29.08.2017г
Дискуссионная площадка РМО учителей русского языка и литературы по теме «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»
Выступление по вопросу «Ведущая роль русского языка и литературы в процессах воспитания личности гражданина России, развития ее нравственных качеств и творческих способностей»
учителя русского языка и литературы Алексеевского филиала МКОУ «Коровяковская средняя общеобразовательная школа» Курочкиной Евгении Александровны.
Современная школа является основным институтом обучения и воспитания человека. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации и социокультурной модернизации российского общества. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Здесь он познаёт науки, укрепляется в нравственности, обогащается духовно, и в его сознании укореняется наша отечественная культура. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее процесс социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Президент РФ В. В. Путин говорил: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке»
Безусловно, в процессах воспитания личности гражданина России, развития ее нравственных качеств и творческих способностей ведущая роль принадлежит урокам русского языка и литературы. Эти учебные предметы - одни из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, обладают огромным воспитательным потенциалом, дают учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учеников, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры.
Родной язык, как говорил Л. С. Выготский, является «самым важным орудием нашей мысли». Именно язык является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим любого народа. Язык позволяет сохранить традиции, культуру народа, его нравственные ценности, духовность.
Преподавая русский язык и литературу, я обращаю особое внимание на те задачи духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, которые определены в стандартах нового поколения, а именно: формирование у школьников личностной, семейной и социальной культуры. Учить открыто выражать мнение, отстаивать позицию, формировать способность к самостоятельным поступкам и ответственность за их результаты, трудолюбие и другие качества. Осознанное принятие школьниками традиций, духовной жизни села, района наполняется конкретным восприятием, формируются понятия «Родная земля», «Малая Родина». Школьники включаются в самостоятельный поиск необходимой информации о родном крае, составляют презентации в форме эссе, пишут мини-сочинения. Такие задания обогащают словарный состав обучающихся, развивают умение грамотно использовать слово в различных стилях речи, привлекают внимание к окружающему миру, дают возможность увидеть красоту родного края – их малой родины.
Незаменимую роль в воспитании личности гражданина России, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, патриотических чувств школьников играет подбор текстов для подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку, особенно – написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. По текстам из банка заданий ФИПИ можно определить группу слов, которые включаются в экзаменационные задания, с которыми мы работаем на уроках русского языка при подготовке к экзамену: дружба, красота, любовь, милосердие, добро, сострадание, война, неблагодарность, человечность, культура, предательство, нравственность и др. Девятиклассники дают определения этих понятий, комментируют, приводят аргументы из прочитанного текста, из жизненного опыта. Очень важно то, что изучаемый материал связываем с повседневной жизнью обучающихся, опираемся на их личный опыт и наблюдения. Таким образом, язык выступает как средство эффективного приобщения школьников к материальной и духовной культуре русского народа.
Среди приоритетных целей изучения предмета «Литература» в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования являются: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Восприятие школьником литературного произведения – это сложный творческий процесс. Задача учителя – пробудить в учениках желание нравственного самоусовершенствования. Материал художественного произведения на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирование нравственных ценностей.
Усвоение нравственных основ, повышение и поддержание интереса к художественной литературе у обучающихся зависит от качества и разнообразия форм работы на уроке. Для решения поставленных задач используются вопросы и задания, ориентированные на нравственный поиск:
1. Методы теоретического анализа: аналитический подход к художественному произведению требует доказательности, позволяет рассматривать и оценивать явление с различных точек зрения, требует анализа любого факта.
2. Диагностические методы: формой рефлексии уровня нравственного воспитания может стать анкетирование, которое проводится с целью достигнуть единства между учителем и обучающимися по вопросу о путях нравственного воспитания. Примерное содержание анкеты:
1. Как вы относитесь к изучению художественных произведений в школе?
Нравятся ли вам уроки литературы? Что бы вы изменили в их проведении?
2. О каком писателе вы знаете достаточно много, включая дополнительный материал?
3. Назовите ваших любимых писателей и ваши любимые книги.
4. Какое произведение оставило глубокий след в вашей памяти?
5. Чему вас научила литература?
6. Какому литературному герою вам хочется подражать? Почему?
Другой тип вопросов требует решения проблем, которые поставлены перед литературными героями. Как решили бы их ученики, если бы находились в тех условиях. Например:
- Как бы вы поступили, если бы оказались…на месте Герасима? (И.С.Тургенев «Муму»).
- Как бы прошел ваш день, если бы вы оказались на месте Васи? (В.Короленко «Дети подземелья»)
- Как бы вы поступили, если бы оказались…на месте А. Соколова? (М.А.Шолохов «Судьба человека»).
Осмысление художественного произведения и свое отношение к литературным героям обучающиеся могут выразить в форме сочинения. Например, по произведению Л. Андреева «Кусака» я предлагаю детям письменно ответить на вопрос «Может ли человек, жестоко относящийся к животным, быть добрым к людям? Что бы вам хотелось изменить в рассказе?»
Особое место в обосновании отношения обучающихся к герою начинают занимать его переживания и мысли. Богатство чувств, сложность внутреннего мира все чаще понимаются подростками как положительные стороны в облике героя. Герой нравится не только за то, что он был смелым, мужественным и т.п., но и за то, что он проявляет благородство и заботу о других, думает не о своем благополучии, а о том, чтобы было хорошо окружающим его людям. Доброта и отзывчивость определяют положительное отношение к литературному персонажу. На эмоциональное отношение определенное влияние оказывает собственный опыт переживания. После изучения рассказов А. П. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок» ученики подбирают материал к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Рассказ Платонова «Юшка»: Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять. Юшка отзывается на злобу детей – добротой, пониманием. Он обладает состраданием: бескорыстно помогает девочке-сироте. Доброта и любовь Юшки, его сочувствие к людям приносят свои плоды: люди становятся чуточку лучше, верят в добро. Девочка-сирота умножает любовь Юшки к людям. Рассказ Платонова «Неизвестный цветок»: Маленький мужественный цветок не знал, что такое сочувствие, сострадание. Он один боролся за жизнь. Но он принял помощь девочки. Чувство благодарности, любви было присуще ему, как и самой девочке. Из зерна добра вырастает цветок доброты. К чему же надо стремиться: бескорыстно помогать другим или ждать помощи? Ребята делают вывод: отсутствие любви, сострадания может оказаться губительным (смерть Юшки); и наоборот, сочувствие, сострадание вызывают ответную доброту, поддерживают в жизни (девочка-сирота, новый цветок).
Совпадение собственного опыта переживания подростка с соответствующими переживаниями литературного героя обеспечивают возникновение сопереживания. И это очень важно. Если в процессе изучения произведений базовые ценности /честь, благородство, долг, совесть, любовь к Родине, уважительное отношение к труду, природе, человеку и др./ не только осознаются обучающимися, но эмоционально воспринимаются, переживаются ими, становятся не просто знанием, но прочувствованным убеждением.
Таким образом, формируя базовые ценности, и русский язык, и литература ненавязчиво осуществляют воспитание личности гражданина России, развития ее нравственных качеств и творческих способностей.