Общеобразовательное учреждение «Карповская школа»
Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____ от «__»_______2016г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.И.Кормакова «____» ________ 2016г | Утверждаю: Директор школы ________З.И.Петрова Приказ № ______ от «__ »_______2016г. |
Рабочая программа
основное общее образование
факультативный курс
«Вертикальная математика для всех»
2016 – 2017 учебный год
Учитель: Кибе Ирина Андреевна | 8 |
I квалификационная категория | |
Количество часов в год: 70 часов
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Учебно – методический комплект:
Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов./авт.-сост. В.Н.Студеницкая, Л.С. Сагателова. - Волгоград: Учитель.,- 2006.
Шаповалов А.В., Ященко И.В. - Вертикальная математика для всех. Готовимся к сдачеС6 ЕГЭ с 6 класса. – М.:МЦНМО, 2014
с.Карповка
2016г.
Пояснительная записка
Программа курса по выбору составлена в соответствии Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», в соответствии с программой элективных курсов «Математика 8 – 9 классы», составитель В.Н. Студенецкая. Волгоград. «Учитель», 2006.
Учебно – методический комплект:
Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов./авт.-сост. В.Н.Студеницкая, Л.С. Сагателова. - Волгоград: Учитель - 2006.
Шаповалов А.В., Ященко И.В. - Вертикальная математика для всех. Готовимся к сдаче С6 ЕГЭ с 6 класса. – М.:МЦНМО, 2014
Цели: формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;
формировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту их применения в реальной жизни;
развивать умения учащихся применять теорию на практике;
развивать математическую культуру;
учить проявлять смекалку при решении нестандартных и олимпиадных задач, не допускающих применения шаблона и требующих нестандартных выкладок;
развивать логическое мышление;
готовить учащихся к профильному обучению в старших классах ОУ и успешной сдачи ГИА
Задачи: научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
научить строить график, содержащие модуль;
научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
помочь оценить ученику свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Общая характеристика
Программа образовательной программы «Вертикальная математика для всех»
предназначена для учащихся 8 класса, которые интересуются математикой и хотят узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности овладения им с тем, чтобы к окончанию 9 класса они смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных занятий по математике
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания тем позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Описание места учебного предмета
В соответствии с учебным планом школы программа курса рассчитана на 70 часа в год, 2ч. в неделю
Требование к уровню подготовки выпускников
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
решать уравнения, содержащие один, два, три модуля;
решать неравенства, содержащие модуль;
строить графики функций, содержащих модуль;
интерпретировать результаты своей деятельности;
делать выводы;
обсуждать результаты.
уметь оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Ожидаемые результаты обучения: определение степени усвоения материала определяется по выполнению практических работ.
Форма контроля - безотметочная. Основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала данного курса.
Содержание программы курса
Тема 1. Определение модуля и основные теоремы (4 ч). Понятие модуля, основные теоремы и его геометрическая интерпретация. Простейшие операции над модулями. Нахождение значений выражений, содержащих модуль.
Тема 2. Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля (8 ч). Построение графиков функций различных видов и исследование их свойств. Рациональные способы их построения. Понятие уравнения, содержащего модуль. Графические способы решения уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
Тема 3. Графики уравнений с модулями (8ч). Ввести понятие уравнения, содержащего модуль и познакомить с графическим способом решения.
Тема 4. Уравнения, содержащие модуль (4ч). Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения.
Тема 5. Неравенства, содержащие модуль (4ч). Неравенства, содержащие модуль. Решение различных видов неравенств.
Тема 6. Проценты. Основные задачи на проценты (6ч). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Тема 7. Сложные проценты (6ч). Рассматриваются задачи более сложные, чем в курсе 5 и 6 классов.
Тема 8. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (6ч). Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов.
Тема 9. Задачи на сплавы, смеси, растворы сохранения массы (8ч). Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Тема 10. Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА (6ч). Решение данных задач позволит выпускнику подготовиться к ГИА.
Тема 11.Задачи с литературными сюжетами (6ч). Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.
Тема 12. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (4ч). Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
Итоговое занятие (2 ч). Презентация достижений учащихся
Методическое и материально-техническое обеспечение курса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / составитель Т.А.Бурмистрова. - М: Просвещений, 2011г.
Алгебра: 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В. Сидоров – М.: Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь по алгебре для 8 класса. / Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева и др. – М.: Просвещение, 2008.
Алгебра. 7-8 классы. Тесты для промежуточной аттестации / под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов н/Д.: Легион, 2009.
Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов./авт.-сост. В.Н.Студеницкая, Л.С. Сагателова. - Волгоград: Учитель- 2006.
Шаповалов А.В., Ященко И.В. - Вертикальная математика для всех. Готовимся к сдачеС6 ЕГЭ с 6 класса. – М.:МЦНМО, 2014
Печатные пособия
Таблицы по алгебре для 7-9 классов
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
Информационные источники
http://urokimatematiki.ru
http://intergu.ru
http://karmanform.ucoz.ru
http://polyakova.ucoz.ru
http://le-savchen.ucoz.ru
http:// it-n.ru
http:// openclass.ru
http://prosv.ru
http:/ drofa.ru
http://center.fio.ru/som
http://edu.ru
http://internet-scool.ru
http://legion.ru
http://intellectcentre.ru
http://fipi.ru
http://school-collection.edu.ru/
Календарно – тематическое планирование факультативного курса для 8 класса «Вертикальная математика для всех» на 2016 – 2017 учебный год
№п/п | Тема раздела | Тема занятия | Дата |
План | Факт |
| Определение модуля и основные теоремы | Понятие модуля, основные теоремы. | | |
| Геометрическая интерпретация модуля | | |
| Простейшие операции над модулями. | | |
| Нахождение значений выражений, содержащих модуль. | | |
| Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля | Понятие графика функций, содержащих модуль. | | |
| Виды графиков функций, их свойства | | |
| Виды графиков функций, их свойства | | |
| Построение графиков функций различных видов. | | |
| Исследование свойств графиков функций различных видов. | | |
| Исследование свойств графиков функций различных видов. | | |
| Рациональные способы их построения. | | |
| Рациональные способы их построения. | | |
| Графики уравнений с модулями | Понятие уравнения, содержащего модуль. | | |
| Графические способы решения уравнений. | | |
| Графические способы решения уравнений. | | |
| Решение линейных уравнений, содержащих модуль. | | |
| Решение линейных уравнений, содержащих модуль. | | |
| Решение квадратных уравнений, содержащих модуль. | | |
| Решение квадратных уравнений, содержащих модуль. | | |
| Решение квадратных уравнений, содержащих модуль. | | |
| Уравнения, содержащие модуль | Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения. | | |
| Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения. | | |
| Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения. | | |
| Уравнения, содержащие модуль. Способы их решения. | | |
| Неравенства, содержащие модуль | Неравенства, содержащие модуль. | | |
| Решение различных видов неравенств. | | |
| Решение различных видов неравенств. | | |
| Решение различных видов неравенств. | | |
| Проценты. Основные задачи на проценты. | Проценты в прошлом и настоящем | | |
| Нахождение процента от числа (величины) | | |
| Нахождение процента от числа (величины) | | |
| Нахождение числа по его проценту | | |
| Нахождение числа по его проценту | | |
| Нахождение процента одного числа от другого | | |
| Сложные проценты. | Понятие сложного процента | | |
| Простой расчет сложных процентов | | |
| Формула сложного процента | | |
| Формула сложного процента для банковских вкладов | | |
| Процентные вычисления в жизненных ситуациях | Процент прибыли, стоимость товара, заработная плата | | |
| Бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня | | |
| Вычисление ставок процентов в банках | | |
| Распродажа. Тарифы. Штрафы. | | |
| Процентный прирост, определение начальных вкладов. | | |
| Банковские операции. | | |
| Задачи на сплавы, смеси, растворы, сохранения массы | Решение задач на сплавы | | |
| Решение задач на сплавы | | |
| Решение задач на смеси | | |
| Решение задач на смеси | | |
| Решение задач на растворы | | |
| Решение задач на растворы | | |
| Решение задач на сохранения массы | | |
| Решение задач на сохранения массы | | |
| Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА | Решение задач на проценты, встречающиеся на ГИА. | | |
| Решение задач на проценты, встречающиеся на ГИА. | | |
| Решение задач на проценты, встречающиеся на ГИА. | | |
| Решение задач на проценты, встречающиеся на ГИА. | | |
| Решение задач на проценты, встречающиеся на ГИА. | | |
| Решение задач на проценты, встречающиеся на ГИА. | | |
| Задачи с литературными сюжетами | Решение задач с литературными сюжетами | | |
| Решение задач с литературными сюжетами | | |
| Решение задач с литературными сюжетами | | |
| Решение задач с литературными сюжетами | | |
| Решение задач с литературными сюжетами | | |
| Решение задач с литературными сюжетами | | |
| Деловая игра «Проценты в современной жизни» | Проценты в современной жизни. | | |
| Проценты в современной жизни. | | |
| Проценты в современной жизни. | | |
| Проценты в современной жизни. | | |
| Итоговое занятие (2 ч). | Презентация достижений учащихся | | |
| Презентация достижений учащихся | | |