Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема урока: Великая Отечественная война
Цель: Обобщение и углубление знаний о Великой Отечественной войне.
1. Формировать опыт нравственного поведения личности,
2. Повышать информационную культуру учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, фотографии ветеранов войны, презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне, Книга памяти, карта СССР, раздаточный материал.
Технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, групповая технология.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Определение темы урока Постановка целей и задач урока | - Сегодня я хочу начать урок со стихотворения. Сорок первый. Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времён Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна И на фронт уходила поротно, Кумачовые звёзды На полотнах знамён унося. - Определите тему урока - Верно, тема урока В.О.война -Почему именно эту тему мы взяли на урок? -Достаточно ли нам информации из учебника? - Какие цели и задачи поставим перед собой? Цель: Расширить и углубить знания о Вов. Задачи: проследить ход войны, узнать больше про города –герои, битвы, последствия войны, вклад устанцев в победу над врагом. | Определяют тему урока (Великая Отечественная война) Приближается 70-летие Победы | регулятивные коммуникативные |
АОЗ | -Откуда мы можем получить информацию о войне? | Из учебника, книг, сети Интернет, от взрослых | коммуникативные |
Настрой на работу | - Работаем сегодня по группам. Вы уже провели поисковую работу, работали дома и в классе с доп. литературой и интернетом. Сегодня на уроке мы систематизируем добытую информацию, поделимся ею со всем классом. Каждая группа будет рассказывать о войне и даст другим группам задание, поэтому будьте внимательны. За правильно выполненное задание вы получите звезды. Итогом урока будет праздничный салют в честь дня Победы. | | |
Отчет 1 группы Отчет 2 группы Отчет 3 группы | -Первая группа работала с учебником и картой. Она кратко расскажет о ходе войны, а вы выполните задание: ответьте на вопросы викторины. Ученики 1 группы проверят и оценят ваш ответ, за который вы получите звезды. -Выступающих буду оценивать я, а вы также будете оценивать свою работу на уроке в картах самооценки. Отчет 1 группы -Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года капитуляцией Японии, которая была союзником Германии. Об этом вы подробно узнаете в 9 классе. Вторая группа работала с энциклопедией и приготовила вам портреты людей, которых вы обязательно должны знать. -соедините портрет с фамилией участника войны. (Звезды за правильный ответ). -Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. За мужество, храбрость и массовый героизм орденами и медалями СССР было награждено более 7.000.000 человек. Но не только люди, а целые города получили звание город-герой. -Какие это города мы узнаем из отчета 3 группы, которые со мной приготовили презентацию –виртуальную экскурсию Города – Герои. Они будут рассказывать, а вы обведите в кружок города-герои. (Комментарии учителя после рассказов учащихся) -На жителей города Ленинграда обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов. 900 дней и ночей люди умирали, но не сдавались.
-На 7 ноября 1941 года Гитлер назначил парад своих войск в поверженной Москве. Фашистским солдатам и офицерам уже выдали парадную форму, в которой они готовились маршировать по Красной площади. Парад состоялся, но это был военный парад советских войск. Это был самый короткий парад в истории наших Вооруженных сил – он длился всего 25 минут вместе с речью Сталина. Но по силе своего воздействия на моральный дух советских войск ему нет равных. 7 ноября 1941 года в 8 часов утра по Красной площади прошли 24,5 тысячи советских бойцов, чью поступь услышал весь мир.
-После окончания сражения в Сталинграде работала правительственная комиссия. Было подсчитано, что дешевле построить новый город, чем пытаться восстановить разрушенный. Предлагали построить Сталинград километров на 10 выше по Волге, а на месте бывшего города сделать музей под открытым небом. Но Сталин приказал восстановить город любой ценой. И уже в марте 1943 года в городе начались восстановительные работы. (Подведение итогов, звезды).
Физкультпауза 1,2 стоит ракета,3,4-самолет 1,2-хлопок в ладоши, а потом на каждый счет. 1,2,3,4-руки выше, плечи шире 1,2,3,4-и на месте походили Как солдаты на параде Мы шагаем ряд за рядом. | Рассказы учеников, показ на карте. Работа в группах: на листочках выполняют задание№1(приложение 1). Рассказы учеников (Презентация 1) работа групп с раздаточным материалом Рассказы учеников (Презентация 2) Работа групп с картой | коммуникативные познавательные коммуникативные коммуникативные регулятивные |
Отчет 4 группы | - 4 Группа изучила дополнительную литературу и готовила материал о том, какой вклад внесли в общую победу наши земляки. А вы слушайте и составьте синквейн о наших земляках. (Все группы) 1. Из поселка Уста и деревень Устанского сельсовета не вернулись с фронта 160 воинов, они погибли или пропали без вести. Ради нас наши земляки отдали самое дорогое-жизнь. В послевоенные годы на территории устанской сельской администрации проживало 329 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые вернулись с фронта живыми и приступили к мирному труду. К сожалению, на сегодняшний день в живых осталось 9 человек. -Война коснулась каждой семьи Советского Союза. Карташова Настя взяла интервью у своей бабушки и расскажет о своем прадедушке. 3. 456 жителей Устанского сельсовета получили медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В основном это были женщины. Они работали в колхозах, рыли окопы и траншеи, занимались заготовкой леса в Устанском леспромхозе, сплавляли его по реке. Трудились на железной дороге и в госпитале для раненых солдат, который был открыт в 1942 году и просуществовал до 1950 года на территории детского сада «Орленок», старой школы и старой больницы. Работали под девизом « Всё для фронта! Всё для Победы!» 4.Дети военной поры рано стали взрослыми. Они выполняли работу за отцов и братьев, ушедших на фронт, собирали для бойцов теплые вещи, помогали матерям по хозяйству. Из книги «Время. Судьбы. Память.» мы узнали о Дерипаско Раисе Петровне, которая впоследствии работала в Устанской школе. «Родилась 4 ноября 1934 года. 7-летним ребенком встретила известие о войне Раиса Петровна. В воспоминаниях осталось то, как помогала колхозу собирать колоски. А еще помнится голодное время, когда пришлось есть что попало: листья свекольные, жмых, щавель, клевер, дубовые желуди. Собирали и картошку по полям. Вспоминается и конец войны, когда с фронта приходили посылки, одна из которых досталась и Раисе. А в ней было пальто. В 1988 году ей посчастливилось встретить в Горьком Кантарию, который был одним из первых, кто водрузил знамя победы над Рейхстагом.» | рассказы учащихся по книге «Время. Судьбы. Память» Выставка книг о земляках-устанцах рассказ ученицы о прадедушке составление синквейна | коммуникативные познавательные |
-А теперь каждая группа даст ответ, какую цену заплатил наш народ за победу в Вов? В годы войны погибло около 27 миллионов человек. - Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года! - 27 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли! - 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! | Ответы детей презентация 3 | коммуникативные познавательные |
За годы войны было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 000 сёл и деревень, взорвано и выведено из строя 31.850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65.000 км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на36.800.000 га. В общей сложности Советский Союз потерял 1/3 часть своего материального богатства. Варварскому опустошению подверглись центры и объекты культуры, национальные святыни. Среди них 427 разграбленных музеев, 1670 уничтоженных и поврежденных церквей, соборов, храмов, монастырей, синагог, сотни библиотек и архивов, 180 млн. украденных книг, 564 тыс. похищенных картин, скульптур и многое другое. | Рассказы детей | коммуникативные |
Закрепление знаний. | - Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя? Наш святой долг всегда помнить тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, заботиться о живущих рядом с нами ветеранах. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей. Нельзя забывать свою историю, чтобы все не повторилось снова. Нам нужен мир – тебе и мне, И всем на свете детям, И должен мирным быть рассвет, Который завтра встретим. Нам нужен мир, трава в росе, Улыбчивое детство. Нам нужен мир, Прекрасный мир, Полученный в наследство. «Нет!» - заявляем мы войне, Всем злым и чёрным силам… Должна трава зелёной быть, А небо синим-синим! Ты слышишь, друг, звенят ручьи, Поют на ветках птицы, На замечательной земле Нам повезло родиться! | Ответы детей | коммуникативные |
Заключение Рефлексия | - Салют Победы Карты самооценки - на уроке я узнал… - мне было интересно… - мне было трудно… - я бы похвалил себя за… - мне бы хотелось узнать о… | Сегодня на уроке: -Много нового, было интересно Ничего нового, скучно | коммуникативные |
Домашнее задание | 1)стих-е о войне, 2)презентация о военной технике, Сообщение об уренцах - Героях Советского Союза | Записывают д/з | |
| Спасибо за урок! | | |
4. На какие города направляла Германия самые главные удары?