего концерта хочется поблагодарить всех за внимание и поддержку. Концерты класса помогают нам систематизировать нашу работу, реализовать себя учащимся посредством музыки, раскрыть свои способности, найти своё место в жизни, получить новые знания. Мы не прощаемся, а говорим: «До новой встречи в мире музыкального искусства!