СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку 6 класс "Юные филологи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку 6 класс "Юные филологи"»

МКОУ «Новомакинская сош»













ВИКТОРИНА



по русскому языку

6 класс



«ЮНЫЕ ФИЛОЛОГИ»







Провела:

учитель русского языка и литературы



Амирасланова Н. С.











2016г



Дата:



Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка: фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация.

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.


Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.


Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах.

Воспитывать любовь к родному языку.


Оборудование:

Раздаточный материал.

Компьютерная презентация «Брейн-ринг юных филологов».


Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.


СЛОВО ВЕДУЩЕГО:

Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на брейн-ринге юных филологов, юных любителей слова. В школе продолжается неделя русского языка и литературы. Сегодня на игре встречаются сильнейшие представители 6-ых классов. Их ждут пословицы и фразеологизмы, антонимы и анаграммы, орфографическая дуэль и многое другое.

Само название «брейн-ринг» говорит о том, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Задания, общие для двух команд, будут высвечиваться на экране. Выполняются они письменно. Капитан поднятием руки сообщает о завершении работы и сдаёт лист с выполненным заданием членам жюри. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы . В каждом раунде несколько заданий, за каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл. Время размышления над вопросом - 1 минута. После завершения каждого раунда жюри будет объявлять результаты. Итак, приглашаем команды занять свои места. Команда «ЗНАТОКИ » (называются фамилии и имена участников). Команда « ЛИНГВИСТЫ »(называются фамилии и имена участников). А теперь представляем наше уважаемое жюри, которому предстоит нелёгкая задача: оценивать ответы команд и подсчитывать баллы, заработанные в упорной борьбе каждой командой.

Прошу учесть! Победители не зазнаются – это всего лишь счастливый случай, а побеждённые – не плачут. Фортуна непременно улыбнётся вам завтра! И ещё!

Болельщики должны в минуту обсуждения соблюдать идеальную тишину!

Любая попытка дать подсказку, будет расцениваться, как нарушение правил и команда будет удалена из игры.

Но я думаю, что такого у нас не будет! Ведь все настроены доброжелательно, в конце концов – это просто игра!

Ведущий: (слайд 1)

Брейн-ринг пора уж начинать!

Что я хочу вам пожелать?

Не будет пусть у вас проблем,

Пусть интересны будут всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята.

Приветствие команд.


Это домашнее задание. Команды должны были подготовить эмблемы и приветствия. Итак, слушаем приветствие команд.


Раунд первый «Блицопрос».(слайд 2)

Уважаемые игроки, в этом раунде каждый сможет проверить свои знания. Командам по очереди будут задаваться вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Если команда не знает ответ, на вопрос могут ответить соперники и заработать дополнительный балл.


6 «Б» класс

1.Наименьшая значимая часть слова. (морфема)
2.Разговор двух или более лиц (диалог)
3.Слова каждого участника диалога (реплика)
4. Что в переводе с греческого означает неологизм? (новый, слово)
5. Слова с противоположным значением. (антонимы)

6. Что изучает синтаксис? (раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи)

7. Построение текста – рассуждения ( тезис, доказательство-аргумент, вывод)

8. Морфологические признаки имени существительного.

9. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания?( пунктуация)

10. Сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически.(словосочетание)

: 6 «А» класс

1. Несвободное, неделимое, устойчивое по своему составу и структуре сочетание слов (фразеологизм)
2. Отступ вправо в начало строки, красная строка. (абзац).

3. Что изучает фонетика?(звуки речи, способы их образования)

4. Слова, похожие по произношению, но разные по значению, называются (паронимами).
5. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.(заимствованные)
6. Слова, которые вышли из живого, повседневного употребления. (устаревшими)

7. Образование слов путём сложения.(сложные слова)

8. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?(прилагательное)

9.Главная морфема, в котором заключено общее лексическое значение всех родственных слов.( корень)

10.Что называется словообразованием?( раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования новых слов)

Жюри объявляет итоги блиц-опроса


Раунд второй «Собери пословицы» (слайд3)

Ведущий:

Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится – Ведь с ней и горе – не беда. И наша речь красна пословицей! Ну что ж, приступим, господа?

Пословицы разделились на две части и смешались. Вверху даны начала пословиц, а внизу - их концовка. Не спеши языком; делу время; труд человека кормит; что посеешь; ученье – свет; по одёжке встречают; терпение и труд; любишь кататься.
Не ученье – тьма; по уму провожают; а лень – портит; торопись делом; то пожнёшь; потехе час; люби и саночки возить; всё перетрут.

Раунд третий «Орфоэпическая дуэль».(слайд4)



Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!


Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача – расставить ударения.

Раунд четвёртый «Орфографическая дуэль».(слайд 5)

-


Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

Раунд пятый «Фразеология» (слайд6)

Вам нужно заменить фразеологизм синонимом. Вы можете не записывать сами фразеологизмы. Достаточно записать номер и ответ.

Раунд шестой. Конкурс капитанов « Кто составит больше слов.» Составить слова из одного слова. СОРЕВНОВАНИЕ слайд 7)



Раунд седьмой «Анаграмма»(слайд 8)

Может быть, не все знают, что анаграмма – это слово, в котором при перестановке букв слово приобретает новое значение (сон – нос). Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, известный русский писатель 18 века Антиох Кантемир подписывался как «Харитон Макетин».

Раунд восьмой «Корректор» (слайд9)

Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.

Ведущий: Пока команды работают, я предлагаю нашим зрителям отгадать загадки, а потом из первых букв слов-отгадок мы составим на доске второе название нашей игры брейн-ринга. Ведущий: Пока команды собирают пословицы, предлагаю зрителям поиграть в игру «Кто больше?»

Я называю часть тела человека, а вы должны назвать как можно больше фразеологизмов с этим словом. Побеждает тот, кто назвал фразеологизм последним.

ГОЛОВА (Человек с головой, морочить голову, повесить голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую, как снег на голову и т.д.)

НОС (Зарубить на носу, не видеть дальше своего носа, бояться нос показать, остаться с носом, встретиться носом к носу и т.д.)

ГЛАЗ (Мозолить глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, как бельмо на глазу, пускать пыль в глаза, хоть глаза выколи и т.д.)

УХО (Держать ухо востро, развесить уши, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, ушам своим не верить, медведь на ухо наступил и т.д.)

НОГА (Встать с левой ноги, путаться под ногами, потерять почву под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять, со всех ног и т.д.)

  1. Закутан ребёнок в сто пелёнок. (капуста)

  2. По горам, по долам ходят шуба да кафтан.(овца)

  3. Кто один имеет рог? Ну конечно…(носорог)

  4. Ох, не трогайте меня, обожгу и без огня.(крапива)

  5. Две антенки на макушке, а сама сидит в избушке.(улитка) На себе её везёт, очень медленно ползёт 6. Под водой живёт народ, ходит задом наперёд.(раки)

7.Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая, (сушки)…

8.Лист бумаги по утрам на квартиру носят к вам.(газета)

На одном таком листе много разных новостей.

  1. Если ей работу дашь - зря работал карандаш.(резинка)

  2. Стоит на крыше всех труб выше.(антенна)

  3. Чернокожий карапуз не по росту тянет груз.(муравей)

  4. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут.(облака)

  5. Поэт закончил строчку, в конце поставил…(точку)

  6. Она зимой и летом одним бывает цветом.(ель)

  7. Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ежиха)

  1. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?(волк)

Ответ: КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ

Ведущий: Ну что ж, надеюсь, наши грамотеи нашли и исправили все ошибки, ну а если какие-то и пропустили, то их смогло найти жюри, которое и объявит результаты второго раунда.

Жюри объявляет результаты

Раунд 9 – «Чёрный ящик».(слайд 11)





 В ящике спрятаны 4 предмета. Каждой команде нужно отгадать по два предмета.

1 команда

2 команда

  1. Когда тесно, то ему негде упасть. Из-за него начинается вражда. (Яблоко)

  2. Он бывает насущный, бывает чужой. Про него говорят, что он всему голова. (Хлеб)

  1. Глупый человек ищет её в скошенной траве. Тот, кто волнуется, сидит как на них.(Иголка)

  2. Чтобы узнать кого-то хорошо, нужно с ним съесть её 16,38 килограмма. Её подают гостям вместе с хлебом. (Соль)

Этот предмет использовался ещё древним человеком и изготавливался из костей рыб. Но вот уже более 2000 лет этот предмет делают из металла. При использовании этого предмета надо выполнять определённые правила безопасности. Этот предмет есть в каждом доме, в каждой семье. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные замечательные вещи, а можно убить страшного героя русских сказок (игла).

Жюри оценивает ответы команд

Раунд десятый «Подбери антонимы»(слайд 12)

Проверка

Конец – начало

Холод – жара

Злость – доброта

Сила – слабость

Счастье – горе

Наказание – награда

Молодость – старость

Аккуратность - неряшливость


Задания для болельщиков:

1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(именительный)

2. Как называется часть слова без окончания? (основа)

3. Как можно превратить мел в мелкое место? (добавить ь)

4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

5. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)

6. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

7. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)

8. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет. (Буква р)

9. Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

10. Название какого города состоит из птицы и животного?

(Ворон – еж)

11. Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

(Гоголь)

«Угадай слово»

1.Отгадать здесь будет надо,
Кто пасёт овечье стадо. (Чабан)

2.Есть для духовного звания
особенное название. (Сан) 3.Так и сияет бриллиантами это,
Когда на шее у дамы надето. (Колье)

4.Вещает он нам с телеэкрана
О важных событиях в разных
странах,
А после того о погоде расскажет
И о кинофильмах ближайших даже. (диктор)

5. Создатель какого-нибудь произведения? (автор)

6. Краткий рассказ с остроумной концовкой (анекдот)

7. Литература о будущем. (фантастика)

8. Документ об окончании учебного заведения. (аттестат)

9. Коровы мычат, собаки лают, овцы - … (блеют)

Я – сборник карт. От ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь – превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я.

(Атлас – атлас)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А «И» ты впереди прибавишь –

И стану птицей я лесной.

(Волга – иволга)

По мне движется кровь,

Меня ищут на сгибах руки.

Если же, буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки.

(Вена – Нева)

Подведение итогов брейн-ринга. Ведущий: Уважаемое жюри! Прошу Вас подвести общий итог сегодняшней игры. Я же хочу закончить наше мероприятие стихотворением поэта Р.Фархади «Земные слова»

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные. И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной –

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.

Жюри объявляет команду – победителя игры. Награждение победителей и участников игры.

Ведущий: Спасибо всем, кто принял участие в нашей игре и, конечно, нашему уважаемому жюри! До новых встреч!