СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды музыкальной памяти. Методика запоминания музыкального произведения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время проблема развития музыкальной памяти становтся всё более актуальной. Быстрое и эффективное выучивания музыкального произведения является сложной задачей для многих учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Виды музыкальной памяти. Методика запоминания музыкального произведения.»

Виды музыкальной памяти. Методика запоминания музыкального произведения.

Колесник Наталья Николаевна

преподаватель,

МБУ ДО Детская школа искусств № 8,

г. Ульяновск

В последнее время проблема развития музыкальной памяти, в том числе на уроках фортепиано, становится все более актуальной. Быстрое и эффективное выучивание на память музыкальных произведений является сложной задачей для многих учащихся. Обзор работ Голубовской Н.И.,Теплова Б.М.., Петрушина В.И., Савшинского С.,Муцмахера В.И., Щапова А.П. показал, что данная проблема находится в центре внимания многих ученых, педагогов, музыкантов всех специальностей.  

Актуальность работы обусловлена ключевой ролью музыкальной памяти в исполнительской деятельности.

Цель данной статьи – показать особенности развития музыкальной памяти детей и дать небольшие рекомендации по ее развитию.

Задача – развитие у учащихся комплексной музыкальной памяти в процессе обучения. Как считает А.Д. Алексеев, «музыкальная память — понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти» [1,с.8].

Этой точки зрения придерживался и С. Савшинский, который считал, что «память пианиста комплексная — она и слуховая, и зрительная, и мышечно-игровая»[5,с.7].

В связи с этим можно выделить следующие виды музыкальной памяти:

Логическая – связана с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора. Для этого ученик должен хорошо знать музыкально-теоретические предметы. К сожалению, уровень знания музыкальной грамоты в школах (особенно сельских) недостаточно высокий. Это первая причина возникновения проблем с запоминанием текста.

Зрительная - к сожалению, некоторые дети не любят смотреть в ноты и выучив произведение наизусть, всю работу проводят без нот. Это не даёт возможности тексту как следует закрепиться в зрительной памяти. В результате этот вид памяти остаётся незадействованным. Кроме того, в нотном тексте содержится масса интересной информации, которая при таком подходе остаётся незамеченной. Качество исполнения от этого страдает.

Слуховая – по словам Щапова А.П. это « музыкальная совесть музыканта»[7,с.65].После того, как ученик выучит пьесу наизусть, попросите его сыграть одной рукой какую- либо часть произведения. Часто это вызывает затруднения. Отсутствие слухового контроля – ещё одна серьёзная причина проблем с запоминанием текста. По этой причине особенно актуальным становится развитие навыков подбора по слуху.

Двигательная (моторика) - наиболее часто используемый учениками вид памяти. Теплов Б.М.говорит: « к сожалению, широко распространено чисто двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки. Вошел в пальцы, - значит, ушел из сознания»[6,с.117]. Часто дети не могут продолжить произведение с того места, на котором произошла остановка и играют все с начала. Совершенно ясно - оно заучено на основе двигательной памяти, а произведение выучено только тогда, когда оно «на слуху», «в голове», и «в пальцах»[2,с.149] - это верный путь развития памяти ученика. Для того, чтобы музыкант забыл на сцене текст, должны отказать все пять видов памяти, причём одновременно. Это невероятно, но встречается довольно часто. И именно потому, что о пяти видах памяти и речи не идет. Ученики используют обычно одну – двигательную.

Тактильная- память прикосновения к клавиатуре. Кончик пальца запоминает характер прикосновения и в плане динамической нюансировки, тембров, туше и в отношении штрихов. В этом плане полезно играть в темной комнате.

Эмоциональная - память на переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала. «Музыка есть путь к познанию огромного мира человеческих чувств... - читаем в книге Б.М. Теплова- лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством» [6,с.96.] То, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается без труда и надолго, укладывается в памяти быстро и легко.

Таким образом, в общих чертах я назвала основные причины, вызывающие проблемы с запоминанием текста. Для того, чтобы этого не происходило, надо эти причины убрать, для этого существуют определённые приёмы и способы работы.

Чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу комплекс всех видов памяти музыканта, а именно:

1. Включение зрительных схем: всматриваясь в ноты, можно текст запомнить зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами.

2. Включение слуховых схем: вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух.

3.Включение моторных схем: «ввыгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить её моторно-двигательно.

4.Подключение логических схем: отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно основываться на запоминании логики развития гармонического плана.

5.Подключение аналитических схем: сравнивать отрывки, в которых есть что-то общее.

6. Подключение эмоционального плана: выразительность должна запоминаться так же тщательно, как и ноты.

Исходя из анализа вышеописанного, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития – регулярность.
Заинтересовав ребенка изучаемым произведением, мы создаем благоприятные условия для развития комплексной музыкальной памяти. Многочисленные опыты психологов свидетельствуют о том, что направленность на запоминание, воля выучить наизусть, способствует успеху дела.



Список источников:

1. Алексеев А.Л. Методика обучения игре на фортепиано.– М., Музыка, 1978-130 с.

2. Метнер Н.Повседневная работа пианиста и композитора.-М.: Музыка,2013-183с.

3. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка. 2009. – 185 с.

4.Петрушин В.И.Музыкальная психология.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.1997-178с.

5. Савшинский С.Пианист и его работа.- Л.: Советский композитор1961-271с. 6.ТепловБ.М.Психология музыкальных способностей. Академия наукРСФСР.1947-213с.

7.Щапов А.П.Форпепианная педагогика.-М.:Советская Россия,1960.156с.