ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
№ 62 III-IV ВИДА»
Шустова Елена Александровна
Педагог дополнительного образования, хореограф
Танцетерапия,
как средство внешней и внутренней гармонизации личности
Аннотация. Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка с ОВЗ школьного возраста. Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, ограничивает подвижность ребенка и затрудняет развитие его двигательной сферы. Занятия танцетерапией в специально созданных условиях, являются средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, Главная цель - это интеграция детей с ОВЗ по зрению в общество зрячих сверстников и формирование адекватной двигательной базы, расширение двигательной активности за счет систематических занятий танцетерапией, приобщение детей к доступной танцевальной деятельности, к интересному досугу, развитию собственной активности и творчеству, формированию здорового образа жизни.
Ключевые слова: танцетерапия, дети с ОВЗ, занятия, коррекция.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Неуклюж порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
В нашей школе учатся слепые и слабовидящие дети, многие имеют сопутствующие заболевания: умственную отсталость, заболевание симптоматической эпилепсией, нервным расстройством, с врожденными недостатками опорно-двигательной системы, с нарушениями в работе центральной нервной системы.
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка с ОВЗ школьного возраста. Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей. Это ограничивает подвижность ребенка и затрудняет развитие его двигательной сферы. Отсутствие зрительных впечатлений влияет на развитие представлений о пространстве, что в свою очередь вызывает боязнь пространства, страх передвижения. Внутренний мир слабовидящего и слепого ребенка строится на основе впечатлений, получаемых им через сохраненные анализаторы, главный из которых – двигательный.
Занятия в специально созданных условиях, являются средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Таковыми, наиболее доступными и адаптированными к детям данной категории являются ритмика и хореография, способствующие коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей; помогают укреплению физического здоровья; способствует внешней и внутренней гармонизации личности. Данные предметы являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы школы III-IV вида, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Процесс проведения занятий по ритмике и хореографии в коррекционной школе имеет свои особенности, которые определяют содержание и специфику использования комплекса коррекционных методов в различных сочетаниях: -слухо - двигательных; -зрительно –двигательных; -словесно –двигательных. Основу работы составляет личностно-ориентированный подход- это основа нашей работы, без него невозможен сам процесс обучения танцу. Для достижения заметных результатов в воспитании и обучении учитываем личностные качества, возрастные, психологические, физические особенности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Хореография и ритмика для учащихся с патологией зрения способствуют коррекции отклонений в психофизическом развитии детей. Данные занятия находятся в тесной взаимосвязи и складываются из двух компонентов в единое –танцетерапию:
1. Формирование музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности);
2. Формирование навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).
Коррекционная роль занятий обеспечивает рациональное сочетание зрительного контроля с выполняемыми действиями, направленными на развитие механизмов фиксации, прослеживания, укрепления глазодвигательных функций. Любая деятельность имеет свою структуру. В нее входят действия, движения, их цель и мотивы. В движениях и действиях важная роль принадлежит сенсорному контролю. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и других органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществить «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия».
Большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья п зрению имеет приобретение двигательного опыта, чтобы слабовидящий и слепой ребенок овладел движениями своего тела, обучение проводится от простого к сложному. Постепенно расширяется и усложняется лексика танцев. Много рассказывается о пользе упражнений, о характере их исполнения. Овладение детьми данных навыков осуществляется посредством специальных танцевальных упражнений, игр, танцев. В работе по развитию танцевальных движений опираемся на мышечное чувство ребенка, учим использовать его при ориентировке в пространстве и для координации движений. Дети учатся контролировать свои движения, оценивая и координируя их не зрением, а проприочувствительностью.
При анализе и оценке окружающей обстановки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух — основная опора слепого и в предметно –пространственной ориентировке. Слуховой анализатор, как одно из компенсаторных средств весьма эффективно используется на занятиях танцтерапией. Поэтому дети выполняют упражнения под счет, на хлопки, удары в бубен. Слушая и исполняя ритмичные, бодрые, танцевальные композиции, дети испытывают радость, переживают чувства, которые выражены в музыкальном произведении. В музыкальном сопровождении показывается также ритмичность и имитация движений различных трудовых процессов, что способствует дальнейшему умению овладевать трудовыми операциями.
Особое внимание уделяется специальным упражнениям на автоматизацию, согласованность действий рук и ног, с целью преодоления появления навязчивых стереотипных движений тела. И. М. Сеченов говорил, что слепому и слабовидящему ребенку рука заменяет глаз. Рука выступает как регулятор многих движений, ориентируясь в пространстве. У детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук: пальцы малоподвижны, скованы, напряжены. Для развития свободного движения рук, педагог в своей работе использует коррекционные упражнения с учётом рекомендаций специалистов: учителей - логопедов и тифлопедагогов: «пальчиковая гимнастика», специальные упражнения, коррекционные танцы: «Стирка», «Пташечка» и т. д.
Детям с глубокой патологией зрения характерна неуверенная походка, что влияет на выработку осанки. Постепенно входит в привычку неэстетичная сутулость осанки, вредная для здоровья. Для коррекции походки проводятся упражнения в ходьбе по различным «след – ориентирам» («дорожки», «круги», «диагональ», «шнуровки»). Сначала дети учатся ходить размеренным и размашистым шагом друг за другом, держась за идущего впереди товарища левой рукой. С выработкой автоматизма в правильной постановке ног, внимание переносится на туловище: положение позвоночника, плеч, головы. Во время занятий особое внимание уделяется осанке детей: необходимости прямо держать спину, не склонять голову к груди (это особенно характерно для осанки слепых детей). Коррекционные упражнения для исправления осанки: «кошки», «солдатики», «неваляшки», «тряпичные куклы».
Перед тем, как приступить к разучиванию танцевального номера обучающийся прослушивает музыкальный материал, знакомиться с сюжетом танца, разучиваются движения, необходимые для выполнения основных упражнений, особенно движений ног, выполняются сначала сидя. Внимание ребенка обращается на то, как нужно чередовать движения рук и ног. Сначала ноги детей переставляет педагог, затем упражнение выполняет педагог вместе с ребенком и наконец ребенок выполняет упражнение сам. После этого разучивание движения переносится в положение стоя. Педагог становится в исходное положение, с которого начинается упражнение, выполняет его, объясняя все движения, которые должны сделать дети. При этом, даёт возможность слепым детям «смотреть», т. е. ощупать - ребёнок в позиции «сзади», «спереди». Находясь за спиной или перед ребенком, направляю своими руками его руки, ноги и корпус. Показ движений сопровождаю развернутым описанием упражнений. Этот метод применяется в самом начале работы. На следующем этапе обучения детей с патологией зрения педагог находиться на расстоянии, при котором вытянуты руки педагога и ученика могут касаться друг друга. Это позволяет своевременно оказывать помощь ребенку, исправлять ошибки, и ребенок может почувствовать правильность выполнения движений взрослым. Когда в упражнениях отрабатывается умение сосредоточить взгляд на движении, рука ученика и педагога находятся на одном уровне. В одном случае педагог садиться на стул, ученик стоит передо ним, в другом случае педагог стоит, а ученик встает на специальную подставку, высота которой регулируется до необходимого уровня. Такие одновременные действия рук способствуют качественному выполнению заданий. Обучение упражнениям начинают с простых заданий, которые дети выполняют поэтапно в медленном темпе, чтобы можно было осознать последовательность действия и воспроизвести его. Многие слепые и слабовидящие дети не умеют подпрыгивать и перепрыгивать. Они делают это на прямых ногах с жестким приземлением на пятки, что чревато травмами. Первые упражнения в прыжках у таких детей -прыжки на месте. На занятиях они учатся перепрыгивать через шнур, выпрыгивать из обруча, держась за руку педагога, а затем самостоятельно. Когда дети усваивают эти приемы, переходят к играм, в которых нужно перепрыгивать через «речку», «канавку», играем в игру «Не замочи ноги» и другие. Обычно долго не удается научить слабовидящих и слепых детей становиться в круг. Первоначально для обучения этому используем круг, сделанный из мягкой проволоки, затем из толстого шнура, который в дальнейшем убираем. После нескольких упражнений дети овладевают навыком построения в круг из любого положения.
В процессе занятий танцетерапией у детей с патологией зрения укрепляется мышечный корсет, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом. Воспитанники в процессе обучения знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, учатся воспринимать национальное своеобразие танца; знакомятся с основами общей культуры: корректное поведение; ответственность; трудолюбие; самоконтроль. Музыкальное сопровождение танцевальных композиций способствует развитию слуха, формированию пластичности и точности движений, воспитанию чувство прекрасного. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и творческого отношения к жизни и искусству – необходимое условие формирования личности ребёнка. Систематическое совершенствование движений на занятиях оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей.
Главная цель, которую мы достигаем, выполняя все эти задачи, делая такое количество шагов - это интеграция наших детей в общество зрячих сверстников и формирование адекватной двигательной базы, расширение двигательной активности за счет систематических занятий танцетерапией, приобщение детей к доступной танцевальной деятельности, к интересному досугу, развитию собственной активности и творчеству, формированию здорового образа жизни. Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог класса и сделавший под нашим руководством первое па.
Список использованных источников
1.Сековец, Л.С. Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения. – М.: Медицина, 2006.
2.Денискина, В.З., Шведова, Н.П. Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве. –М.: Медицина, 2008.
3.Солнцева, Л.И., Подколзина, Е.Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника. -М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2005.
4.Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений проф. образования, обучающихся по специальности "Педагогика доп. образования" -М.: Владос, 2002.
5.Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. – М.: Педагогика, 2013. – 273 с.
6.Денискина, В. З., Шведова, Н.П. Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве. – М.: Медицина, 2012. - 56 с.
7.Земцова М.И. Учителю ритмики о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
8.Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие. – СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 89 с.
9.Никитин, В.Ю. Танец: Методика преподавания слабовидящим детям - М.: Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, 2012.- 99 с.
10.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 2010. - 167 с.
11.Рудакова Л.А. Обучение коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М.: Просвещение, 2013. – 132 с.
12. Солнцева Л.И., Подколзина, Е.Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника. - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2014.- 57 с.
13.Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве слепых детей //Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 2011. – 76 с.
14.Батлер О. Независимая газета. Статья «Что может слепой?» http://www.ng.ru/saturday/2005-01-14/15_blankett.html
15.http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/ck129-otsm-triz-pedagogika/18075-effektivnost-otsm-triz-tehnologii-v-rabote-so-slabovidyashhimi-shkolnikami