Виды музыкальной деятельности и формы работы с детьми в ДОУ: музыкально – дидактические игры и музыкально – ритмические движения в развитии творческих способностей детей
« Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский.
Музыкальное воспитание – неотъемлемая часть всесторонне развитой личности. Музыка пронизывает жизнь каждого человека. Поэтому закладывать основы музыкальной культуры стоит начинать с рождения.
Цель музыкального воспитания в детском саду – развитие музыкальной культуры ребенка, освоение им ценностей музыкального искусства и формирование на их основе музыкальных способностей и нравственно – эстетических качеств личности.
Мы работаем с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
Наглядные пособия дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: « внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то он плохой твой помощник».
В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально – дидактические пособия и игры, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное.
Музыкально – дидактические игры можно использовать индивидуально и подгруппой детей. Так ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к окружающей действительности с помощью музыки: слушая музыкальные произведения создавать музыкальные импровизации , напевать мелодию или прослушивать ее многократно, исполнять несложные пляски или подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, водить хороводы.
Чтобы стимулировать развитие детей, я решила дополнительно пополнить музыкальную предметно – развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями, музыкальными инструментами и дисками с записями высокохудожественной музыки
Применяя различные музыкально-дидактические пособия, я давала возможность детям несколько раз в ненавязчивой форме прослушать одно и то же произведение и запомнить его. Например, к «Шарманке» Д.Д.Шостаковича - «Подбери нужную картинку», «Укрась мелодию», «Нарисуй музыку». Для закрепления жанров в музыке (песня, танец, марш) пособие «Что делает девочка?», «Выбери музыкальный инструмент».
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения проводились в процессе пения. Они помогали чисто интонировать мелодию. Например, «Лесенка-чудесенка». А «Кто поет?» - на различение звуков низкого, среднего и высокого регистров.
Ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить можно, используя музыкально-дидактические игры, связанные с воспроизведением ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах. Часто использую игры «Передай ритм другу», «Повтори ритм».
Виды музыкально-дидактических игр:
Спокойные. Дети спокойно прослушивают музыкальные произведения. Их задача состоит в том, чтобы с места, правильно определить мелодию.
Подвижные. Построены на принципе двигательной активности, динамичности, быстроты и ловкости. Малышам нужно реагировать на музыкальные движения определенными действиями.
Хороводного типа. Подходят для большого количества участников. Соревнуются один или два круга-хоровода. К примеру, дети первого круга должны отгадать звучание мелодии низкого регистра, а малыши второго – высокого и т.д.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения фишки разных цветов и т.д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки- в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие -другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей характеризуется хороводом в кругу. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на три подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки – помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т.е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются – по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т.д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.
Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных) аналогична, но наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве игровой комнаты), а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении..
Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуковысотные отношения. Поэтому музыкально-дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков. («Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит?». Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуковысотные отношения.
Например, в старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная- спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по две разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения заданий. В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки, музыкальные ящики, грамзапись.
При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети подготовительной группы учатся сами и обучают других - производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах («Я начну, а ты закончи», «Повтори за мной», «Знаешь ли ты музыку», «Догадайся, чья музыка звучит?» и т.д.)
Музыкально-дидактическим материалом игр являются:
Песни, инструментальные произведения;
Набор музыкальных инструментов;
Наборы музыкальных игрушек.
Наглядные пособия.
Музыкально-дидактические игры и пособия развивают эмоциональный мир личности ребенка. Он начинает тоньше чувствовать музыкальные образы окружающего мира, прививается любовь к музыке.
Они способствуют развитию не только музыкально-сенсорных, творческих способностей , но и общих музыкальных способностей , самостоятельности в музыкальной деятельности.
Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементами и несложные танцы.
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец- есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения. Музыкально-ритмические движения на занятиях решают очень большое количество задач:
Развитие музыкального слуха.
Развитие координации движений.
Подчинение движений музыке.
Развитие памяти.
Развитие умения импровизировать.
Развитие умения двигаться ритмично.
Развитие творческих способностей.
Развитие интеллекта и мышления.
Развитие мелкой и крупной моторики.
Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.
Материал, посредством которого осуществляется музыкально- ритмическое воспитание, отвечает интересам и возможностям ребенка. Инструментальная музыка и хороводы яркие, с приятной мелодией, простой гармонией и выразительными динамическими оттенками.
Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.
Задачи по этому разделу состоят в следующем:
— научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;
— развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети
чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движении;
— развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные методы:
— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);
— наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);
— словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);
— упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям вариативна. Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит по-разному.
На всех этапах работы, необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением.
Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого. Педагоги используют личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивают способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания.
В течение учебного года, музыкальный руководитель, обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах.
Несколько иной характер приобретает музыкальное воспитание средствами движений в работе с детьми средней группы. На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому задача педагога научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т.д.).
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика — громко, тихо; регистры — высокий, низкий; темп — быстрый, умеренный).
Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.
В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей. Например, в игре «Медведь и зайцы» педагог говорит: «Зайки веселые, дружные, скачут легко. Медведь ходит тяжело, вперевалочку, лапы у него большие, тяжелые.
Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения.
В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми.
В подготовительной группе дети должны осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения.
Например, перед разучиванием игры «Козлята и волк» (музыка Т. Ломовой) в процессе упражнений педагог стремится вызвать желание детей сделать игру интересной, красивой, движения персонажей — разнообразными. Для этого в процессе упражнений он может показать детям примерные образцы движений волка, козы, козлят, затем предложить некоторым детям показать эти движения, но исполнить их по-другому, стараясь точно передать характер музыки. Других детей можно спросить, кто исполнял движения лучше, кто точнее передал образ.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. А, как мы знаем, музыка - искусство синтетическое, в ней оживает все.
Музыкальный руководитель Мосягина А.В.
МБДОУ «Детский сад №56 «Журавушка»»