СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: 

1)   формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях

2)      показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о предметах

3)      совершенствовать навыки речевого высказывания

4)      развивать  память, внимание, логику и интеллект в целом

5)      развивать лингвистические способности, обучающихся их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру

6)      совершенствовать  орфографическую и пунктуационную грамотность

7)      развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи

8)      воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку. развивать речь и творческие способности обучающихся

Задачи:

1)      обучающие – повторить и закрепить знания обучающихся по изученным темам;

2)      развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;

3)      воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку»

ВИКТОРИНА по русскому языку "Веселая грамматика" для обучающихся 6-7 классов



1. «Разминка». Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

3. Стоит на крыше всех труб выше. (Антенна)

4. С земли и ребенок поднимет,

А через забор силач не перекинет. (Перо)

5.Живет – лежит, а умрет – бежит. (Снег)

6.В темнице сидят девицы, вяжут узор, ни ниток, ни узлов. (Пчелы)



  1. Кто быстрее, кто больше?


Сообразительность

Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

Скоросшиватель

Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток

Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит

Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь

Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок

Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора

3Назовите слово по его лексическому значению.

1.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

2.Раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. (фразеология)

3.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

4. Больной, лечащийся у врача (пациент)

5. Что изучают морфемика и словообразование?

(части слова, способы образования слов)

6.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

7.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

8.Раздел языкознания, изучающий синтаксис и пунктуация? (словосочетание и предложение, знаки препинания)

9. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. (лексика)

10.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

11.Устное народное творчество (фольклор)

12.Общая часть родственных слов (корень)

13.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

14.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

15.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

16.Научное справочное пособие (энциклопедия)

16.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

17.Герой русских былин (богатырь)

18.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

19.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

4. «Разгадайте кроссворд».

По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

5. Игра «Переводчик».

1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)

  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)



2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).

  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)


6. «Лесные теремки».

- Прочитать текст. Определить стиль и тип речи. Определить тему и основную мысль текста.

 А) Представление об атомах как мельчайших неделимых частицах было подвергнуто сомнению еще Д. И. Менделеевым, который высказал предположение, что атомы простых тел образованы сложением некоторых еще меньших частей.
      Непосредственные доказательства сложности строения атома были получены в экспериментах по пропусканию электрического тока через разреженные газы... Прямым доказательством сложности строения атома было открытие самопроизвольного распада атомов некоторых элементов, названное радиоактивностью. В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что соединения урана засвечивают в темноте фотопластинку, ионизируют газы, вызывают свечение флюоресцирующих веществ. В дальнейшем выяснилось, что этой способностью обладает не только уран... («Основы общей химии») (научн., повеств.)

Б)    Утро туманное, утро седое, 
            Нивы печальные, снегом покрытые, 
            Нехотя вспомнишь и время былое, 
            Вспомнишь и лица, давно позабытые. 
            Вспомнишь обильные страстные речи, 
            Взгляды, так жадно, так робко ловимые, 
            Первые встречи, последние встречи, 
            Тихого голоса звуки любимые. 
            Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, 
            Многое вспомнишь родное, далекое, 
            Слушая ропот колес непрестанный, 
            Глядя задумчиво в небо широкое. (И. С. Тургенев) (худож., опис.)

В) В ответ на ваше письмо от 25.01.2014 года сообщаем, что, к сожалению, не можем выслать Вам каталог женской обуви, так как он еще находится в печати.

Директор В.В. Иванов (офиц.-делов.)



7. «Словообразование».

  1. Какое слово имеет корень такой же, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставку такую же, как и в слове расход?(рассказчик)

  2. Корень его находится в слове преподносить, приставка – в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый? (выносливый)

  3. Корень тот же, что и в слове целый, первый суффикс – как в слове дружина, другой – как в слове высотник? (целинник)



8. «Головоломки».

В свободные клеточки прямоугольника необходимо вписать буквы так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное имя в ед ч. И.п.

(корона, корпус, корова, корень, корица, коралл, корсаж, кортеж, кортик) (Свеча, слеза, смена, стена, сцена, схема, суета)

9. Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.

Жара – ... , ... . (зной, холод)

Работа – ... , ... . (дело, безделье)

Грусть – ... , ... . (печаль, радость)

Аккуратный – ... , ... . (опрятный, неряшливый)

Бранить – ... , ... . (ругать, хвалить)



10. Загадки – шутки.

1. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком)

2. Что стоит посередине земли? (буква М)

3. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой О)

11. Решите народную скороговорку-загадку.

Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок?

(3 палки и 4 галки)

12. Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.

1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ].

2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а.

4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!


13. Игра «Третий лишний».

1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).

2. Водитель, вода, водить.

3. Запах, пахать, пахарь.

4. Море, измор, морской (берег).


14.  В каком высказывании допущена ошибка?

  1. Однородные члены отвечают на один вопрос.

  2. Однородные члены могут относиться к разным словам в предложении.

  3. Однородные члены являются одним членом предложения.

  4. Для однородных членов характерна интонация перечисления.



15.  В каком предложении не хватает запятой?

  1. Снегом покрылись леса и поля.

  2. Петя нырнул, но дна не достал.

  3. Мальчики и девочки весело пели и танцевали.

  4. Нужно беречь и Родину и культуру.

16. Ответьте на вопросы.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? (тень)

3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это? (яма)



17. Определите, простыми или сложными являются предложения. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

(Работа на доске по одному человеку из команды и все остальные - в тетради).


1) Книга - лучший товарищ.
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
3) Прошла гроза, и выглянуло солнышко.