Виды и примеры домашних заданий по иностранным языкам и алгоритм работы В помощь учителю иностранного языка Ценность домашней работы по иностранным языкам заключается в том, что она:
Дополняет обучение в классе, особенно если учащиеся только два или три часа в неделю изучают язык.
Развивает привычки исследования и самостоятельного обучения. Ученики могут использовать дополнительные ресурсы — словари и справочники по грамматике. Исследования показывают, что домашние задания развивают самодисциплину, мотивированное отношение к обучению и навыки решения проблем. Ликвидирует разрыв между школой и домом.
Обеспечивает преемственность между уроками. Домашние занятия могут быть использованы не только для повторения классной работы, но и для подготовки к следующему занятию.
Позволяет перенести повторяющиеся, механические упражнения из класса в домашние условия.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников.
Учитель должен помнить, что детям даются домашние задания и по другим предметам. Поэтому объемные упражнения давать не следует.
Обязательно проверить выполнение домашних заданий. Проверку нужно включить в общую схему работы и учитывать при планировании урока.
Домашние задания должны обобщать классную работу, но не должны повторять ее. Ученики должны понимать полезность домашних заданий. Для этого учитель должен объяснить как цель домашней работы в целом, так и отдельных упражнений.
Упражнения должны быть актуальными, интересными и разнообразными. Содержание домашнего задания зависит от учителя. Но можно предложить взглянуть на интересные формы домашних заданий, которые предлагают учителя английского языка из разных стран для знакомства, изучения и повторения новой лексики на уроках.
Примеры домашнего заданий.
Интересные формы домашних заданий на лексику
Disemvoweling |
f u cn rd ths, u knw wt dsmvlng mns. Вы сможете прочитать эту фразу? Если да, то вам понятна концепция disemvoweling — удаления гласных в СМС, для увеличения скорости печати текста. А сообщение выглядит так: «if you can read this, you know what disemvoweling means». |
Это упражнение — хороший способ сосредоточить внимание учащихся на написании слов и заставить их задуматься о правописании. Упражнение также поможет актуализировать лексику предыдущих уроков.
Если дана работа на дом, то оцените ее каким-либо образом. Иногда можно привлечь сверстников для оценки выполненной работы.
Виды домашних заданий:
Есть несколько категорий полезных и практичных домашних заданий. Задания в рабочей тетради. Большинство опубликованных учебных материалов по английскому языку состоят из учебника и рабочей тетради, в которой находятся различные упражнения, короткие тексты для чтения и ответы. Такие тетради лучше использовать дома, освободив время в классе на другие виды деятельности. Правда, сегодня практически ко всем печатным изданиям есть ответы в интернете.
Подготовительная работа к следующему уроку
Учитель иногда просит учащихся прочитать следующую главу из учебника, чтобы вовлечь в новый урок, дать представление о грядущей работе. Но лучше мотивируют учащихся просьбы найти и принести фотографии или рисунки, журнальные статьи, имеющие отношение к следующей теме. Ученики, учителя и родители могут следить за прогрессом изучения языка. Учитель может вовлечь родителей в процесс обучения. Может быть полезным инструментом оценки.
Как преодолеть негатив и сделать домашнее задание эффективным?
Учащиеся часто жалуются, что домашние задания для них скучные или бессмысленные. Ссылаются на упражнения из рабочей тетради, на длинные списки лексики и на сочинения и эссе, которые их заставляют писать. То есть негативные последствия домашнего задания выражаются потерей интереса к изучению языка и тем, что дети считают домашнюю работу наказанием. Можно предложить:
чтение журналов
просмотр телевизионных программ, кинофильмов
прослушивание песен на иностранном языке являются очевидными примерами реальных задач.
предложить написать резюме или обзор книги.
главное, чтобы ученик мог поделиться своим опытом перед классом, собрать его результаты в свое портфолио.
Работа над проектом
Во всех учебниках работе над проектами отводится достаточно много времени. Проекты могут опираться на темы из учебника, на интересы и хобби, подбираться индивидуально. Проектные работы эффективны в конце изучения какой-либо темы, так как помогают обобщить и применить полученные знания.
Примеры домашнего заданий.
Работа с текстом:
Чтение и перевод (вспомнить правила чтения; прочитать текст вслух не менее 2-х раз; выписать все незнакомые слова и найти их значение в словаре; проговорить перевод текста вслух).
Ответы на вопросы по прочитанному тексту (внимательно прочитать текст еще раз; прочитать предлагаемые вопросы к тексту; по ключевым словам найти соответствующие предложения в тексте; ответить на вопросы, помня о том, что чаще всего часть ответа уже содержится в вопросе; если нужно, записать ответы в тетрадь).
Пересказ текста (прочитать текст; разделить на логические части; составить план пересказа; по каждому пункту плана выписать ключевые слова; написать предложения с ключевыми словами; заучить предложения; проговорить пересказ вслух с опорой и без на ключевые слова)
Работа с поэтическими произведениями и песнями.
Выразительное чтение (прочитать; перевести; расставить логические ударения; прочитать вслух не менее 5 раз).
Заучивание наизусть (прочитать; перевести; расставить логические ударения; прочитать вслух не менее 5 раз, выучить).
Художественный перевод (прочитать; сделать подстрочный перевод; найти рифму, стараясь сохранить стиль автора, красиво оформить работу).
Работа с грамматическими упражнениями
прочитать и выучить правило; проанализировать примеры;
выполнить упражнения письменно с опорой на учебник).
Работа с лексикой.
Устный зачет по лексике (внимательно прочитать слова, опираясь на правила чтения);
соотнести значение иностранного и русского слова;
проговорить вслух несколько раз;
проговорить слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот;
попросить взрослых проверить запоминание слов.
Словарный диктант
внимательно прочитать слова; написать каждое слово по 2 строчки в черновике;
написать слова на иностранном языке с опорой на русские и наоборот; самостоятельно проверить правильность написания; слова, в которых были допущены ошибки, написать ещё раз, обращая внимание на орфограммы; написать слова под диктовку; проверить.
Лексические упражнения:
повторить лексику по теме;
внимательно прочитать предложения с пропущенными словами; перевести их;
вставить пропущенные слова, при необходимости опираясь на текст; переписать в тетрадь.
Сочинение, письмо, открытка:
внимательно прочитать тему сочинения, составить план; выписать необходимую лексику, опираясь на словарь; составить предложения в соответствии с планом, употребляя необходимые вводные фразы; оформить в соответствии со структурой написания сочинения, Учащиеся просматривают предыдущий урок, повторяют слова, выбирают понравившиеся и записывают с ними предложения. А затем удаляют какую-либо букву и записывают предложение снова. То есть в течение домашней работы ученик несколько раз обращается к изученным лексическим единицам, повторяет их, сосредотачивается на правильном написании слов. Дети любят такой вид деятельности. Головоломки и расшифровка сообщений заинтересуют их, и они обязательно выполнят домашнее задание.
Примеры домашнего заданий.
Предложите список слов без гласных, для расшифровки. Например, тема «Семья». Fmly, rltv, prnts, mthr, fthr, wf, chldrn, dghtr. Ответ: family, relative, parents, mother, father, wife, children, daughter.
Дома каждый ученик выбирает пять слов и шифрует их. Начните следующее занятие с расшифровки этих слов. Активизируется лексика, появляется интерес к уроку.
Можно предложить составить простые предложения из слов, состоящих из согласных.
Посложнее вариант — удалить из слов одну или все согласные. Или написать десять слов или фраз из пройденной лексики без буквы «T», «E» или «A».
Collocation Connections
Проверить знание базовых словосочетаний можно с помощью таблицы. Слова из нее можно разделить на четыре группы. Какие это группы? Какое слово можно употребить в словосочетаниях с одной из групп?
going | waste | business | spare |
something | cigarettes | spend | cards |
rain | lies | wolves | traffic |
extra | smoker | your best | me a favor |
ответы:
Heavy: going/smoker/traffic/rain. |
Do: something/business/me a favour/your best. |
Time: extra/waste/spend/spare. |
A pack of: cigarettes/wolves/lies/cards. |
Возможны несколько ответов. Слова могут относиться к нескольким группам. Но поиск связи между словами и словосочетаний очень увлекает! Учитель может адаптировать упражнение для разных возрастов и способностей.
Упражнение на повторение словарного запаса и активизацию правильного написания слов. Одновременно закрепляется произношение слов по буквам — в этом виде деятельности многие дети допускают ошибки. |
Учитель выбирает список слов на определенную тему. Например, baby, child, teenager, student, adult, parent. Для домашнего задания он записывает на доске анаграммы (ABBY, DILCH, NAGRETEE, DENTTUS, TAULD, TRAPNE). Объясняет, что дома надо разгадать анаграммы. Для полного понимания, преподаватель может расшифровать одно из слов. Например, ABBY — BABY. |
Работа с Vocabulary Box
На листе бумаги формата А4 помещается восемь карточек такого типа:
Vocabulary Box |
The Word | Open minded |
Meaning | 1. having or showing a mind receptive to new ideas or arguments. 2. unprejudiced; unbigoted; impartial. |
Example sentence | Nick is also very open minded, a most likeable and amiable trait to find. |
Для первого знакомства с Vocabulary Box подготовьте для детей распечатку карточек. Впоследствии они будут делать их самостоятельно.
Запишите в классе слово или словосочетание в первой пустой строке. Найдите в словаре вместе с учащимися значение слова на английском и выпишите во вторую строку таблицы.
Придумайте с классом несколько предложений с данным словом или словосочетанием и запишите в таблицу лучшее или понравившееся.
Предложите дома ученикам самостоятельно заполнить карточки для новых слов, изученных на уроке. Объясните, что они могут просматривать карточки в свободное время, на перемене перед или после урока, дома перед сном. Это поможет выучить новые слова и запомнить их надолго
В тетради-словарике записываются новые слова, транскрипции, определения. Многие рисуют или наклеивают картинки, поясняющие какие-либо слова или словосочетания.
Разнообразить такую работу поможет Vocabulary Box. Подходит для самостоятельной работы учащихся дома со словарем. Vocabulary Box поможет учащимся повторять новые слова и перемещать их в долговременную память.
Алгоритм запоминания новой лексики:
Примеры домашнего заданий.
Памятки очень хорошо помогают в подготовке домашних заданий учащимся, которые можно распечатать и вклеить в тетрадь.
Памятка. №1. |
Раздели домашнее задание на несколько «порций» и распредели их по дням; единоразовое выполнение домашнего задания неэффективно. |
Изучи сначала устный материал, а затем, проанализировав все предложенные речевые образцы и лексические единицы, приступай к выполнению письменного упражнения. |
Определи, для развития каких навыков было составлено данное упражнение и обрати наибольшее внимание именно на этот вид деятельности. |
Активно используй в процессе подготовки домашнего задания средства обучения, в частности, не забывай обращаться за разъяснениями к словарю и грамматическому справочнику. |
Не заучивай учебный материал механически, а пытайся осмыслить, почему в данном упражнении имеет место та или иная лексическая единица или грамматическая структура. |
|
Памятка №2. При подготовке устного сообщения: |
Определи, что хочешь и можешь сказать по теме на иностранном языке. Соотнеси замысел высказывания со своими возможностями, с тем, какими языковыми средствами располагаешь. |
Вспомни нужные речевые образцы, слова, сочетания слов для передачи замысла сообщения. |
Обратись к тексту, упражнениям, в которых эта или близкая к ней тема отражена, чтобы использовать материал для сообщения. |
Отбери нужные речевые образцы, проведи в них необходимую лексическую замену или расширение. |
Составь план сообщения, запиши его. |
|
Памятка №3. При работе с текстом: |
Прочти текст, стараясь понять общее содержание и вывести из контекста значение незнакомых слов. |
Обратись к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов. |
|
Прочти текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых слов и стараясь запомнить информацию. |
|
Составь список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал канву содержания. |
Памятка. №4 При работе с новым лексическим материалом: |
Уточни перевод каждого слова, обратившись к англо-русскому словарю. |
|
|
|
Прочитай ещё раз, постарайся запомнить графический образ слова, т.е. его буквенный состав. |
|
Проверь правильность написания: сравни написанное с тем, что написано в учебнике. |
Проследи, как данное слово употреблено в предложении. |
|
Памятка№5 При работе с грамматическим материалом: |
Выпиши из упражнения все предложения, содержащие новую грамматическую структуру. |
Внимательно изучи способ трансформации утвердительного предложения в вопросительное и отрицательное. |
Проконтролируй с помощью словаря правильность произношения тобой данной структуры. |
Просмотри материал текущего урока по учебнику, найди предложения, в которых используется данная грамматическая структура. |
Проговори эти предложения, попробуй трансформировать их по интонации. |
Придумай несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру. |
Памятка№ 6 Прослушивание (аудирование) текста: |
Внимательно прослушай текст, не останавливая плёнку. Постарайся понять содержание произносимого текста. |
Прослушай текст ещё раз, своевременно останавливая плёнку, чтобы понять текст более полно. |
Останавливая воспроизведение плёнки, пытайся повторить за диктором произносимые им слова и предложения. |
Повтори трудное для слово или предложение несколько раз, стараясь как можно точнее воспроизвести произношение и интонацию диктора. |
Запомни слова, которые оказались для тебя трудными с тем, чтобы выяснить у преподавателя их точное произношение, значение и случаи употребления. |
Составь список ключевых слов или предложений так, чтобы он отражал основную канву повествования. |
Прослушай текст ещё раз, постарайся запомнить информацию. |
|
Памятка№ 7 Как подготовиться к диктанту: | • сначала прочитай все слова, которые нужно выучить и выясни, знаешь ли ты, что каждое из них означает (учить слова, не понимая значения, неинтересно и бессмысленно) | • прописывай первое слово в тетради или на листочке в течение минуты (можно поставить будильник или песочные часы), внимательно переписывая каждую букву с образца (из словаря или из учебника, если словарь не ведётся или не проверяется - ведь там тоже может быть допущена ошибка, и тогда ты заучишь слово с ошибкой!). | • Посчитай, сколько раз ты успел написать это слово за минуту. Ещё раз проверь, насколько правильно ты списал слово, проверяй каждую букву! исправь ошибки, если они есть, и напиши слово правильно, проделай то же самое со всеми остальными словами. | • Вспомни, как будет проходить у тебя диктант на уроке - учитель будет диктовать слова на русском или на английском? | • Проведи себе пробный диктант, старайся не подглядывать в образец. Закрой столбик с английскими словами, смотри на русский перевод, ставь рядом карандашом цифру по порядку и диктуй себе слово в нужном варианте (на русском или на английском - ведь перевод ты знаешь!) | | • открой столбик с английскими словами, представь, что ты учитель, проверь очень внимательно свой диктант, исправь ошибки, если есть, напиши рядом правильный вариант. |
• проведи себе ещё один диктант по тем словам, в которых ты допустил ошибки. Проверь себя. |
• если есть возможность, попроси кого-нибудь из родных или друзей продиктовать тебе эти слова (лучше в день диктанта, чтобы освежить память) |