СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды связи слов в словосочетании ( урок русского языка по формированию читательской грамотности)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Виды связи в словосочетании (урок русского языка по формированию читательской грамотности). Место урока в теме и в программе по предмету: данный урок второй, изучаемый по теме «Словосочетание», всего запланировано уроков по теме 4. На предыдущем уроке обучающиеся актуализировали знания о словосочетании,  изучили три общих типа словосочетаний  по морфологическим свойствам главного слова. Научились составлять схемы словосочетаний; подбирать словосочетания, соответствующие  схемам.

Главный содержательный вопрос урока:

Какими тремя основными способами подчинительной связи связываются слова в словосочетании?

Просмотр содержимого документа
«Виды связи слов в словосочетании ( урок русского языка по формированию читательской грамотности)»

1.ФИО автора: Сибилёва Ольга Михайловна

2.Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сотниковская средняя общеобразовательная школа», Канский район

3.Должность: учитель русского языка и литературы

4.Класс: 8

5.Предмет: Русский язык

6.Используемый УМК: авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, и другие.

7.Тема урока: Виды связи в словосочетании (урок русского языка по формированию читательской грамотности)

8.Место урока в теме и в программе по предмету: данный урок второй, изучаемый по теме «Словосочетание», всего запланировано уроков по теме 4. На предыдущем уроке обучающиеся актуализировали знания о словосочетании, изучили три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Научились составлять схемы словосочетаний; подбирать словосочетания, соответствующие схемам.

Главный содержательный вопрос урока:

Какими тремя основными способами подчинительной связи связываются слова в словосочетании?


9.Цель (прописанная через результат)

К концу урока каждый ученик будет:

1.Знать:

- три основные вида подчинительной связи слов в словосочетании;

- структуру каждого вида подчинительной связи слов в словосочетании.

2.Уметь (сможет продемонстрировать):

- преобразовать текст в схему (кластер);

- различать виды подчинительной связи слов в словосочетании;

- извлекать необходимую информацию из сплошного текста;

- использование информации из теста для решения практической задачи;

- находить в предложенном тесте словосочетания с различными видами подчинительной связи.

10.Инструменты и критерии оценки достижения запланированных результатов: выполнение заданий № 1-3,6 из дидактических материалов, Лист самооценки, Лист самооценки работы в паре.


11.Описание урока:

Действия учителя

Действия /предполагаемые ответы обучающихся

Отведенное время

1

Оргмомент

Учитель приветствует обучающихся, концентрирует внимание ребят на учебной деятельности, создает ситуацию успеха каждого ребенка

Приветствуют учителя, настраиваются на плодотворную учебную деятельность


1 мин.

2

Актуализация знаний о словосочетании

Письменный опрос.

Ребята, у кого получилось шесть плюсов? У кого получилось меньше?

Учитель делает вывод, как справились обучающиеся с заданием.

Самостоятельная работа - обучающиеся отвечают на вопросы, обобщая теоретические сведения по теме «Словосочетание» через прием «Да-Нет». Работа с таблицей (Дидактический материал № 1). Самопроверка.

3 мин.

3

Создание проблемной ситуации

«Подводящий диалог»

Учитель обращает внимание ребят на экран, где записаны словосочетания (Фабричная стена, отказаться от поездки, говорил медленно). Учащиеся отвечают на вопросы: Чем похожи и чем различаются данные пары слов? Как соединяются слова друг с другом? Можно назвать это соединение произвольным? Равноправны ли эти словосочетания? Значит ли, что словосочетания строятся по определенным правилам? Существуют виды связи в словосочетании?


Обучающиеся формулируют проблему, выдвигают гипотезы и обосновывают их.


Примерные ответы:

Словосочетания на экране разные, одни полностью согласуются, в других изменяется только одно слово, третьи не меняются совсем.

Да, словосочетания строятся по определенным правилам. Да, существуют определенные виды связи.

5 мин.

4

Поиск решения проблемы и целеполагание

Сейчас мы узнаем, какие виды связи в словосочетаниях существуют.

Задание: прочитайте учебный текст №1, составьте кластер.

После сформулируйте тему и цели урока, постройте устное высказывание. Примеры в кластер запишите с доски.


Описание учебной задачи: обучающиеся выполняют задание составить кластер по теме «Виды связи в словосочетании» (используется Учебный текст №1), составляют кластер в тетрадях.

Формулируют тему и цели урока. Тема: виды связи в словосочетании. Отвечают на вопрос: Как связываются слова в словосочетании при каждом виде связи? Проверяют по кластеру-эталону (Дидактический материал №2)

9-10 мин.

5

Усвоение новых знаний и способов действий


Учитель дает тренировочные задания для усвоения способов действий по определению видов связи в словосочетании.


1.Индивидуально, самостоятельно выполняете упражнение № 91 (с.46 учебник).






2.Работаете в парах. Выполняете практическое задание по карточкам №1 и № 2 (дидактический материал № 3).








3.Работаете в парах – с текстом (Учебный текст № 2), прочитайте, ответьте на вопросы и выполните задания.












1.Индивидуально, самостоятельно выполняют упражнение № 91 (с.46 учебник). Выполняют самопроверку, делают пометки в листе самооценки. Проверка учителем фронтально.


2.Работают в парах. Выполнение практического задания по карточкам (дидактический материал № 3). Обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Заполняют лист самооценки работы в паре №1 Часть I.(дидактический материал № 4).


3.Работа в парах – обучающиеся работают с текстом (Учебный текст № 2), отвечают на вопросы заданий, выписывают примеры словосочетаний, соответствующих трем видам связи. Проводят взаимопроверку, вносят поправки в свои действия и действия одноклассников. Делают отметки в листе самооценки работы в паре во Части II. (Дидактический материал №4) Формулируют вывод, насколько успешно они выполнили задание.




18-20 мин.

6

Рефлексия, подведение итогов

Ребята, давайте подведем итоги урока, достигли мы целей урока?

Какими тремя основными способами подчинительной связи связываются слова в словосочетании?



Учащиеся называют три основных вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Формулируют конечный результат своей работы, высказывают, что получилось хорошо, в чем возникли трудности.

Заполняют Лист самооценки № 2» (Дидактический материал № 5), в котором каждый индивидуально отмечает свое участие в работе и понимание новой темы. Если учащийся справился с работой, ставит + в столбик «Умею». Если учащийся сомневается, то выбирает средний столбик «Умею, но допускаю ошибку» и ставите туда +, если совсем не понял тему, ставит + в последний столбик «Не умею».

2. Обучающиеся составляют синквейн по теме в парах. Зачитывают свои синквейны (Дидактический материал № 6)


3-5 мин.

7

Домашнее задание.

Повторить виды связи по составленному кластеру в тетради.

Выполнить упражнение № 90, 95


Обучающиеся записывают домашнее задание

2-3 мин.




Организационно-педагогические условия и описание хода урока

Ход урока, его этапы, задания обучающимся

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний о словосочетании.

Самостоятельная работа - обучающиеся отвечают на вопросы, обобщая теоретические сведения по теме «Словосочетание» через прием «Да-Нет». Работа с таблицей (Дидактический материал № 1). Самопроверка. Делается вывод, как справились обучающиеся с заданием.

Формируемые читательские умения: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями.


III. Создание проблемной ситуации

«Подводящий диалог»

Учитель обращает внимание ребят на доску, где записаны словосочетания (Фабричная стена, отказаться от поездки, говорил медленно). Учащиеся отвечают на вопросы: Чем похожи и чем различаются данные пары слов? Как соединяются слова друг с другом? Можно назвать это соединение произвольным? Равноправны ли эти словосочетания? Значит ли, что словосочетания строятся по определенным правилам? Существуют виды связи в словосочетании? Обучающиеся формулируют проблему, выдвигают гипотезы и обосновывают их.

IV. Поиск решения проблемы и целеполагание

Описание учебной задачи: обучающиеся выполняют задание составить кластер по теме «Виды связи в словосочетании» (используется Учебный текст №1), составляют кластер в тетрадях. Отвечают на вопрос: Как связываются слова в словосочетании при каждом виде связи? Называют тему урока, формулируют цели, строят устное высказывание. Примеры в кластер записывают с доски. Проверяют по кластеру-эталону (Дидактический материал №2)

Формируемые читательские умения: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте теста; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому на учебном занятии.


V. Усвоение новых знаний и способов действий

1.Индивидуально, самостоятельно выполняют упражнение № 91 (с.46 учебник). Выполняют самопроверку, делают пометки в листе самооценки. Проверка учителем фронтально.


2.Работают в парах. Выполнение практического задания по карточкам (дидактический материал № 3). Обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Заполняют лист самооценки работы в паре №1 Часть I.(дидактический материал № 4).


3.Работа в парах – обучающиеся работают с текстом (Учебный текст № 2), отвечают на вопросы заданий, выписывают примеры словосочетаний, соответствующих трем видам связи. Проводят взаимопроверку, вносят поправки в свои действия и действия одноклассников. Делают отметки в листе самооценки работы в паре во Части II. (Дидактический материал №4) Формулируют вывод, насколько успешно они выполнили задание.

Формируемые читательские умения: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста), находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах теста; делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста; использование информации из текста для решения поставленной практической задачи.


VI. Рефлексия, подведение итогов.

1. Обучающиеся заполняют Лист самооценки № 2» (Дидактический материал № 5), в котором каждый индивидуально отмечает свое участие в работе и понимание новой темы. Если учащийся справился с работой, ставит + в столбик «Умею». Если учащийся сомневается, то выбирает средний столбик «Умею, но допускаю ошибку» и ставите туда +, если совсем не понял тему, ставит + в последний столбик «Не умею».

2. Обучающиеся составляют синквейн по теме в парах. Зачитывают свои синквейны (Дидактический материал № 6)

VII. Домашнее задание.

Повторить виды связи по составленному кластеру в тетради.

Выполнить упражнение № 90, 9






Учебный текст № 1


В словосочетании слова согласовываются темя главными способами подчинительной связи: согласование, управлением и примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с грамматическими признаками прилагательного. Например: липовая аллея, эта аллея, опустевшая аллея, вторая аллея.

При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Сравните: этой опустевшей липовой алли, этим опустевшим липовым аллеям и т.д.

Управление - такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Например: встретить друга (В.п.), вас (В.п.) знакомого (В.п.). Главное слово в словосочетании определяет, в каком падеже должно употребляться зависимое слово: писать (что?) сочинение, участвовать (в чем?) в соревновании, надеяться (на что?) на победу.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Сравните: встретил друга, встретишь друга, встретив друга, встретивший друга.

Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, притяжательное местоимение его, ее, их. Например: очень любить, совсем простой, почти незаметно, уехал учиться, говорил улыбаясь, его книга. При примыкании слова связываются по смыслу.
















Учебный текст № 2.

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания 2-3


(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почетными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.

(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень - вертлюг. (10) Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съемные крышечки.


Задание 2. Ответьте устно на вопросы:

- Определите основную тему текста.

- Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?

Задание 3. Выпишите по 2-3 примера словосочетаний, соответствующих видам связи: согласование, управление и примыкание. Выполните их разбор.






12.Перечень дидактических материалов:

Дидактический материал № 1.


Вопрос

Да +

Нет -

1

Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически?




2

Словосочетание – это коммуникативная единица?




3

Словосочетание – это единица синтаксиса?




4

Словосочетания бывают только глагольные?




5

Словосочетания - это сочетание двух самостоятельных слов?




6

Грамматическая основа предложения может являться словосочетанием





Дидактический материал № 2.


Кластер-эталон



Виды связи в словосочетании







Согласование


Управление

Примыкание

Главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже.

Главное слово определяет, в каком падеже должно употребляться зависимое

Главное и зависимое слово связываются по смыслу

Фабричная стена

Стеклянная ваза


Отказаться от поездки

Участвовать в конкурсе

Говорил медленно

Уехал учиться





Дидактический материал № 3.


Карточка № 1

  1. Задание: укажите главные и зависимые слова в словосочетаниях, определите способ связи:

  1. Отлич(?)ные успехи;

  2. Доби(т,ть)ся успехов;

  3. Стремление доби(т,ть)ся;


  1. Замени согласование управлением:

  1. Каме(нн,н)ый дом;

  2. Отцовская шапка.



Карточка № 2

I. Задание: укажите главные и зависимые слова в словосочетаниях, определите способ связи:

1.Досроч()но закон()чить;

2.Стреми(т,ть)ся к цели;

3.Высокая цель;


    1. Замени согласование управлением:

1.Деревя(нн,н)ый дом;

2.Мамина сумка









Дидактический материал № 4.

Лист № 1 «Самооценка работы в паре»

____________________________(ФИ, выполнявшего работу)

Карточка № 1, 2

Часть I.

Задание №1

Слово-

сочетание 1

Да/

нет

Слово-сочетание 2

Да/

нет

Слово-

Сочетание 3

Да/

нет

1.Определено правильно главное

слово


1.Определено правильно главное

слово


1.Определено правильно главное

слово


2.Определены правильно части речи, которыми выражены главное и зависимое слово


2.Определены правильно части речи, которыми выражены главное и зависимое слово


2.Определены правильно части речи, которыми выражены главное и зависимое слово


3.Определен верно вид связи


3.Определен верно вид связи


3.Определен верно вид связи


Задание №2

Словосочетание 1

Да/нет

Словосочетание 2

Да/ нет

1.Правильно заменен вид связи словосочетание


1.Правильно заменен вид связи словосочетание


Часть II.

Задание №3

Да/нет

Правильно определены и выписаны словосочетания со связью «Согласование»


Правильно определены и выписаны словосочетания со связью «Управление»


Правильно определены и выписаны словосочетания со связью «Примыкание»






Дидактический материал №5.

Лист № 2 «Самооценка»

___________________________________(ФИ учащегося)

Знания/ Умения

Знаю/Умею

Знаю/Умею, но допускаю ошибку

Не знаю/ не умею

1.Дать определение словосочетанию и назвать его признаки

+



2.Находить главное и зависимое слова в словосочетании

+



3.Определять тип связи согласование

+



4.Определять тип связи управление


+


5.Определять тип связи примыкание


+


6.Заменять словосочетания со связью согласование в синонимичное со связью управление

+






Дидактический материал № 6.


Пример синквейна:



    1. Словосочетание.

    2. Главное и зависимое.

    3. Согласуется, управляет, примыкает.

    4. Изучается в разделе «Синтаксис»

    5. Слова



13.Оснащение урока: проектор, экран, персональный компьютер, раздаточный дидактический материал для учащихся (на каждого обучающегося по одному экземпляру Учебных текстов, карточек, листов самооценки); учебник Русский язык, 8 класс: для общеобразоват. организаций (С.Г.Бархударов и др.).- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2020 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!