СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работ по развитию слухового восприятия глухих школьников и усвоение глухими учащимися речевого материала предлагаемого на слух.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды работ по развитию слухового восприятия глухих школьников.

Просмотр содержимого документа
«Виды работ по развитию слухового восприятия глухих школьников и усвоение глухими учащимися речевого материала предлагаемого на слух.»

Виды работ по развитию слухового восприятия глухих школьников и усвоение глухими учащимися речевого материала предлагаемого на слух.

На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия используются различные виды работ.

На первом году обучения широко используется работа с табличками. На табличках написан весь речевой материал, предусмотренный программой: фразы, слова, словосочетания, тексты. Материал предлагается ученику слухо-зрительно. Постепенно, в ходе слуховой тренировки. Таблички убираются, и речевой материал предлагается только на слух.

Таблички в процессе слуховой тренировки используются следующим образом:

А) таблички с фразами (словами, словосочетаниями) раскладываются на столе, учитель за экраном произносит эти фразы, ученик должен их повторить;

Б) учитель произносит фразу (слово, словосочетание), не показывая табличек; если ученик после 2-3 повторений не может её воспроизвести, учитель показывает соответствующую табличку и снова повторяет фразу за экраном;

В) ученик выбирает одну из табличек и, не заглядывая в неё, передаёт учителю, который читает её за экраном; если после 2-3 повторений ученик не воспринял содержание таблички на слух, то оно предъявляется слухо-зрительно, а потом опять на слух.

Для закрепления умения учащихся различать или опознавать на слух отдельные слова, обозначающие предметы, можно использовать специальные игры. Например, «Верно - неверно», «Что я спрятала?», «Что у тебя?», «Чудесный мешочек».

Для закрепления пройденного материала проводятся тематические игры. Например, после усвоения тем «Класс», «Столовая» можно провести игру «Вова – дежурный». Для закрепления тем «Семья», «Здоровье» - игры «Девочка заболела», «У Наташи день рождения».

Распространённым видом работы является выполнение поручений. Поручение даётся на слух, но если после 2-3 повторений ученик не воспринял его, оно предлагается слухо-зрительно, а потом снова на слух. Например. Ученику на слух предлагается выполнить поручение «Возьми ручку». Ученик выполняет поручение и отчитывается о том, что выполнил: «Я взял ручку». Ребёнок не должен повторять за учителем текст поручения, а сразу выполнить поручение и отчитаться.

Для более чёткого восприятия на слух знакомого по звучанию речевого материала можно использовать такой вид работы, как угадывание предмета по его описанию. Учитель описывает предмет, а ученик должен угадать, что это.

Интересным видом работы является восприятие фразы на основе догадки. Услышав знакомый по звучанию материал, ученик определяет новое слово на слух, догадывается по ситуации. Например, ученику известны фраза «Возьми карандаш и бумагу» и слово «мальчик». После того, как ученик узнаёт её, учитель предлагает на слух фразу с новым словом, которое ученик определяет, используя слух и догадку. Например, предлагается фраза: «Мальчик рисует». Слово «рисует» незнакомое по звучанию, ребёнок должен определить его. Если после 3 повторений незнакомая фраза или слово не воспринимаются учеником, то они предъявляются слухо-зрительно.

Этот вид работы очень полезен для развития слуха. Дети напряженно вслушиваются в текст фразы и радуются, когда фраза услышана.

Большое внимание на индивидуальных занятиях мы уделяем работе с текстом. Вначале текст состоит из знакомого материала. Эта работа проводится так: текст предъявляется ученику сразу на слух 2 раза, после чего ученик должен воспроизвести то, что услышал. Точное восприятие всех слов в тексте не обязательно, ученик должен передать основное содержание текста. В случае затруднений текст предлагается для слухо-зрительного восприятия. Затем текст читается по фразам. Каждая фраза читается за экраном 2 раза. А в случае затруднений также предлагается для слухо-зрительного восприятия. Ученик точно должен повторить фразу и показать соответствующую картинку. Затем ещё раз предъявляется на слух весь текст целиком. Когда ученик научится распознавать данный текст на слух, ему предлагается ряд вопросов. Отвечая на них, ученик смотрит на картинку или на текст. Если после 2 повторений вопрос не понят, он предлагается слухо-зрительно. Постепенно мы вводим в текст отработанные слова, звуковой образ которых незнаком учащимся.

На занятиях по слуховому восприятию мы используем и такой вид работы, как слуховые диктанты. Сначала это небольшие по объёму диктанты, в основном состоящих из знакомых по звучанию фраз и слов. По мере изучения программного материала по различным темам фразы предлагаются сразу на слух. Порядок одинаковый: если после 2-3 повторений ученик не воспринял предлагаемый на слух материал, он даётся слухо-зрительно. Ученик пишет воспринятые фразы в тетрадь. Постепенно в диктант вводятся и незнакомые по звучанию слова.

Слуховые диктанты наиболее эффективно способствуют развитию слухового восприятия обучающихся, так как при их проведении дети приучаются сосредотачиваться, с вниманием вслушиваться в речевой материал.

Все используемые виды работ направлены на одну основную задачу – формирование устной речи обучающихся. В процессе работы учитель обязательно следит за правильным произношением ученика, слитностью речи, выделением ударного слога, автоматизацией звуков.

Развитие устной речи глухих детей — это одна из основных задач их социальной реабилитации. Нас интересует вопрос, как глухие обучающиеся усваивают речевой материал, ко­торый в процессе обучения предъявляется им на слух.

Тренировка в восприятии фраз на слух осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на уроках.

На занятиях используется звукоусиливаю­щая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты. Содержание занятий определяется программой по развитию слухового восприятия.

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях включает несколько этапов: повторение знакомых по зву­чанию слов и фраз, дифференциация на слух и слухо-зрительно знакомого и незнакомого речевого материала, восприятие на слух не знакомых по звучанию фраз и слов.

Мы остановимся на восприятии глухими обучающимися фраз на слух. Педагог, ведущий индивидуальные заня­тия, фиксирует результаты восприятия учениками всех фраз при первичном их предъявлении. Отмечается способ восприятия уче­ником каждой фразы (на слух или слухо-зрительно) и количество ее повторений. Кроме того, фиксируется ответ ученика.

Методика предъявления незнакомой по звучанию фразы.

Педагог за экраном произносит фразу. Ученик вос­производит то, что он услышал из этой фразы: слово, словосо­четание, слоги, звуки, количество слов, может быть, интонацию. Учитель обязательно оценивает реакцию ученика. Особое значение придается правильным ответам. Каждая фраза предъявляется на слух до пяти раз. После каждого предъявления ученик воспро­изводит то, что услышал. Если он не воспринимает фразу на слух и после пятого предъявления, то эта фраза предлагается ему для слухо-зрительного восприятия и повторяется дважды. Та же самая фраза предлагается ученику не только устно, но и дактильно, а в случае необходимости используется таблички.

Остано­вимся на некоторых видах работы, направленных на активизацию самостоятельной речи обучающихся.

Учитель и ученик на инди­видуальных занятиях находятся в роли собеседника. Налицо усло­вия для развития диалогической речи, и педагог должен исполь­зовать эти условия: организовать игровую ситуацию, побуждаю­щую ученика к спонтанной речи; требовать от него вариативности высказываний; стремиться к расширению словарного запаса уче­ника на основе подражания речи учителя. Таким образом, на­ряду с развитием слухового восприятия обучающихся осуществляется практическое усвоение языка. В условиях такого обучения перед детьми стоит сложная задача: надо услышать (воспринять) фра­зу, выполнить соответствующее действие, рассказать педагогу о том, что они сделали или собираются сделать. При этом педагог требует от учеников вариативности высказываний, например: «Один сантиметр содержит десять миллиметров»; «В сантиметре десять миллиметров» и т. д.

Такая система работы способствует развитию самостоятельной речи обучающихся.