СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды работ с одаренными детьми в условиях общеобразовательных школ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Просмотр содержимого документа
«Виды работ с одаренными детьми в условиях общеобразовательных школ.»

Виды работ с одаренными детьми в условиях общеобразовательных школ.


Таланты создать нельзя, но можно

создать культуру, то есть почву, на

которой растут и процветают таланты.
Нейг
ауз

Актуальность:

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.


Цель: создать условия для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время.


Задачи:

  • Создание системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.

  • Оказание социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества на уроках физики;

  • Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Ожидаемые результаты

- создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- повышение качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка методов, форм, технологии и программ

Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми? Посмотрим в толковый словарь. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Возрастное развитие школьников происходит путем последовательных переходов от одной его ступеньки к качественно другой. В процессе возрастного развития важно обнаружить те или иные способности ученика.

Эти качества, выявляющие способных учеников, являются возрастными и в какой-то мере временными. Их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема развития способностей. Способный ученик все схватывает «на лету», ему одинаково легко дается что математика, что литература. Способных детей много, одаренных же - единицы. Нельзя нам, педагогам, упускать раннее проявление одаренности. Нужно помнить, что одаренность ребенка не исчезает при переходе к новому возрасту. Одаренных подростков на фоне ярко выраженных черт их возраста отличают такие качества: самостоятельность, склонность к самообразованию, избирательность в знаниях.

Тем не менее надо помнить, что выражение «одаренные дети» весьма условно, потому что рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого результата, остаться нереализованными. А у других детей выдающиеся способности могут обнаружиться позднее. Пример тому Альберт Эйнштейн, который являлся ярким примером «антивундеркиндного» типа, так как начал поздно говорить, в школе был далеко не из лучших, считался «тугодумом». Поэтому от педагога и психолога требуется понимание одаренных учащихся, умение найти удачный индивидуальный подход к ним, который способствовал бы раскрытию дарований.

Анализ структуры физических и математических способностей дает возможность выделить их основные компонента: гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей, избирательность памяти на физические и математические формулы, высокий уровень и глубина анализа физического материала.

Одаренные дети легко обобщают методы решения, принципы подхода к решению задач, что позволяет им эффективно решать нестандартные физические задачи. Для таких детей характерно стремление к наиболее рациональным решениям задач, поиски наиболее ясного, кратчайшего и изящного пути к цели. Это своеобразная экономия мысли. При решении трудной задачи одаренными учениками, пробы часто являются не столько непосредственными попытками решить задачу, сколько средством всестороннего исследования, то есть извлечение из каждой новой пробы дополнительной информации. Одаренные дети активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся самостоятельно работать больше других эти дети настойчиво следуют поставленным перед ними целям. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации. Они хотят учиться и добиться настоящих успехов. Учеба доставляет им удовлетворение, и они приобретают знания, не воспринимая занятие как насилие над собой. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.

Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения. При этом организовывая деятельность на уроках для работы с одарёнными детьми предусматривается: а) реализация личностно - ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся ;г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Диагностика одаренности

Одаренность - сложное и многомерное явление. Именно поэтому ее невозможно определить какой-либо единственной методикой.

Диагностика одаренности должна носить комплексный и разносторонний характер, то есть основываться на использовании нескольких методов, которые направлены на выявление разных сторон одаренности. Не доверяйте тем "специалистам", кто вызывается провести диагностику одаренности одной единственной методикой (чаще всего тестом IQ).

Главная цель диагностики - обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка. Ваша задача - сотрудничество с психологом для совместного выявления и помощи развитию одаренных. Ваш важный вклад в выявление одаренных - первичная диагностика на основе разного рода наблюдений.

Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте и интуиции учителей, родителей и самих одаренных учащихся. Она дает важную информацию, которая, вместе с результатами психологической диагностики, является основой принимаемых решений по включению детей в специализированные обучающие программы. К методам первичной диагностики относятся: различные шкалы, опросники, самоопросники, информация о продуктах деятельности, наблюдения, проводимые по определенной схеме. В основу методов первичной диагностики положено широкое описание особенностей одаренных детей во всех сферах: эмоциональной, познавательной, поведенческой, мотивационной. Например, ниже приведенные вопросы, помогут учителю выделить возможных одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни и затем направить их на уточняющую диагностику к психологу.

  1. Задает много вопросов?

  2. Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?

  3. Обладает массой разнообразных сведений?

  4. Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?

  5. Необычно сильно огорчается при несправедливости?

  6. Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами?

  7. Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал?

  8. Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?

  9. Критикует идеи других?

  10. Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"?

  11. Скучает и часто ничем не занимается?

  12. Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?

  13. Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать?

  14. Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?

  15. Погружается в мечты?

  16. Схватывает очень легко?

  17. Любит решать загадки и проблемы?

  18. Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?

  19. Много говорит?

  20. Любит метафоры и абстрактные идеи?

  21. Нравится обсуждать проблемы?

Подобный вопросник может помочь учителям упорядочить свои впечатления и оценить определенные поведенческие проявления, характерные для одаренных учащихся.
Работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и, обязательно, с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и Вашей сильной стороной.

Выявление одаренности должно быть многогранно и охватывать всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и их родителей. Предлагаем использовать следующие методики: «Интеллектуальный портрет». Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Методика для родителей: «Карта одаренности». Эта методика создана автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая - диагностическая.

С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая - развивающая.

Утверждения, по которым Вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.





Формы работы с одаренными детьми в общеобразовательных

учреждениях на уроках физики

Формы работы во внеурочное время

Формы работы в урочное время

  1. Интеллектуальные игры (математическая биржа (прошло 4 игры)).

  2. Участие в олимпиадах.

  3. Предметные недели.

  4. Курсы по выбору (факультатив « Решение олимпиадных и нестандартных задач по физике)

  5. Метод мозгового штурма

  1. Элементы проблемно-развивающего обучения

  2. Информационно -коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (уроки – презентации)

  3. Элементы модульной технологии обучения

  4. Задания творческие и нестандартные (домашние экспериментальные работы )


Работа с одарёнными детьми на уроках физики

Проведя психолого-педагогическую диагностику обучающихся, я выделила пять основных принципов педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики:

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,

  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности,

  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения,

  4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,

  5. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для реализации указанных принципов при изучении физики я использую следующие идеи.

1.Идея опоры - роль опор при обучении физики могут играть обобщённые планы ответов о физическом понятии, законе, явлении, теории и др., таблицы, систематизирующие формулы, мнемонические правила, программированные задания, демонстрационные опыты, алгоритмы решения задач, планы изучения текста и др.Цель их использования -помочь ученику в овладении исходными знаниями и умениями, привитие изначально навыков учения. Важно акцентировать внимание школьников на этих опорах, показать их роль. Впоследствии дети сильные не только используют готовые опоры, но и стремятся к созданию своих новых опор, позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне.

2.Идея «от частного к общему» - практически на каждом учебном занятии по физике можно через единичное подводить учащихся к осознанию всеобщего: через процесс изучения отдельного физического явления - к пониманию познаваемости мира; через показ становления конкретных физических понятий ,законов, теорий- к методологическим знаниям общенаучного содержания; через биографию учёного — к раскрытию специфики работы физиков прошлого и настоящего; через решение конкретной задачи - к умению анализировать и решать не только разнообразные учебные, но и жизненные проблемы.

3.Идея использования диаметральных объектов - физика обладает богатым материалом для иллюстраций и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей.

4. Идея перспективы - её сущность заключается в систематической подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных к восприятию тем путём включения некоторых вопросов из них в текущий материал. Такой приём позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданности стимулирует умственную деятельность.

5.Идея погружения -реализовывается несколькими способами: проведение декад или недель физики, экскурсии, встречи с людьми различных профессий тем или иным образом связанных с физикой.

6. Идея интеграции учебных занятий - интеграция с предметами гуманитарного, математического, информационного цикла позволяет детям в полной мере раскрыть свои способности.

Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одарённых детей, их мышления и творческих способностей даёт специально организованная в школе внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность. Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. При организации такой работы широко применяется как на уроках, так и во внеурочной деятельности проектно-ориентированное обучение. Что это такое? Проектно-ориентированное обучение является технологией организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают собственные задачи, данная технология сопровождается самостоятельной деятельностью учащихся. Метод проектов позволяет учащимся ставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда. Я использую в своей работе компетентностно - ориентированный подход к обучению, в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся, превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности. Школьный курс предмета «физика» с использованием метода проектно - ориентированного обучения представляет мне возможность воспитывать выпускника, способного успешно само реализоваться в условиях динамичного развития социальных отношений общества, развития научно-технического прогресса и формировать следующие ключевые компетентности- готовность к решению проблем, физическую компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность. Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников, по моему мнению, является, интерактивное обучение и метод проектов (исследовательский, обучающий личностно-ориентированный и здоровье сберегающий. Еще одним из методов работы с одарёнными детьми является работа с использованием Информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность мышления, воображение. Умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску. В этом году в рамках информационно- коммуникативных технологий активно принимаем участие в игре математическая биржа. Нами уже с играно 4 игры, где дети показали не плохой результат. Это игра развивает интерес к изучению физики и вырабатывает способности у ребят не стандартно подходить к решению физических задач, мыслить логически и правильно распределять свое время.

Информационные технологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Возможность практической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступность всех групп учащихся к освоению программного материала по физике. Использование современных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многие физические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории на основе опытов. Такие сложные физические явления дети увидели в компьютерном исполнении. Такие технологии позволили: организовать аналитическую работу учащихся по выявлению физических особенностей. Изготовления физических приборов, проводить сравнение различных физических процессов, составлять различные физические карты при анализе физиопроцессов изготовления объекта, формировать у учащихся образную, зрительную, слуховую и эмоциональную память, воспитывать у учащихся эстетические, познавательные качества, формировать ключевые компетентности необходимые учащимся в не школьных стен. Целенаправленная организация работы с презентационным материалом на уроках физики позволяет наиболее полно использовать естественнонаучный потенциал данного предмета и компетентностно - ориентированный подход. Так же любой учитель физики, исходя из своих потенциальных возможностей учащихся, которых он обучает, составляет программу работы с олимпийским резервом. Данная моя работа заключается в том, чтобы правильно подобрать задачи, которые требуют от ребят не стандартного решения. Для работы с олимпийским резервом веду факультатив «Решение олимпиадных и нестандартных задач по физике».

Одаренных ребят не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. «Учение с увлечением» - вот залог успеха учебной деятельности с одаренными детьми. И для реализации данной задачи я в свой работе практикую такой вид деятельности как домашние практические работы. При выполнении таких работ, обучающиеся не только учатся применять теоретические знания, ставить перед собой задачу и формулировать цель эксперимента, но и самое главное они видят результат. Что еще раз им доказывает, физика это практическая наука. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение домашнего эксперимента ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своей работы формируют самоуважение.