Классный час в форме
игры- викторины по басням И.А.Крылова
в 4 «В» классе.
Подготовила: Силина О.Н.
Провела: Калашник А.С
Цель: обобщение и систематизирование знаний о баснях И. А. Крылова
Задачи:
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни;
развивать речь и творческое мышление обучающихся;
формировать коммуникативную компетентность;
уметь быстро и слаженно работать в группе, выполнять самоконтроль;
воспитывать интерес к классической литературе
Родитель: Мне хочется начать наше мероприятие с таких строк
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
(отрывок из басни «Лисица и виноград» читает ученица 4 А класса).
Ребята кто автор этих строк?
Дети: Иван Андреевич Крылов.
Родитель: Правильно. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец.
Слайд 1. Почему великий?
Дети: Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.
Родитель: Ребята, вы знакомились на уроках литературного чтения, во внеурочной деятельности с творчеством И.А.Крылова. И сегодня мы проведем классный час в форме игры – викторины по его басням. Слайд2.
Родитель : Как вы думаете, ребята, какова будет цель игры?
Дети: Вспомнить басни Крылова.
Родитель: Я предлагаю вам провести игру-викторину, в которой будут принимать участие две команды. Поприветствуем первую команду «Колокольчики» - 4 Б класса, а также вторую команду «Рудуга» - 4 А класса.
Родитель: В нашей игре 6 раундов, в каждом раунде по 6 вопросов. Команды по очереди отвечают на вопросы раундов, зарабатывая за каждый правильный ответ по одному баллу. Если команда не дает правильный ответ на вопрос, то другая команда правильно ответив на вопрос, может заработать дополнительные баллы.
Родитель: Судят игру компетентное жюри…
Родитель: 1раунд - «Мораль сей басни такова…» . Команде нужно определить басню, выделить мораль, выбрать пословицу подходящую к морали басни. ( Разные вопросы предлагаются командам одновременно в текстовом варианте) . Вопрос для команды «Колокольчики».
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
Дети: Басня «Лебедь, Рак и Щука»- (Разобщенность в дружбе).
Родитель: Вам нужно выбрать пословицу подходящую к морали басни из следующих:
- Человек без друга, что земля без воды.
- Жизнь измеряется не годами, а трудами.
- Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
- Смелость города берет.
Родитель: Вопрос для команды «Радуга»
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Дети: Басня «Ворона и Лисица», нельзя доверять людям, особенно когда они нагло льстят. Все мы себя любим, но ведь нужно различать тех людей, кому можно доверять и тех, кому нельзя.
Родитель: У русского народа очень много пословиц о труде и праздности. Прочитай несколько и выбери те, которые больше подходят к морали этой басни:
- Плут с плутом заодно.
- Бывает и простота хуже воровства.
- В воре, что в море, а в дураке, что в пресном молоке.
- Другому доверяй, да проверяй.
- Ворона и за море летала, да вороной и вернулась.
Ребята после обсуждения в командах, отвечают на вопросы раунда, выслушиваются и проверяются ответы, используется презентация.
Слайд 3-6.
Родитель: «А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Дети: Басня «Квартет»- Чтобы получить плодотворный результат нужно обучиться делу, понять, как верно его сделать.
Родитель:
«Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона».
Дети: Басня «Слон и Моська» - Слон это истинный человек, важный и рассудительный. А вот Моська, пытаясь лаять на Слона, показывает свою беспомощность. Это символ человека, который пытается поднять свой авторитет, перед сильным человеком. Слайд 7-8
Родитель: «Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Дети: Басня «Свинья под дубом» - Крылов сравнил с такой грубой и глупой свиньей тех людей, которые считают, что учиться ничему не нужно.
Родитель: «Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться».
Дети: Басня «Ларчик»- Не следует излишне осложнять задачи, а прежде всего нужно попытаться решить ее самыми элементарными и доступными средствами, т. е. попытаться «просто открыть ларчик». Слайд 9-10.
Родитель: 2 раунд - Герои произведения. Ребята, вам нужно узнать героя басни. Ответы вписывать в кроссворд. Начинает раунд команда «Радуга»
Родитель: Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. Слайд11.
Дети: Мартышка из басни «Зеркало и обезьяна» (по горизонтали 1)
Родитель: У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? Слайд12
Дети: Муравей из басни «Стрекоза и Муравей» (по горизонтали 2)
Родитель: Кого “по улице водили, как будто напоказ”? Слайд 13.
Дети: Слон из басни «Слон и Моська» ( по вертикали 3)
Родитель: Этот герой решил «проэкзаменовать» другого на умение петь. Слайд 14.
Дети: Осёл из басни « Осёл и Соловей » (по горизонтали 4)
Родитель: Этот герой, пока его ругали и укоряли, съел всё жаркое. Слайд 15.
Дети: кот Васька из басни « Кот и Повар » (по горизонтали 5)
Родитель: Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь". Слайд 16.
Дети: Лисица из басни « Лисица и виноград » (по горизонтали 11).
Родитель: 3 раунд - Из какой басни этот предмет? Нужно назвать басню по предмету.
Начинает команда «Колокольчики»
Сыр - «Ворона и Лисица» Слайд 17
Зеркало – «Зеркало и Обезьяна» Слайд 18
Скрипка – «Квартет» Слайд 19
Ларчик – «Ларчик» Слайд 20
Очки – «Мартышка и Очки» Слайд 21
Виноград – «Лисица и виноград» Слайд 22
Родитель: 4 раунд - «Кому принадлежат слова?». Нужно определить какому герою басни принадлежат слова. (Командам раздаются задания, в которых по три вопроса, после обсуждения отвечают по очереди).
Родитель: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»
Дети: Лисице из басни «Ворона и Лисица». Слайд 23.
Родитель: «Всё про очки лишь мне наврали; А проку на волос нет в них».
Дети: Мартышке из басни «Мартышка и очки». Слайд 24.
Родитель: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой…»
Дети: Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей ». Слайд 25.
Родитель: «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите »
Дети: Мартышке из басни «Квартет». Слайд 26.
Родитель: «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…»
Дети: Волку из басни «Волк на псарне». Слайд 27.
Родитель: «Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?»
Дети: псу Барбосу из басни «Две собаки». Слайд 28.
Родитель: 5 раунд - «Путаница». Определить какой герой не из этой басни? Ответы продолжаем вписывать в кроссворд.
Обезьяна - ( по горизонтали 6) Слайд 29.
Грач ( по горизонтали 7) Слайд 30.
Ворон ( по горизонтали 8) Слайд 31.
Бабочка (по вертикали 1) Слайд 32.
Медведь (по вертикали 2) Слайд 33.
Лиса - Слайд 34.
Родитель: 6 раунд – «Язык басен Крылова». Объясните значение слова, используя разные источники словари, интернет. (ребятам раздаются задания)
Альт - Музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. «Достали нот, баса, альта, две скрипки». Басня «Квартет». Слайд 35.
Впрок - То, что может пойти на пользу, или про запас. «А проку на волос в них нет». Басня «Мартышка и очки». Слайд 36.
Овчарня- Хлев, помещение для овец «Думая залезть в овчарню, попал на псарню». Басня «Волк на псарне». Слайд 37.
Плутовка – Ловкая обманщица « С ним была плутовка такова». Басня «Ворона и Лисица». Слайд 38.
Удручена – Огорчена, опечалена. «Злой тоской удручена». Басня «Стрекоза и Муравей». Слайд 39.
Яхонты – Старинное название рубина и сапфира, рубин – красный, сапфир – синий или голубой. «Кисти сочные, как яхонты горят» Басня «Лисица и виноград». Слайд 40.
Родитель: Наша игра подходит к концу, скажите вы достигли цели игры?
Дети: Да! Мы повторили басни И.А.Крылова, правильно отвечали на вопросы викторины.
Родитель: Какое ключевое слово получилось в кроссворде?
Дети: Крылов.
Родитель: Чему вас научили басни Крылова?
Дети: Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Родитель: С того дня, когда Крылов писал басни, прошло много лет , а они живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле. Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. Средства на него собирал весь народ. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Слайд 41.