СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды речевой деятельности (виды аудирования (слушания) и чтения) 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды речевой деятельности (виды аудирования (слушания) и чтения) 5 класс (новый ФГОС)»

Виды речевой деятельности. Виды аудирования и чтения.

Виды речевой деятельности. Виды аудирования и чтения.

ЦЕЛИ дать представление о 4 видах речевой деятельности объяснить структуру каждого из них

ЦЕЛИ

  • дать представление о 4 видах речевой деятельности
  • объяснить структуру каждого из них
Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией. Речь может быть устной, письменной и внутренней. В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке: говорение, слушание, чтение, письмо.
  • Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.
  • Речь может быть устной, письменной и внутренней.
  • В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке: говорение, слушание, чтение, письмо.
Каждый из четырех видов речевой деятельности включает в себя три части. Прежде всего говорящий или адресат речи должен понять: С какой целью он вступает в общение (зачем он это будет слушать, говорить и т.д.).  Восприятие и понимание заложенной в высказывание информации.  Это восприятие на основе полученной информации решения, чаще всего сопровождающееся последующим говорением или письмом.
  • Каждый из четырех видов речевой деятельности включает в себя три части. Прежде всего говорящий или адресат речи должен понять:
  • С какой целью он вступает в общение (зачем он это будет слушать, говорить и т.д.). 
  • Восприятие и понимание заложенной в высказывание информации. 
  • Это восприятие на основе полученной информации решения, чаще всего сопровождающееся последующим говорением или письмом.
По последним научным данным время, затрачиваемое на четыре вида речевой деятельности человека, распределяется следующим образом: аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 6%, письмо – 9%.

По последним научным данным время, затрачиваемое на четыре вида речевой деятельности человека, распределяется следующим образом: аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 6%, письмо – 9%.

ГОВОРЕНИЕ  Устной речи свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени. Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.  Ситуации использования говорения: разговор; лекция; выступление на собрании; пересказ текста учеником и т.д.

ГОВОРЕНИЕ

Устной речи свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени. Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Ситуации использования говорения:

  • разговор;
  • лекция;
  • выступление на собрании;
  • пересказ текста учеником и т.д.
СЛУШАНИЕ  Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.  Слушание используется во многих ситуациях: студенты или школьники слушают преподавателя; друг слушает рассуждения своего друга; люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.

СЛУШАНИЕ

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Слушание используется во многих ситуациях:

  • студенты или школьники слушают преподавателя;
  • друг слушает рассуждения своего друга;
  • люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.
ЧТЕНИЕ  Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения. Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы. Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.  Обычно выделяют три вида чтения: ознакомительное; поисковое; изучающее.

ЧТЕНИЕ

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения. Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы. Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

  • ознакомительное;
  • поисковое;
  • изучающее.
ПИСЬМО  Это процесс создания собственного письменного текста. Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного. Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности. Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.   Официально-деловой стиль:  заявление; акт приемки товара.   Публицистический стиль:  очерк; полемическая статья.  Стиль художественной литературы: Разговорный стиль: дружеское письмо; записка. поэма; сказ.  Научный стиль: диссертация; энциклопедическая статья.

ПИСЬМО

Это процесс создания собственного письменного текста. Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного. Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности. Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Официально-деловой стиль:

  • заявление;
  • акт приемки товара.

Публицистический стиль:

  • очерк;
  • полемическая статья.

Стиль художественной литературы:

Разговорный стиль:

  • дружеское письмо;
  • записка.
  • поэма;
  • сказ.

Научный стиль:

  • диссертация;
  • энциклопедическая статья.
Прослушайте рассказ К.Г. Паустовского и выполните задания Почему кот приводил в отчаяние постояльцев? он не давал спать своим воем он постоянно проказничал и портил вещи он обворовывал их каждую ночь

Прослушайте рассказ К.Г. Паустовского и выполните задания

  • Почему кот приводил в отчаяние постояльцев?
  • он не давал спать своим воем
  • он постоянно проказничал и портил вещи
  • он обворовывал их каждую ночь
2. Как прозвали кота? Бродяга Ворюга Бандит 3. Куда подевались черви для рыбалки? кот вырыл банку из земли расползлись их склевали куры

2. Как прозвали кота?

  • Бродяга
  • Ворюга
  • Бандит

3. Куда подевались черви для рыбалки?

  • кот вырыл банку из земли
  • расползлись
  • их склевали куры
4. Какую кражу кота назвали грабежом средь бела дня? кусок мяса из кухни десять жирных окуней из погреба кусок ливерной колбасы со стола 5. Откуда удалось вытащить кота? из чулана из норы из лаза под домом

4. Какую кражу кота назвали грабежом средь бела дня?

  • кусок мяса из кухни
  • десять жирных окуней из погреба
  • кусок ливерной колбасы со стола

5. Откуда удалось вытащить кота?

  • из чулана
  • из норы
  • из лаза под домом
6. Кто его поймал? бесстрашный и ловкий мальчик Лёнька сын хозяина дома Рувим серый с тёмными полосками, облезлый кот тощий, ярко-рыжий беспризорник 7. Как выглядел Ворюга? 8. Как решили перевоспитать кота? чёрный, жирный кот вздуть его за бандитские проделки выдрать накормить как следует

6. Кто его поймал?

  • бесстрашный и ловкий мальчик Лёнька
  • сын хозяина дома
  • Рувим
  • серый с тёмными полосками, облезлый кот
  • тощий, ярко-рыжий беспризорник

7. Как выглядел Ворюга?

8. Как решили перевоспитать кота?

  • чёрный, жирный кот
  • вздуть его за бандитские проделки
  • выдрать
  • накормить как следует
9. Как вёл себя довольный кот? сел на пороге и мылся долго фыркал и тёрся головой об пол растянулся у печки и мирно захрапел 10. Какой благородный поступок совершил кот? перестал воровать переловил мышей в погребе прогнал со стола наглых кур

9. Как вёл себя довольный кот?

  • сел на пороге и мылся
  • долго фыркал и тёрся головой об пол
  • растянулся у печки и мирно захрапел

10. Какой благородный поступок совершил кот?

  • перестал воровать
  • переловил мышей в погребе
  • прогнал со стола наглых кур
11. Как переименовали кота? Хозяин Милиционер Сторож 12. Как, по мнению автора, нужно воспитывать? строгостью добротой безразличием

11. Как переименовали кота?

  • Хозяин
  • Милиционер
  • Сторож

12. Как, по мнению автора, нужно воспитывать?

  • строгостью
  • добротой
  • безразличием
«5» – 14 – 13 баллов «4» – 12 – 11 баллов «3» – 10 – 8 баллов «2» – 7 баллов и ниже

«5» – 14 – 13 баллов

«4» – 12 – 11 баллов

«3» – 10 – 8 баллов

«2» – 7 баллов и ниже

ВИДЫ СЛУШАНИЯ (АУДИРОВАНИЯ) Аудирование (слушание) — это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования (слушания) — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.

ВИДЫ СЛУШАНИЯ (АУДИРОВАНИЯ)

Аудирование (слушание) — это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Основная цель аудирования (слушания) — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.

СЛУШАНИЕ Выборочное Ознакомительное Детальное

СЛУШАНИЕ

  • Выборочное
  • Ознакомительное
  • Детальное
Выборочное аудирование  — выделение в речевом потоке необходимой или интересующей информации. Это могут быть конкретные данные (даты, числа, собственные имена, географические названия и т.п.) или же более развёрнутые сведения в виде аргументов, примеров, деталей, оценочных суждений.  Ненужная информация при этом игнорируется.

Выборочное аудирование  — выделение в речевом потоке необходимой или интересующей информации. Это могут быть конкретные данные (даты, числа, собственные имена, географические названия и т.п.) или же более развёрнутые сведения в виде аргументов, примеров, деталей, оценочных суждений. Ненужная информация при этом игнорируется.

Ознакомительное аудирование  — извлечение основной информации текста. Он прослушивается для того, чтобы выделить и закрепить в памяти наиболее важные сведения аудиотекста, определить его тему, основную мысль и отделить существенную информацию от несущественной.

Ознакомительное аудирование  — извлечение основной информации текста. Он прослушивается для того, чтобы выделить и закрепить в памяти наиболее важные сведения аудиотекста, определить его тему, основную мысль и отделить существенную информацию от несущественной.

Детальное аудирование  — это полное, точное понимание звучащей речи, запоминание и осмысление основных и второстепенных фактов, содержащихся в ней. При детальном аудировании предполагается способность слушающего воспроизвести исходный аудиотекст в виде устного пересказа или письменного изложения. При этом передложение содержания может быть подробным или сжатым, полным или выборочным.

Детальное аудирование  — это полное, точное понимание звучащей речи, запоминание и осмысление основных и второстепенных фактов, содержащихся в ней. При детальном аудировании предполагается способность слушающего воспроизвести исходный аудиотекст в виде устного пересказа или письменного изложения. При этом передложение содержания может быть подробным или сжатым, полным или выборочным.

Успешному слушанию способствует: богатый словарный запас слушающего; зрительная наглядность, сопровождающая звучащий текст: схемы, таблицы, картинки, список ключевых слов, план; концентрация на говорящем: внимание к его голосу, мимике, жестам, интонации, позе и т.д.; некритичное слушание: восприятие сообщения как оно есть до его окончания, без критики, перебивания, спора.

Успешному слушанию способствует:

  • богатый словарный запас слушающего;
  • зрительная наглядность, сопровождающая звучащий текст: схемы, таблицы, картинки, список ключевых слов, план;
  • концентрация на говорящем: внимание к его голосу, мимике, жестам, интонации, позе и т.д.;
  • некритичное слушание: восприятие сообщения как оно есть до его окончания, без критики, перебивания, спора.
ЧТЕНИЕ Изучающее Ознакомительное Просмотровое Поисковое

ЧТЕНИЕ

  • Изучающее
  • Ознакомительное
  • Просмотровое
  • Поисковое
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ Это детальное чтение , которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующем информации, полученной из текста.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Это детальное чтение , которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующем информации, полученной из текста.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Внимание уделяется только главной информации , второстепенные детали менее значимы. Это чтение без выписок, для удовольствия.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

  • Внимание уделяется только главной информации , второстепенные детали менее значимы. Это чтение без выписок, для удовольствия.
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ Мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/неинтересное, ценное/ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.

ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ

Мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/неинтересное, ценное/ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ Это чтение, при котором человек ищет определенную информацию в указанном тексте.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Это чтение, при котором человек ищет определенную информацию в указанном тексте.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Какие выделяют виды речевой деятельности? Что характерно для устной речи? Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Что характерно для письменной речи? Письменной – продуманность и стилистическое единство. Какие виды слушания существуют? Какие виды чтения существуют?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Какие выделяют виды речевой деятельности?
  • Что характерно для устной речи?

Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

  • Что характерно для письменной речи?

Письменной – продуманность и стилистическое единство.

  • Какие виды слушания существуют?
  • Какие виды чтения существуют?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Спишите, вставьте буквы, раскрывая скобки, и напишите проверочные слова.  Сыплет осе…ий до(ж/ш)(т/д)ь. (До)листика вым..кли кусты и д..рев..я. Лес пр..тих и (в)дру(г/к) л..сную т..ш..ну нарушает борм..тание тетерева. Певчий дро(ст/зд) (от)кликнулся – пр..св..стел свою песню. З(а/о)тенькала пеноч?ка. И на (о/а)пушке, и (в)глуб..не леса п..слышались птич?и г..л..са. Это прощ..льные песни птиц.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Спишите, вставьте буквы, раскрывая скобки, и напишите проверочные слова.

Сыплет осе…ий до(ж/ш)(т/д)ь. (До)листика вым..кли кусты и д..рев..я. Лес пр..тих и (в)дру(г/к) л..сную т..ш..ну нарушает борм..тание тетерева. Певчий дро(ст/зд) (от)кликнулся – пр..св..стел свою песню. З(а/о)тенькала пеноч?ка. И на (о/а)пушке, и (в)глуб..не леса п..слышались птич?и г..л..са. Это прощ..льные песни птиц.