СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина для обучающихся 5-11 классов "Язык мой - друг мой"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина "Язык мой - друг мой" подготовлена для декады гуманитарных наук.

Просмотр содержимого документа
«Викторина для обучающихся 5-11 классов "Язык мой - друг мой"»

 ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

«Язык мой - друг мой»



I. «Диалекты» 
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка.

Задание: определить лексическое значение диалектизма.

  1. Ноговицы – 
    2.Юница -
    3.Однокорытник – 
    4.Издёвленок –
    5.Хлопанцы –
    6.Шмыгало –
    7.Провинка –
    8.Седмица –
    9.Рех –
    10.Подлокотник –

    II. «Устаревшие слова» 
    Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.
    Задание: определить современное значение слов
    Око –
    Чело –
    Выя – 
    Чрево – 
    Перст – 
    Перси – 
    Вежды – 
    Ланиты – 
    Уста – 
    Рамо – 
    Длань – 
    Шуйца –
    Десница –
    Челюсть –
    Рыло –
    Пясть –


III. «Старое – новое» 
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами».
Задание: определить лексическое значение.

1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице
2. Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме
3. Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства
4. Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание
5. Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный
6. Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье
7. Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда
8. Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга

IV. «Иноязычные слова» 
Сокровища родного слова, - 
Заметят важные умы, - 
Для лепетания чужого 
Пренебрегли безумно мы. 
Мы любим фраз чужих игрушки, 
Чужих наречий погремушки, 
И не читаем книг своих. 
Так писал А.С.Пушкин. Действительно, развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении. 
Задание: дано слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.
1.Мыльня –
2.Представщик –
3.Любомудр –
4.Позорище –
5.Топталище –
6.Лечезнание –
7.Силоделие –
8.Звонознание –
9.Ветродуй – 

V. «Взвесь слово» 


С.Ф.Иванова в своей книге «Говори!» писала: «Чтобы не попасть впросак, необходимо 
взвешивать каждое слово на весах ума сердца и разума». 
Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и назвать слово.
1.Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи) –
2. Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – Арктика, от греч. арктос – 
3. переведите на русский со словенского словосочетание «mlado leto» -
4. Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – 
5. Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – 
6. Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» -

VI. «Закончи пословицу»

1. Будет зима…

2. Готовь сани летом…

3. Зима не лето –

4. Невелика капля…

5. Одно дело делаешь –

6. В зимний холод…

7. Солнце летом греет…

8. Лето собирает…

9. Красна птица перьем…

10.Не сиди сложа руки…

11. В гостях хорошо, …

12. Один за всех - …

13. Не имей 100 рублей, …

14. Без труда не вынешь …



VII. Ответь на вопрос, вспомнив известную пословицу или поговорку.

  1. - Какой конь борозды не портит?

  2. - От чего лучше всего танцевать?

  3. - Кем станет казак, если будет терпеть?

  4. -Чего не вырубишь топором?

  5. - Чем долг красен?

  6. - Когда приходит аппетит?

  7. - Где черти водятся?

  8. - Что любят деньги?

  9. - Что знает кошка?

  10. - Что надо сделать, когда назвался груздем?

  11. - На какой роток не накинуть платок?

  12. - В какие сани не следует садиться?



VIII. К предложенным пословицам разных народов нужно подобрать соответствующие по смыслу русские пословицы. Например, удмуртская пословица: «Слово не стрела, а сердце пронзает». Ей соответствует русская: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

1.Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».

2.Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь».

3.Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда».

5.Каракалпакская: «Если кривы дерева, то и тень от них крива».

6.Украинская: «И живи до старости и учись до старости».

7.Малайская : «Кончил шить – оборвал нить».



IX.Соотнеси татарские и русские пословицы:

п/п

Пословица на татарском языке

Пословица на русском языке

Ике куян койрыгын  берьюлы тотам димә.

  1. Век живи-век учись

Йөзне дә ак иткән – уку, сүзне дә ак иткән- уку

  1. Друзья познаются в беде

Йомырка тавыкны өйрәтми

  1. Чужая душа – потемки

Бер шырпыдан ут булмый

  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь

Кем эшләми, шул ашамый

  1. Подливает масло в огонь

Дуслык ашта беленми, эштә беленә

  1. Сухая ложка рот дерёт

Кеше күңеле – кара урман

  1. Яйца курицу не учат

Дөреслек утта да янмый, суда да батмый

  1. Кто не работает, тот не ест

Утка май сибә

  1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Коры кашык авызны ерта

  1. Правда в огне не горит и в воде не тонет”

Җиде  кат үлчә, бер кат кис

  1. Один в поле не воин

X. Ответь на вопросы:

1.В словаре В.И.Даля встречается ныне забытое слово КОЛОЗЕМИЦА. Каким заимствованным словом оно оказалось вытесненным в наши дни?

2.Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык: «Недостаток ума компенсируй ходьбой»?

3.Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это?

4.Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?

5.Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём можно даже жить, а можно в нём вертеться, но особенно его почему – то любят белки. Что это?

6.Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает точкой преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. Что это такое?

7.О каком слове идёт речь? На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его.