2.Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости. Постановка цели урока | Приемы повторения системы опорных занятий, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала; приемы фиксации на доске понятий, правил, алгоритмов. Презентация Давайте подумаем и вспомним, какие потребности были у древних и первобытных людей? (ответы обучающихся) (Потребность в орудиях труда, орудиях охоты, оружие, жилище, одежда и предметах домашнего быта) Какие материалы использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей? (ответы обучающихся) (Шкуры животных, каменные орудия, деревянные орудия, красивые камни, ракушки, семена высушенных растений из которых делались украшения, кости убитых животных, из которых тоже делали орудия охоты и труда.) Иначе говоря человек использовал всё что давала ему природа для того чтобы удовлетворить свои насущные потребности. (древесину, камень, позже металл) Давайте рассмотрим, как развивались технологии и материалы, которые использовал человек на различных исторических этапах своего развития. На разных этапах мы видим, что одни материалы применялись с древнейших времён до наших дней, другие материалы начинали использоваться человеком по мере их открытия и приобретения навыков их обработки и использования в своих целях. Таким образом, мы видим с ростом уровня развития науки и технологий, и растёт количество применяемых человеком материалов. О чем мы сегодня будем говорить? Какая тема урока? Запишите «Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина» Задание 1 Детям дан раздаточный материал. Изучите! (кафель, ложки, скалка, кусок проволоки, чашка, бумага, кирпич, стекло, скрепки, металлический крючок, веточка, кусочек доски). Вопросы: - На какие группы можно разделить эти материалы? (Металлы, не металлы) - Определите, из каких материалов выполнены данные изделия? Дети распределяют по видам материалы |
3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления. Так что такое же такое конструкционный материал? (ответы обучающихся) Обобщаем: Конструкционный - это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, аппаратов, сооружений и множество других изделий (работа с учебником стр. 52). Это материалы способные воспринимать силовую нагрузку (записываем определение). Главным свойством этих материалов являются твердость, прочность, плотность, упругость, что и отличает их от других материалов. Давайте теперь рассмотрим, какие конструкционные материалы бывают. Конструкционные материалы бывают металлические, неметаллические и композиционные. Записать в тетради Задание 2. Перед вами лежит карточка. Распределите материаллы по группам. Можете пользоваться учебником стр. 52. Сгруппируй | материалы | Виды материалов | Металлы | Неметалы | Композиционные | пластмасса | | | | тефлон | | | | стекло | | | | чугун | | | | дерево | | | | керамзит | | | | керамика | | | | резина | | | | титан | | | | ткань | | | | текстолит | | | | Приведи несколько примеров, где применяют конструкционные материалы | Дополнительное задание Приведи несколько примеров, где применяют конструкционные материалы - знает что конструкционные материалы делятся на три вида (металлы, неметаллы, композиционные матералы). - взоимоценивание Проверте друг-друга. А теперь еще раз проверте по ключу (поставте галочку, где правильный ответ) - дети обмениваются тетрадями и проверяют по ключу который дает учитель. Подсчитайте баллы и оцените по шкале: (шкалу пишу на доске) - 11-12 баллов- отлично - 8-10 баллов - хорошо - 0-7 баллов - мне нужно доработать Кто выполнили работу : На отлично молодцы На хорошо молодцы А кому нужно доработать Хорош ребята ну, а котрые набрали меньше баллов вы должны приложить больше усилий. Поиграем в игру «Фанты» Вы изучили стр. 52, 53. У вас на партах лежат чистые листочки. Сейчас каждый напишет по изученному материалу один вопрос. Сложим вопросы в коробку. Вы разделитесь на группы по 4 человека и вытяните из коробки 4 вопроса, но ответите на 1. Объясните, почему вы выбрали этот вопрос? Во время взлёта и посадки, а также на протяжении всего полёта самолёт испытывает многократно повторяющиеся нагрузки. И от того, какие материалы использовались при изготовлении воздушного судна зависят жизни и безопасность его пассажиров и экипажа. Подумайте, почему детали машин, аппаратов, агрегатов, установок, которые испытывают большие нагрузки, изготавливают из особых материалов? Какими они должны быть? (ответы обучающихся) Скажите, где в повседневной жизни, вы сталкиваетесь с металлическими конструкционными материалами? Где у нас применяются металлы? Металлические конструкционные материалы Металлы и сплавы обладают: цветом и блеском, температурой плавления, плотностью, тепло и электропроводностью. Большая часть металлов присутствует в природе, в виде руд и соединений. Ни один металл невозможно приготовить в абсолютно чистом состоянии. Изучением металлов занимается наука металлургия. Ручной обработкой металлов занимаются слесари. (слесари – сборщики- сборка и регулировка станков, слесари – ремонтники ремонтируют оборудование) Металлы в малых количествах присутствуют в морской воде и в живых организмах (играя при этом важную роль). Известно, что организм человека на 3 % состоит из металлов. Магний накапливается в мышцах и нервной системе, медь — в печени, железо — в крови. Все металлы делят на 2 группы: Цветные (не ржавеют) – медь, алюминий, олово, никель магний, титан, цинк и др. Черные (ржавеют, имеют магнитные свойства) – железо Записать в тетради. |
3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Так же еще есть сплавы. Сплавы - это конструкционные материалы, получаемые путем плавления нескольких компонентов, из которых хотя бы один металл, с характерными свойствами: сталь, чугун, бронза, латунь, дюралюминий и многие другие. О них нам расскажут ребята. (выступление детей) Чугун - хрупкий твердый сплав. Из чугуна отливают радиаторы отопления, станины станков и другие изделия. Сталь прочный и пластичный металл. Благодаря этому она хорошо поддается механической обработке. Из стали делают металлические конструкции (конструкционная) и режущие инструменты (инструментальная) массу металлических заготовок и конструкций для машиностроительной промышленности, строительных материалов и мн. др. Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов или металлического проката. Процесс получения тонколистового металла и проволоки осуществляется на прокатных станах. Виды листового проката Фольга – толщина до 0,2мм Жесть – толщина до 0,5мм Черная жесть – ржавеет Белая жесть – не ржавеет (покрыта оловом) Оцинкованная сталь – толщина до 0,8мм (покрыта цинком) Профильный прокат длинные металлические заготовки с определенной фигурой поперечного сечения – профилем. Бывают квадратного, круглого, треугольного, швеллерного и другие сечений. Алюминиевые сплавы – служат для изготовления корпусов самолётов, вертолётов, ракет, морских судов и различных строительных конструкций, пищевую фольгу и фантики для конфет. Никелевые сплавы, титановые сплавы и кобальтовые сплавы применяют в авиационных и ракетных двигателях, паровых турбинах. Магниевые сплавы применяются преимущественно в виде литья в конструкциях летательных аппаратов, в автомобилестроении, в текстильной и полиграфической промышленности. Приведите конкретные примеры использования неметаллических конструкционных материалов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Неметаллические конструкционные материалы. Подумайте. Включают в себя множество материалов. (Пластики, полимеры, керамика, стекло, резины, древесина, ткань, и др.) Древесина, как конструкционный материал один из самых древних материалов используемых человеком. Следует понимать различие между понятиями дерево и древесина. Дерево это живое растение, а древесина это уже материал, являющийся сырьём для производства множества изделий. Это натуральный и экологичный материал не утратил своей актуальности и сегодня. Но область его применения значительно сузилась, в основном этот материал используется в строительстве и производстве мебели. Записать в тетради. Все породы деревьев делят на 2 группы: лиственные (ольха, дуб, бук, граб и липа) и хвойные(ель сосна, кедр, лиственница, пихта) Для получения древесных материалов, древесину разрезают вдоль ствола на специальных машинах. Предприятия, производящие обработку древесины, называют деревообрабатывающими, а пиломатериалы 1 – горбыль; 2 – бруски; 3 – доска необрезная; 4 – брус; 5 – доска обрезная Помимо древесины, существуют древесные материалы, получаемые путем обработки ее давлением пропитки связующим веществом, к таким материалам относят ДСП, ДВП, ФАНЕРА из чего изготавливается фанера – шпон. Ткань, как конструкционный материал, в настоящее время используется очень широко. Её применяют в быту, в качестве отделочных материалов стен помещений, как текстиль для дизайна комнат. Из неё изготавливают спортивную обувь и одежду, для изготовления парусов и различного туристического снаряжения, специальной защитной одежды и мн. др. Композиционные конструкционные материалы. Это огромное множество материалов, достижение наших современных технологий. Человек научился компоновать различные виды материалов между собой. Таким образом, получались материалы способные сочетать положительные свойства обеих используемых материалов. Стекло научились компоновать с пластиком, тканью и волокнами, получая такие материалы, как стеклоткань, стеклопластик, стекловолокно – эти материалы широко используются в производстве строительных материалов, судостроении, производстве спортивного инвентаря. Углепластик – это очень дорогой в производстве материал поэтому его используют при производстве высокотемпературных узлов деталей ракетных двигателей и сверхзвуковых самолётов. Широко известны сегодня и такие материалы, как металлопластики и металлокерамика. Они используются в машиностроении, при производстве деталей сопла ракет и реакторов атомных станций и при производстве множества строительных материалов. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА ПРО КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ). |
5.Самостоятель-ное творческое использование сформированных умений и навыков. | Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач. Разгадайте кроссворд. 1. Первый материал, который использовал человек для производства орудий труда. 2. Очень пластичный материал, основа для изделий в технике “Оригами” 3. Конструкционный материал, производимый на основе железа, сырьё для машиностроения. 4. Неметаллический конструкционный материал, прозрачный, пропускающий дневной свет. 5. Неметаллический конструкционный материал, один из первых использовался в строительстве, очень горюч. 6. Неметаллический конструкционный материал, из которых делают “обувь” для машин. 7. Растение, кустарник, являющийся сырьем для производства хлопчатобумажных тканей. 8. Конструкционный материал, относящийся к разряду ценных металлов. 9. Что добывают геологи в недрах земли и что является сырьём для производства различных металлов и их сплавов? |
6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. | Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнения упражнений. Мы сегодня с вами ознакомились с множеством материалов, которые используются человеком, новыми понятиями. Давайте ещё раз вспомним их. Поиграем в игру «Замки и ключи» Я раздала листочки, кому то с вопросом, а кому то с ответом. «Замки» получают вопросы, а «Ключи»- ответы. Задача как можно скорее найти свою пару. «Замкам» дается 1 минута, чтобы пройти по классу и найти свой «Ключ» . Что называют конструкционным материалом? Изделие из конструкционных материалов должно обладать… К цветным металлам относят … Как называют ручную обработку металлов … Бетон относится к неметаллическим конструкционным материалам или к композиционным? А железобетон? К лиственным породам деревьев относят … |