ВИКТОРИНА для учеников начальных классов по окружающему миру. Тема: «Зеленая планета»
Цели: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
В игре принимают участие две-три-четыре команды.
Ход занятия . Организационный момент.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
А теперь разобьемся на команды и выберем в каждой капитана команды. Работа в группах - определить название команды.
Учитель. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Ответы учеников: Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды.
Учитель. Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ». За каждый правильный ответ 1 балл).
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение». Каждая команда внимательно слушает вопрос и записывает ответы на листок.
На каком дереве созревают желуди? (дуб).
Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну).
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
Листья какого растения прикладывают к ранке? (подорожник).
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Это самый первый цветок, появляющийся из под снега.(Подснежник).
Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
На каком цветке можно погадать, отрывая лепестки? (ромашка).
У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
Как называется растение колючее как ежик? (кактус).
Ответы сдаются жюри.
2-й конкурс. Загадки (каждая команда разгадывает загадки)
Учитель: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир.
Детям раздаются листки с загадками. Они должны написать ответы.
Учитель. Мы продолжаем наши конкурсы
3-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Что человек делает для сохранения животного мира?
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
У кого на сучке кладовая? (У белки).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
4-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Учитель . Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Каждой команде дается конверт с заданием. Первой команде изобразить медведя косолапого. А вторая команда изображает свирепого тигра, третья – павлина, а четвёртая – ленивца.
5-й конкурс. «У медведя во бору».
Учитель . Отгадайте загадку и узнаете, какой следующий конкурс.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Учитель . Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие. А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы?
Учитель раздаёт список грибов. Каждая команда должна написать какой гриб съедобный, а какой ядовитый.
6-й конкурс. «Вспомним пройденное».
Учитель. Сейчас мы вспомним с вами что проходили на уроках по окружающему миру. .
Детям раздаются листочки и диктуются вопросы.
Учитель.
Перечислите материки, океаны
Перечислите пояса освещённости (ледяной, умеренный, тропический, умеренный, ледяной)
Перечислите природные зоны (ледяных пустынь, тундра, лес, степь, пустыня)
Перечислите роли обитателей экосистем ( кормильцы, едоки, мусорщики)
7-й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
8-й конкурс.
« Бег гусеницей»
Мех ползёт среди травы.
Это гусеница, вы?
Вы направились куда,
листья кушать как всегда?
Может лучше на диету?
Так как листьев уже нету!
Участники в каждой команде берутся за руки таким образом: правая рука впереди, левая между ног держит правую руку партнера. По сигналу команды бегут, обегают фишки и финишируют.
«Кукушка»
Где ты спряталась, кукушка?
В чаще леса?
На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: — Ку-ку! Ку-ку!
От команды выступает 5 пар, каждая пара цепляется руками таким образом, чтобы стоять спиной друг к другу. Между спинами дети зажимают шишку. Пара бежит до «гнезда»
( ящик, шляпа, ведерко…) и без рук должны попасть шишкой в «гнездо».
Учитель. – Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.
9-йконкурс «Правила друзей природы».
– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Рефлексия. Продолжите предложение.
- С наступлением весны, я…….
-посажу дерево.
-не буду рвать цветы.
-сделаю скворечник.
-не буду брать выпавших птенцов.
-не оставлю горящий костер в лесу.
И придумайте другие……
Молодцы ребята! Вы с честью выдержали все испытания. А теперь давайте узнаем победителей нашего путешествия. Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).