Викторина по математике для 5- 6х классов:
Ох, уж, эта математика!
Цели:
образовательная: закрепление знаний и умений по материалу 5 и 6 классов; формирование умения выполнять действия с натуральными числами, а также с обыкновенными дробями, применять эти знания при решении текстовых задач, задач на логическое мышление;
воспитательная: формирование интереса к предмету, к процессу решения задач и примеров, выработка умения быстро находить правильное решение, как письменно, так и устно, воспитания у учащихся умения совместно работать в коллективе, воспитание математической культуры, активности, терпеливости, упорства в достижении цели;
развивающая: развитие логического мышления, кругозора, внимания, памяти, сообразительности, умения рассуждать и аргументировать свои действия, развитие математически грамотной речи.
Ход викторины:
Введение:
Звучит музыка. Команды 5 и 6 классов занимают свои места, а также жюри.
1 ведущий- пусть девизом математической викторины станут слова одной песни- «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться», в которой принимают участие команды 5- го и 6 -го классов. (Идет представление команд).
2 ведущий- конкурсы будет оценивать жюри. (Идет представление жюри).
1 ведущий- ознакомьтесь с правилами викторины:
1. Викторина состоит из 4х этапов: разминка, домашнее задание (поэтический
конкурс), основная часть и конкурс капитанов.
2. На обдумывание заданий «разминки» командам дается 1минута.
3. В поэтическом конкурсе оценивается запоминание и выразительность чтения
стихотворения о математике.
4. На обдумывание каждого задания основной части дается 3 минуты, если нет дополнительных оговорок.
5. За правильно решенную задачу и рассказанное без запинок стихотворение дается 5 очков. За хорошее объяснение решения и за выразительно прочитанное стихотворение- еще 5 очков.
Разминка:
2 ведущий- Великий математик Карл Гаусс сказал, что «математика- царица наук, арифметика- царица математики». Встречаем королеву наук- математику!
Королева математики читает стихотворение о математике (звучит классическая музыка):
Думы нездешней полна,
Чуть, загрустив, от чего- то,
Молча стоит у окна,
В мыслях- расчеты, расчеты.
Да, математике надо
Мир постигать нам-
И вот-
Страсть отстраненного взгляда
В прорву пространства ведет.
Пусть ей взгрустнется немножко,
Жалобы не услыхать…
Строгая, смотрит в окошко,
Сущее хочет познать.
Королева проводит «Разминку». (1 минута на задание)
№1. Какой великий русский писатель составил задачник по арифметике? (Л.Н. Толстой)
№2. У многодетного папы было 5 детей, 2/5 этих детей- девочки. Сколько девочек и мальчиков у многодетного папы. (2девочки и 3 мальчика)
№3. Скорость стрелы, выпущенной из лука Ивана Царевича, 50 км/ч. Стрела долетела до Царевны Лягушки за 2 часа. Скорость летевшего Ивана Царевича 5 км/ч. За сколько часов Иван Царевич доберется до своей невесты? (50Х2=100(км), 100:5=20(ч))
Королева- молодцы! К викторине вы подготовились хорошо! А теперь послушаем первое конкурсное стихотворение. Его читает ученик 5 класса:
Арифметика- основа всех разделов математики, она и в жизни применятся наиболее часто. Не забывайте мнение героя известного детского спектакля
«Димка- невидимка»:
Чтобы водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте- ка,
Очень важная наука-
А- РИФ- МЕ- ТИ- КА.
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте- ка,
Капитанам помогает
А- РИФ- МЕ- ТИ- КА.
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать,
А на свете нет профессий,
Вы заметьте- ка,
Где бы нам не пригодилась
Арифметика?
Основная часть викторины (5 конкурсов)
В записи 5555 поставьте между некоторыми цифрами знаки сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно: а) 20 (5+5+5+5) ; б) 110 (55+ 55) ; в) 560 (555+5) .
Расставьте числа 1, 2, 3 так, чтобы сумма чисел, стоящих по вертикалям, горизонталям и диагоналям была равна 6. ( 132 или 312 или 213 или 231)
321 123 321 123
213 231 132 321
А теперь проверьте свою наблюдательность: сосчитать сколько треугольников в фигуре.
Как нужно разрезать циферблат часов на 6 частей так, чтобы сумма чисел была одинаковой.
Королева- А теперь сделаем небольшую паузу и послушаем еще одно конкурсное стихотворение , которое прочитает ученик 6 класса:
Баллада о математике.
Как воздух математика нужна,
Одной отваги офицеру мало
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступления.
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
«Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому
Как воздух математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
Из букв слова АРИФМЕТИКА составьте как больше слов. ( рифма, метка, фетр, тик, кит, миф, риф, фрак, ар, рама, комета, тема, арктика, рак, карма и т.д.)
Королева- перед последним конкурсом прослушаем еще одно стихотворение, которое прочитает ученик 6 класса:
Стихи о нуле. ( С.Я. Маршак )
Меня кружочком окрестили
Понять же людям мудрено
То, что во мне воплощено.
Они запомнили названье
И видят только начертанье-
Для них всего лишь цифра я.
Подвергли действиям меня …
Мне умноженье лишь приятно,
А при сложении, вычитании
Меня оставят без внимания!
О том же, чтоб на нуль делить,
Не стоит даже говорить …
А то, что на нуль помножишь,
В одно мгновенье уничтожишь.
Так берегись же ты нуля,
Чтоб он к нулю не свел тебя!
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Конкурс капитанов.
Из частей собрать квадрат. ( Каждому капитану дается конверт с частями).
Слово жюри. Награждение команд.