Викторина АБВГДейка: «Человек от А до Я»
Цель: проверить и расширить знания биологических терминов и понятий, изучаемых в курсе 8 класса.
Задачи:
Продолжить формирование у учащихся умений связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать термины и понятия.
Развивать познавательный интерес к урокам биологии.
Продолжить формирование коммуникативных умений (умения работать в команде).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к викторине.
Правила викторины:
Викторина проводится по типу телевизионной передачи «Своя игра». Только в ней принимают участие три команды. Сначала команды делегируют к игровому полю капитанов команд для жеребьёвки.
Капитан, которому досталась цифра один, выбирает букву из алфавита и вопрос, определённой стоимости (1балл, 3 балла, 5 баллов). Затем вопрос выбирает капитан, которому при жеребьёвке досталась цифра два и т.д.
На обдумывание ответа даётся 10 секунд.
Право выбора следующей буквы и вопроса, принадлежит участнику команды, набравшей пять баллов и т.д. Если участник команды не ответил на вопрос, он получает ноль баллов и последним выбирает вопрос. Если три или две команды набрали ноль баллов – между ними проводится жеребьёвка, определяющая право выбора вопроса.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход викторины:
Ведущий 1: Анатомия – древнейшая из медицинских дисциплин. Интерес человека к собственному телу, к тому, как оно работает, почему появляются болезни и что делать, чтобы их вылечить, всегда был велик.
Ведущий 2: Сегодня мы проводим викторину АБВГДейка: «Человек от А до Я», которое позволит проверить ваши знания о собственном организме, а, возможно, и получить новые.
Ведущий 1: В викторине принимают участие три команды. Просим их занять свои места.
Ведущий 2 объявляет название команды и фамилии участников.
Команды занимают свои места.
Ведущие знакомят команды с правилами проведения викторины.
Ведущий 1: Мы начинаем нашу викторину. И к игровому полю приглашаются капитаны команд.
Далее ведущий 1 зачитывает вопросы и проверяет правильность ответов, записывает на доске баллы, которые получили участники команд. Ведущий 2 отвечает за презентацию.
Вопросы викторины
Буква А:
1. Наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом. (Анатомия)
3. Самый большой непарный артериальный сосуд большого круга кровообращения. (Аорта)
5. Отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к иннервируемым органам и другим нервным клеткам. (Аксон)
Буква Б:
1. Система трубчатых воздухоносных разветвлений трахеи, обеспечивающих проведение воздуха от трахеи к альвеолам и обратно... (Бронхи)
3. Российский ученый, который в 1827 году обнаружил яйцеклетку млекопитающих. (К. М. Бэр)
5. Часть нижней конечности человека между тазобедренным и коленным суставами. (Бедро)
Буква В:
1. Может быть воротной, полой, яремной и др. (Вена)
3. Составная часть защитного покрова. Они являются производными эпидермиса кожных покровов. (Волосы)
5. Бельгийский ученый, установивший, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой. (А. Везалий)
Буква Г:
1
. Древнегреческий врач и философ, сформулировавший учение о четырёх типах темперамента. (Гиппократ)
3. Назовите кость. (Грудина)
5. Половые железы, органы, образующие половые продукты (яйцеклетки и сперматозоиды) у животных и человека. (Гонады)
Буква Д:
1. Мышца, участвующая в дыхании. (Диафрагма)
3. Ветвящийся отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы передаются телу нейрона. Образуют ветвистое дерево вокруг тела нейрона. (Дендрит)
5. Тело (удлиненная средняя часть) трубчатой кости. (Диафиз)
Буква Е:
1. Собирательное обозначение всех приготовленных для употребления человеком в пищу кушаний. (Еда)
3. Канал, сообщающий полость среднего уха с глоткой. (Евстахиева труба)
5. Учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. (Евгеника)
Буква Ж:
1
. Назови орган. (Желудок)
3. Показатель, измеряемый с помощью спирометра. (Жизненная ёмкость легких - ЖЕЛ)
5. Орган, продуцирующий физиологически активные вещества или выводящий из организма конечные продукты метаболизма. (Железа)
Буква З:
1. Отверстие в центре радужки, которой позволяет лучам света проникать внутрь глаза для их восприятия сетчаткой. (Зрачок)
3. Диплоидная клетка, образующаяся в результате оплодотворения. (Зигота)
5. Большое отверстие, ведущее из ротовой полости в глотку. (Зев)
Буква И:
1. Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять постоянство внутренней среды и собственных тканей. (Иммунитет)
3. Рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком. (Икота)
5. Кровоизлияние в мышцу сердца, приведшее к омертвлению его участка. (Инфаркт)
Буква К:
1
. Самые тонкие сосуды в организме человека и животных. (Капилляры)
3. Один из типов светочувствительных рецепторов сетчатки. (Колбочки)
5. Назовите кость под цифрой 1. (Ключица)
Буква Л:
1. Клетки крови. (Лейкоциты)
3. Заболевание, связанное с воспалением слизистой оболочки гортани. (Ларингит)
5. Изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд. (Лордоз)
Буква М:
1
. Одна из самых маленьких косточек организма человека, расположенная в среднем ухе. (Молоточек)
3
. Учёный, создавший учение о фагоцитозе. (И. И. Мечников)
5. Скопления лимфоидной ткани, расположенные в стратегически важных областях носоглотки и ротовой полости. (Миндалины)
Буква Н:
1. Клетки в мозге, своими телами и отростками заполняющие пространства между нервными клетками — нейронами — и мозговыми капиллярами. (Нейроглия)
3. Структурная и функциональная единица почки. (Нефрон)
5. Соединительнотканная пленка, окружающая кость снаружи, служащая источником костеобразования при росте кости в толщину у детей и др. (Надкостница)
Буква О:
1. Часть организма, представляющая собой эволюционно сложившийся комплекс тканей, объединенный общей функцией, структурной организацией и развитием. (Орган)
3. Индивидуальное развитие организма от оплодотворения или от момента отделения от материнской особи до смерти. (Онтогенез)
5. Как называется соединение гемоглобина и кислорода Hb + 4O2 = HbO8
(Оксигемоглобин)
Буква П:
1
. Самая большая железа. (Печень)
3. Фермент, присутствующий в желудочном соке, расщепляющий белки пищи до пептидов. (Пепсин)
5. Русский хирург и анатом, который впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием (наркозом) в полевых условиях. (Н. И. Пирогов)
Буква Р:
1. Способность организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. (Раздражимость)
3. Тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием (зрачком) в центре. Расположена за роговицей, между передней и задней камерами глаза, перед хрусталиком. (Радужка или радужная оболочка)
5. Человек, которому пересаживают какой-либо орган, ткань или клетки от другого человека, называемого донором. (Реципиент)
Буква С:
1
. Подвижное соединение костей. (Сустав)
3. Представитель древнейших ископаемых людей, скелетные остатки которого были впервые открыты в Китае в 20-х гг. ХХ в. (Синантроп)
5. Место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал клеткой. (Синапс)
Буква Т:
1. Клетки, участвующие в свёртывании крови. (Тромбоциты)
3. Назовите кость. (Таранная)
5. Прибор для измерения артериального давления. (Тонометр)
Буква У:
1. Внутреннее ухо. (Улитка)
3. Повреждения тканей и органов без нарушения целостности кожи. (Ушиб)
5. Временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. (Утомление)
Буква Ф:
1. Специфические белки, ускоряющие (катализирующие) химические реакции в живых системах. (Фермент)
3. Белок, участвующий в свёртывании крови. (Фибриноген)
5. Искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах. (Фистула)
Буква Х:
1. Линза глазного яблока. (Хрусталик)
3. Нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, которые становятся легко заметными в определённых фазах клеточного цикла.
(Хромосомы)
5. Зрелые крупные клетки хрящевой ткани. (Хондроциты)
Буква Ц:
1. Раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
(Цитология)
3. Специфическая костная ткань, покрывающая корень и шейку зуба млекопитающих и человека. (Цемент)
5. Болезнь (авитаминоз), вызываемая острым недостатком витамина C, который приводит к нарушению синтеза коллагена, и соединительная ткань теряет свою прочность. (Цинга)
Буква Ч:
1. Скелет головы. (Череп)
3. Двенадцать пар нервов, отходящих от передней (нижней) поверхности стволовой части головного мозга. (Черепно-мозговые нервы)
5. Острая инфекционная болезнь, вызываемая бактериями. В природе распространена среди грызунов, от которых передается человеку при укусе инфицированными блохами. (Чума)
Буква Ш:
1. Неподвижное соединение костей. (Шов)
3. Причина тугоухости. (Шум)
5. Второе название эпифиза – железы, клетки которой выделяют в кровь гормон мелатонин, участвующий в синхронизации циркадных ритмов (биоритмы «сон — бодрствование»). (Шишковидная железа)
Буква Щ:
1. Парная боковая часть лица человека, распространяющаяся от скуловой дуги до нижнего края нижней челюсти. (Щека)
3. Назовите железу. (Щитовидная железа)
5. Костяная шишка, имеющая выступ по бокам ноги, сочленение костей голени с костями стопы (отросток берцовой кости). То же что лодыжка. (Щиколотка)
Буква Э:
1. Система регуляции деятельности органов посредством гормонов, выделяемых клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. (Эндокринная система)
3. Стадия развития организма, начиная со стадии зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек. (Эмбрион)
5. Процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. (Эмоция)
Буква Ю:
1. Период жизни человека между детством и зрелостью. (Юность)
3. Период в жизни человека, относящийся к детскому и юношескому возрасту, не достигший полового созревания. (Ювенильный)
5. Человек, общественное поведение которого характеризуется антисемитизмом. (Юдофоб)
Буква Я:
1. Мышечный орган ротовой полости. (Язык)
3. Относительно крупная, неподвижная клетка, являющаяся исходной при зарождении нового организма (гамета). (Яйцеклетка)
5. Несколько парных вен, располагающихся на шее и уносящих кровь от шеи и головы. Принадлежат к системе верхней полой вены. (Яремная вена)
Ведущий 1: Наша викторина подошла к концу.
Ведущий 2: В викторине победила команда… (называет команду).
Ведущий 1: А, мы прощаемся с вами.
Ведущий 2: До новых встреч.
Работа с презентацией
Для перехода к вопросу необходимо нажать на букву алфавита (слайд № 2). Например, участник выбрал букву Д (рисунок № 1).
нажать
Рисунок № 1
Для того чтобы выбрать вопрос, необходимо нажать на соответствующую цифру, которая обозначает балл. Например, участник выбрал вопрос под цифрой 1 (рисунок № 2).
нажать
Рисунок № 2
Для того, чтобы вопрос исчез, нажмите на цифру вопроса (рисунок № 3).
нажать
Рисунок № 3
Для перехода к игровому табло с алфавитом (слайд № 2) нажмите на управляющую кнопку «Домой» (рисунок № 4).
нажать
Рисунок № 4