МОУ «Высоковская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района

Подготовила: Н.В. Лужайцева
учитель начальных классов



Цель: развитие интереса детей к математике, развитие математических способностей младших школьников, формирование умения использовать знания в нестандартной ситуации, формирование товарищеского доброжелательного отношения к членам команды и соперникам, развитие чувства толерантности.
Оборудование: презентация, индивидуальные вопросы, карточки с числами, листы А4, маркеры, листочки с изображением бус, интерактивная доска.
Применяемые педагогические технологии: игровые, ИКТ, интерактивные, коммуникативные.
Ход мероприятия
Мероприятие является завершающим этапом проведения недели математики в начальной школе. Каждый класс выбирает четное количество учеников, которые будут представлять класс в турнире. Участники делятся на 4 команды.
Ведущий: Дорогие ребята! Мы отправляемся на математический базар. Покупать будем баллы. Деньгами нам послужат наши знания. Сегодня мы будем не только соревноваться, но и узнаем историю появления цифр. Слайд 1.
Начислять баллы нашим командам будет многоуважаемое жюри (представление жюри)
Математический базар я открываю.
Всем успехов пожелаю.
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.
Представление команд
Слайд 2. Пифагор (570-490 года до н.э.)- древнегреческий математик, философ. Был очень любознательным с раннего детства. Обучался сразу в нескольких храмах Греции. Основатель нумерологии.
Ведущий: Какую цифру вы любите больше всего? (ответы детей).
Вас удивляет такой вопрос: как можно любить или не любить какие-то цифры? Однако не все так думают. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, единица – «героиня» и «прима» всего счёта. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление.
Первая покупка.
Конкурс 1 « Разминка» (Слайд 3)
Каждая команда получает числа на карточках от 3 до 7 – 1 класс, от 42 до 85 – 2 класс, от 56 до 99 – 3 класс, от 109 до 285 – 4 класс .
Дети должны построиться по возрастанию чисел. Побеждает команда, которая правильно построится. (Приложение)
Награда – 2 очка.
Ведущий:
(Слайд 4) Представляю вам двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.
А мы совершаем вторую покупку. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.
Конкурс 2 «Быстро и правильно отвечай»
Ведущий задаёт вопросы каждой команде по очереди.
1 класс:
1. Сколько пальцев на руке? (5)
2. Как называется знак сложения? (плюс)
3. Сколько носов у двух псов? (2)
4. Сколько хвостов у семи китов? (7)
5. Сколько слогов в слове школа? (2)
6. Какое число идёт при счете после 8? (9)
7. Сколько букв в слове я? (1)
8. Назовите первый день недели? (понедельник)
2 класс:
1. Сколько дней в одной неделе? (7)
2. Какая геометрическая фигура имеет три угла? (треугольник)
3. Сколько букв в русском алфавите? (33)
4. Сколько десятков в числе «18»? (1)
5. Сколько пальцев на двух руках? (10)
6. Сколько слогов в слове математика? (5)
7. Сколько в двух неделях дней? (14)
8. Как называется результат при сложении? ( сумма)
3 класс:
1. Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько, стакан пустой)
2. Сколько пальчиков у четырёх мальчиков? (40)
3. Сколько ушей у пяти малышей? (10)
4. Сколько месяцев в году? (12)
5. Сколько слогов в слове умножение? (4)
6. Как называется результат при умножении? (произведение)
7. Назовите число, в котором 7 дес. 9ед. (79)
8. На дубе выросли 8 яблок и 6 груш. Сколько всего фруктов выросло на дубе? (0)
4 класс:
Сколько колец на олимпийском флаге? (5)
Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница летать не умеет)
Сколько сторон у шестиугольника? (6)
Сколько слогов в слове «карандаш»? (3)
Назови число, в котором 12 десятков. (120)
Как называется результат при вычитании? (разность)
Сколько дней в шести неделях? (42)
На заборе сидели 3 кота, 2 кошки и воробей. Сколько птиц сидело на заборе? (1)
Ведущий:
(Слайд 5) В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много». Поэтому число 3 обозначало «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.
Конкурс 3 «Математические бусы» (Слайд 6)
Из разных чисел я сделала бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
И деление с умноженьем
Чтоб данный получить ответ.






А мы совершаем третью покупку. За правильный ответ команды получают 3 балла.
1



класс
2









класс







3


класс

4








класс
Игра со зрителями:
Ведущий: Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров)
Ведущий: Какое число следует за числом 3?
(Слайд 7) Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.
А у нас четвертая покупка. За каждый правильный ответ вы получаете 3 балла.
Конкурс 4 «Что означают эти выражения?» (Слайд 8)
Сначала угадать слово, а затем соединить его с выражением (на интерактивной доске).
Одна нога тут, другая там. (Быстро)
Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо)
На все четыре стороны. (Куда угодно)
От горшка два вершка. (Маленький)
Болельщикам: Десятая вода на киселе.
(Слайд 9) Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное, согласятся все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.
Пятая покупка и за правильный ответ 2 балла
Конкурс 5 «Отгадай ребус» (Слайд 10)
С 3 Ж (1 КЛАСС) ВО 100 К (3 КЛАСС)
ВИ 3 НА (2 КЛАСС) ПРО 100 Р (4 КЛАСС)
Ведущий: (Слайд 11) Обратимся опять к Пифагору. Оказывается, он считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения и перемножения всех чисел, на которые делится. 6 делится на 1,2,3. И если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1+2+3=6 1*2*3=6. Таким свойством не обладает ни одно другое число
Совершаем шестую покупку и 1 балл за правильный ответ.
Конкурс 6 «Сказочный» (Слайд 12)
1 кл. Сколько поросят строили дома? (3)
2 кл. Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
3 кл. Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)
4 кл. Сколько лет жил старик со старухой у моря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33)
Болельщикам: Сколько бойцов было у Али - Бабы? (40)
Ведущий: Особенно большим почётом в древности была окружена 7(Слайд 13) Когда-то 7 была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где семь употребляется в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.
У нас седьмая покупка и 1 балл за правильный ответ
Конкурс 7 «Задачки в стихах» (Слайд 14, 15)
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8)
К внукам бабушка пришла,
Пирожков им испекла.
По два румяных пирожка
Бабушка каждому внуку дала:
Машеньке, Саше, Аленке, Никите.
А сколько всего пирожков? Подскажите. (8)
Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Зерен и ягод в нее положили.
Гости себя не заставили ждать.
Стали мы птиц на кормушке считать:
Три свиристеля, четыре синицы,
Пять снегирей да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей. ( 13)
В лес за грибами папа ходил,
Из леса в корзине домой приносил:
Девять лисичек, восемь маслят,
Три сыроежки, двадцать опят,
Один боровик да десять груздей.
Сколько грибов? Сосчитайте скорей! (51)
Болельщикам: Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 4 шарфа и 8 варежек. Сколько внуков у бабушки?
Ведущий: (Слайд 16) Число 8 древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.
Совершаем восьмую покупку. За правильный ответ команда получает 2 балла.
Конкурс 8 «Собери пословицу. (Слайды 17,18)
(Работа на интерактивной доске, ребята подходят, собирают пословицу, затем проверяют и объясняют смысл)
1 класс Семь раз отмерь – один отрежь.
2 класс Одна голова хорошо, а две лучше.
3 класс Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
4 класс В одно ухо влетело, в другое – вылетело.
Ведущий: (Слайд 19) Это самое большое однозначное число - 9. Ему приписывали таинственную силу: в одно время добрую, в другое – недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. В русских сказках действие часто происходит в «тридесятом царстве». А у древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Наверное, это из-за того, что оно самое большое из однозначных чисел.
Конкурс 9 «Прояви смекалку». (Слайд 20) 2 балла за правильный ответ.
В доме 7 этажей. Какой этаж средний?(4)
На полке 5 пар сапог. Сколько сапог на правую ногу?(5)
Как найти середину палки, имея веревку такой же длины? (сложить пополам)
Подрисуйте к квадрату 2 треугольника так, чтобы получился треугольник.





Ведущий: Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в турнире отличился?
Награждение участников команды, набравшей наибольшее количество баллов.
Приложение
3 4 5 6 7
42 57 69 74 85
56 64 71 83 99
109 167 199 201 285
1





класс




2 класс











3




класс













4

класс