СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды сенсорных игр с детьми аутистами.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорные игры для детей с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Виды сенсорных игр с детьми аутистами.»

иды сенсорных игр

 

игры с красками          

 - цветная вода

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем ко­личество стаканов может быть любым). Расставьте ста­каны в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный,желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Ком­ментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.

В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем — «заказы­вая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно. После первой демонстрации ребенок играет в «Цветную воду» не только на занятии с психологом или педагогом, но может затеять игру в любой момент, когда захочет. В этом случае на помощь приходит кто-нибудь из близких. Если же по­зволяет уровень развития бытовых навыков ребенка, он вполне может действовать самостоятельно.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры — организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструк­цию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где наша бугылка? Вот она, нальем в нее водичку — ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль —течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо» и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

 

- СМЕШИВАЕМ КРАСКИ

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо ра­створите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красно­го и синего —фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с во­дой), и положите на клеенку, пригладив влажной губ­кой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточ­кой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

 

- КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в моло­ко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе…

Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете — посчитайте стаканы с на­питками, чтобы они соответствовали количеству «гос­тей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Возня с водой, переливание и брызгание особенно лю­бимы детьми. Такие игры можно затевать не только ку­паясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги...

Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно  посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру тера­певтическую.

Предлагаем следующие варианты игр с водой.

- ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, подо­двиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутыл­ки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных разме­ров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

 

- ОТКРЫВАЙ! — ЗАКРЫВАЙ!

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «За­крыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Ска­жи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обраще­ния), открывай!" Вот, открыла — снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

 

- ФОНТАН

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился — ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

 

- БАССЕЙН

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать — вот так. Поплыли!»              

 

- ОЗЕРО                                                

Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро — много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки —маленькие утята. "Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.

 

- МОРЕ

На следующем занятии этот же таз с водой может пре­вратиться в «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использо­вать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик — давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим ко­раблик и можно плыть дальше» и т.д.

 

- КУПАНИЕ КУКОЛ

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплойводички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.

 

- МЫТЬЕ ПОСУДЫ

Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую — тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!»

 

игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузы­рей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются — это требу­ет сноровки и определенного уровня развития дыхания.

Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном на­правлении. Предлагаем такие игры:

«Снег пошел» — дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

«Плыви, кораблик!» — дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

«Вертушка» — дуть на игрушку-вертушку.   

«Катись, шарик!» — дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.

«Бульки» — дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.

Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

 

- мыльные пузыри

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки — для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разо­брать гелевую ручку и использовать ее корпус — прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).

 

- ПЕННЫЙ ЗАМОК

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начи­найте дуть — с громким бульканьем на глазах у робенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке.

 

игры со свечами

Приготовьте набор свечей — обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинноготорта.

 

- ПОДУЕМ НА ОГОНЕК                                        

Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит — как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться — тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, ка­кой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попро­сит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

 

- ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ

Оставьте маме «задание на дом»: когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь све­чу и походить с ней по дому, освещая путь.

 

- РИСУЕМ ДЫМОМ

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: «Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.



- ПРАЗДНИК НА ВОДЕ

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей — в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бли­ками, зрелище. Для устойчивости можно поставить све­чи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

 

- ХОЛОДНО  —  ГОРЯЧО

Наполните столовую ложку водой и подержите над пла­менем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холод­ная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя — горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».

 

- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Приготовьте зефир в шоколаде либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «День рождения Мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торже­ственно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.

 

игры со светом и тенями

 

- СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, пой­майте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внима­ние малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогданеспеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре — предложите поймать убегающего «зачика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Пойматю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

 

-ТЕНИ НА СТЕНЕ                                        

Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. В случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.

 

- ТЕАТР ТЕНЕЙ                                         

Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.      

 

-ФОНАРИК                                                                                           

Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.

 

-ТЕМНО  —СВЕТЛО

При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.                           

 

-КИТАЙСКИЙ ФОНАРИК

Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, вы получите «китайский фонарик», который озарит все вокруг загадочным светом.

 


игры со льдом

 

- ЛЬДИНКИ

Пусть мама заранее приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозиль­ную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребен­ком выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водич­ка замерзла — стала холодная и твердая». Погрейте ку­сок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем в ладошке. Смотри, водич­какапает—  это лед тает и снова превращается в воду».

 

 

-ТАЕТ ЛЬДИНКА

Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, до­бавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает; «Ах, какой холодненький сок!»

 

-РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД

Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.

 

-ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ

Замораживайте воду не только в специальных формоч­ках. Используйте также пластиковые стаканчики, фор­мочки из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор — выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фо­не). Сложите изо льда ледяную пирамидку или домик.

 

-СОСУЛЬКИ

Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на за­леденевшие лужи, сосульки и т.д.

 

игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фа­соль, рис. Занятие проводится на кухне.

 

- прячем ручки

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предло­жите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.                                            

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

 

-ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

 

-ДОЖДЬ, ГРАД                                              

Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к та­кому развитию событий — позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем» или «градом», и с этого момент сенсорная игра переходит в терапевтическую (см. с. 51).

По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шей­ку или голую спинку ребенка, если он позволит.

В завершение такой игры организуйте уборку.

 

- покормим птичек

В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек — это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Ку­шайте, птички, зернышки!»

-ВКУСНАЯ КАШКА

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для ку­клы, а затем покормите ее.

Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помеши­вает кашу ложкой.

Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол — например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».

 

-РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. За­тем попросите ребенка разделить горох и фасоль и раз­ложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошин­ки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

 

игры с пластичными материалами

(пластилином, тестом, глиной)

Заранее оговорим, что использование некоторых мате­риалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвыр­нуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластили­ном, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый неароматизированный пластилин естествстшых цветов, достаточно мягкий, но не липну­щий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.

Для работы с пластичными материалами следует обу­чить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пласти­лина и предложите ребенку подержать его в руках, по­мять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких ку­сочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем — глину. Обра­тите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.

Надавливаем и размазываем. Научите ребенка на­давливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в ре­зультате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы по­лучаем пластилиновую линию.

Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Пока­жите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колба­сок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или боль­шим и средним), если кусок пластилина маленький. По­началу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробо­вать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка.

— Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.

После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.

                                                                 

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», отщипните от бруска красно­го пластилина небольшие кусочки и прилепите их — получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появитсяжелтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина —получился «салют». А если к кар­тонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».

 

-ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цве­та —получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем «кол­басу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».

 

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и органи­зовать «День рождения».

Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попро­буйте организовать с ним лепку «пирожков».

- огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно ис­пользовать крупы — так, горох станет «репкой», а крас­ная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика пре­вратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчи­ки»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке — «цветочки» из мозаики.

 

игры со звуками

- ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Об­ращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скри­пу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

 

-ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: посту­чите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите кос­тяшками пальцев по стеклу.

 

- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коро­бочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потря­сите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звуча­нию, — пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

 


- свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие иг­рушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

 

-МУЗЫКАНТЫ

Приобретите для ребенка детские музыкальные инстру­менты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармош­ку, пианино.

Когда ребенок научится различать на слухих звуча­ние, правильно играть на них, используйте его умения всюжетных играх—«У мишки день рождения. Давайсыграем для негона пианино», когда поем песенку про Антошку — играем на гармошке и т.д.

 

- ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.  

 

игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.                                

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

хлопки в ладоши;

топанье ножками;                         

прыжки в определенном ритме;

танцы;

проговаривание текстов стихотворений;

пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:        

— Сопровождение текста движениями;         

— Воспроизведоиие сюжета с помощью игрушек;

— Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).                                       

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.

Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуж­дает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и прогова­ривать стишки самостоятельно, по собственному жела­нию. Но если внимательно вслушаться в самостоятель­ное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая рече­вая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки исполь­зовать активную речь.

Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной кар­тинки или игрушки, то текст песенки или стиха связы­вается у ребенка с определенным образом — предметом или изображением. В результате ребенок, увидев гар­мошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гу­сей, начинает напевать песенку про веселых гусей.

Рекомендуем начинать занятия со следующих тек­стов: песенки — «Антошка», «Песенка львенка и черепа­хи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения-потешки — «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.