Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
ВИКТОРИНА
«Экология, природа и мы»
Подготовила и провела:
Педагог
дополнительного образования -
И.А. Крюкова.
2023 г.
Цель: формировать экологическую культуру детей.
Задачи:
Развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи.
Учить использовать полученное знание в играх, рисовании.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.
Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней.
План:
I. Организационный момент
1) Приветствие.
2) Сообщение темы и цели занятия.
II. Основная часть.
Викторина. Беседа.
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
Ход:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.
Природа родная,
В тебе растворяюсь,
Краски и звуки жадно ловлю.
Перед красою Земли преклоняюсь,
Я этот мир бесконечно люблю.
-Сегодня, мы поговорим о природе и нашим девизом будет – Мы – друзья природы.
2. Основная часть.
Педагог: Давайте вспомним, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (ответы детей)
- Правильно! Эта наука – экология. Её название образовалось из двух греческих слов…. («экос» — дом, «логос» — наука)
Поэтому экология – наука о нашем общем доме, имя которому – планета Земля.
По радио, телевидению, со страниц газет можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Люди разных отраслей науки с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.
Почему мы говорим, что наша Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей страны. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом всё опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Педагог: Ребята, а сейчас мы проведем небольшой тест.
«Умеешь ли ты охранять природу?»
1. Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
— полюбуюсь на него и пойду дальше
— осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
2. Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
— покормлю птенца
— позову ребят, чтобы они тоже посмотрели
— буду наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?
— пойду, но буду собирать очень осторожно
— расспрошу об этом учительницу
— не пойду
4. После привала у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжить поход?
— взял бы с собой, чтобы потом бросить в мусорный ящик
— отнёс бы в кусты, чтобы никто не поранился
— закопал бы в землю
5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
— почти всё знаю, но хотел бы знать больше
— кое-что знаю, но хотел бы знать больше
— я люблю природу, но мы этого не проходили.
Молодцы, ребята! На все вопросы вы ответили правильно.
Педагог: А сейчас у нас будет Блиц опрос.
-Как называется плод дуба (желудь)
-На каком дереве растут шишки (сосна, ель)
-У какого дерева вместо листьев иголки (сосна, ель)
-У какого дерева белый ствол с черными пятнышками (береза)
-У какого дерева есть сережки (береза)
- Какие деревья зимой остаются зелёные?
- Цветы с какого дерева заваривают в чай? (липа)
-Кого мы называем пернатыми (птиц)
-Каких птиц вы знаете в наших краях? (ворона, воробей, дятел, сорока).
-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда (кукушка)
-Какая птица целый день стучит по дереву (дятел)
-Какая птица охотится ночью (сова)
-У какой птицы очень длинная шея и ноги (журавль)
-У какой птицы розовая грудка? (снегирь)
Педагог: Следующее задание: «Разрезные картинки»
Ребятам предлагается как можно быстрее собрать пейзаж и назвать время года, которое изображено на картинке.
Физкультминутка. А сейчас я приглашаю вас пойти в лес
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Педагог: Ребята, продолжаем нашу викторину. И следующее задание «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.
Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.
— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине. Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Педагог:
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Дорогие ребята! Спасибо вам за участие в викторине. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?
О какой науке мы сегодня говорили?
В завершении нашего занятии, я хочу раздать вам памятки «Береги природу!»
Список используемой литературы:
https://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-viktorovna-vinogradova/prezentacija-dlja-doshkolnikov-priroda-i-my.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/10/03/kartoteka-zagadok-po-ekologii