СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по сказкам Бажова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийную викторину можно использовать и в рамках урока внеклассного чтения по творчеству Бажова, и как отдельное мероприятие по возрастным группам.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по сказкам Бажова»

13



НОВОГОДНЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МОТИВАМ СКАЗОК БАЖОВА

Дата проведения: 03.01.17г

Время проведения: 17:00 – 19:00

Место проведения: акт. зал

Форма проведения: мультимедийная викторина

для старшей, средней и младшей группы

Организаторы: 6 отряд

Ведущие: ________________________

________________________

Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о сказах Павла Петровича Бажова, о природных ископаемых и самоцветах Урала
Задачи:  
- развивать познавательные интересы воспитанников к творчеству П. П.Бажова и к литературе в целом; их творческие способности с учетом индивидуальных особенностей (по возрастным группам); интеллектуальные, коммуникативные способности, речь; познавательный интерес к географии, краеведению и фольклористике;
- приобщать детей к культуре и истории родного края через знакомство с самобытными сказами Бажова;
- формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности.

- формировать читательскую компетенцию, умение отвечать на вопросы по произведениям;

 - воспитывать интерес к литературе, сказам П.П.Бажова, показать величие писателя, исключительность его дарования; высокие нравственные и эстетические ценности. 

Материалы: иллюстрации к сказам, презентация, видеофрагменты, таблица для записи баллов для жюри, «малахитики» за правильный ответ

Предварительная работа: 

- в отрядах: знакомство с писателем – рассматривание портрета, краткая биография. Знакомство со сказами– чтение сказок, рассказывание, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Формирование двух команд, придумывание названий команд, выбор капитанов

- организаторы: Подготовить положение, бланки для жюри, презентацию по группам, видеоматериалы, музыкальное оформление мероприятия, рассадку в зале










Ход мероприятия:

Звучит музыка, дети входят в зал, рассаживаются. Выходят на сцену ведущие.

Ведущий1: 
Сказы Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя.

Ведущий2:

Выйдет на солнышко ящерок стайка,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Вечер уложит, ночь приголубит,
Утро разбудит, авось не погубит.

Ведущий 1:

Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка, 
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Черная Кошка по лесу бродит.

Ведущий2:

Медной хозяйки дивные залы,
Маркова Камня гранитные скалы,
Чудные сказы собраны в книжку
Их рассказал нам дедушка Слышко.


Ведущая: Сегодня мы проведем с вами соревнование по сказам П.Бажова. 
1-я команда (название)
2-я команда (название)

3-я команда (название)

4-я команда (название)

Далее – для младшей группы

Вед: - Дети, посмотрите все кругом.

Мы же с вами очутились

В царстве сказочном, лесном.

Лес укрыла тишина.

Ночь вокруг темным темна.

Может, сказка здесь живёт?

Слышите, кто-то идёт…

(Входит Катя в полушалке, в дублёнке, в валенках)

Катя: - Долго шла я и устала,

Вот и ночь уже настала –

Тихо на землю легла,

Ясный месяц свой зажгла.

Лес кругом такой красивый,

Только где же друг мой милый!

Видно сбилась я с пути,

Мне Данилу не найти.

Хозяйка медной горы его к себе заманила,

Секрет каменного цветка ему открыть посулила.

А кого она к себе в горные мастера берёт,

Тот уж навеки сгинет, пропадет.

Из подземного царства она

Уже никого не выпускает,

И где хозяйку медной горы найти –

Никто не знает.

(Раздаётся звук играющей дудочки)

Катя: - Это Данилушка играет.

Я песенку его узнала,

Данила, милый, отзовись!

(Слышится, затихая, голос Хозяйки)

Хозяйка: - Нет его… Нет его… Нет его…

Катя: - Данилушка, не прячься, появись!

Хозяйка: - Нет его… Нет его… Нет его…

Катя: - Ах! Какие скалы впереди,

Данилушка, где ты, выходи!

(Скалы открываются, выходит Хозяйка медной горы)

Хозяйка: - Я – хозяйка медной горы.

Зачем ко мне пожаловала ты?

Может, камень драгоценный ищешь?

Любой бери, да поскорее уходи.

Катя: - Не надо мне мёртвого камня твоего,

Отдай лучше мне Данилу моего!

Скоро праздник – Рождество,

Не хватает мне его!

Хозяйка: - Праздник этот встречаю и я,

Только вот Снегурочки нет у меня.

Мастера-Данилу я с тобой не отпущу,

Я тебя в Снегурку мраморную превращу!

Дымкой серебристой тебя запорошу,

Вечную дрёму на тебя напущу.

Ведущая: ничего у тебя не выйдет, Хозяйка!

Хозяйка: это ещё почему?

Ведущая: да потому что мы знаем, как тебя победить и Данилу освободить.

Хозяйка: откуда вы знаете?

Ведущая: Нам про это Бажов в своих сказах поведал!

Хозяйка: хорошо. Если вы на самом деле много про меня и Урал знаете, отпущу я Данилу – мастера. Но если не знаете – я Катю заберу и в малахитовую статую превращу!

Ведущая: давайте начнём викторину.

ВИКТОРИНА

Тема: «Назови сказку».
Команды по очереди отгадывают сказку по первому слову. За каждую отгадку - балл.
мл.группа

- Серебряное… (копытце)
- Голубая…. (змейка)
- Огневушка… (Поскакушка)
- Медной горы…. (Хозяйка)
- Золотой …..(волос)
- Малахитовая….. (шкатулка)

- синюшкин … (колодец)

-каменный … (цветок)

Средн. и старш. группы

- алмазная … (спичка)

- аметистовое … (дело)

- васина … (гора)

-веселухин … (ложок)

- две … (ящерки)

- ермаковы…. (лебеди)

- золотые … (дайки)

- тараканье … (мыло)

- ключ … (земли)

- кошачьи … (уши)

- тяжёлая .. . (витушка)

- хрупкая … (веточка)

- хрустальный … (лак)

- чугунная … (бабушка)

- шёлковая … (горка)

- широкое …(плечо)


Тема: Герои сказов

Участники должны узнать героя сказа по описанию. За отгадку – 2 балла

Мл. группа

- Как звали девочку в сказке «Серебряное копытце»? (Дарёнка)
- Как звали кошку в сказке «Серебряное копытце»? (Мурёнка)
- Как звали деда в сказке «Серебряное копытце» (Кокованя)
- Как звали мальчика из сказа «Огневушка-Поскакушка» (Федюнька)
- Как звали мальчиков из сказа «Голубая змейка» (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)

Средн. и старш. группа:

  1.  Девчонка махонька, вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать.

(Огневушка-Поскакушка)

  1.  Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Девка небольшого росту, из себя ладная. Одежда ее из шелкового малахиту платье.

(Медной горы Хозяйка)

  1.  Ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка маленькая. В каком месте топнет копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. Рожки-то у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. Шерстка у него летом буренькая, а зимой серенькая.

(Серебряное копытце)

  1.  Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушенку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе не место.

(Синюшка)

  1.  Жил в нашем заводе парень. И от всех ему наследство досталось. От отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок. Парень ядреный да могутный, крутой да веселый – работа у него и шла податно. (Илья ск. «Синюшкин колодец»)

  2.  Сиротко круглый был парнишечко. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чем душа держится. С лица чистенький. Волосенки кудрявенькие, глазенки голубенькие. А потом стал высокий да румяный, кудрявый да веселый.
    (Данила ск. «Каменный цветок»)

  3. Девчонка махонька, носишко пуговкой. В избе прибирала, похлебку да кашу варила. Сказки слушать любила. Да все с кошкой возилась. Кукол сама шила, да одежку на них.

 (Даренка)

  1.  Сама черненька да басенька, а глазки зелененькие. На наших девчонок будто и вовсе не походит. Не шибко к чужим людям ластилась. Научилась шелками да бисером шить.
    (Танюша. «Малахитовая шкатулка»)

  2.  Она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, переросток считается. Пригожая была, девушка проворная – по хозяйству все бегала – в огород там, сварить – постряпать. Управится и садится за какое рукоделие: сшить-связать, мало ли. А потом и камешки малахитовые распиливать научилась.

(Катя. «Горный мастер»)

  1.  Парень тут был. Он Илюхе-то ровесником приходился. Давно около золота околачивался, свое смышлял, – не попадет ли штучка хорошая, а унести ее сумею. Чужое в свой карман прибрать мастак был. Одним словом, ворина. По этому ремеслу у него и заметка была. Его один старатель лопаткой черканул, а все де зарубка на память осталась – нос до губы пополам развалило.

(Кузьма Двоерылко. «Синюшкин колодец»)


Тема: Знание текста.

Ответ на вопросу по текстам сказок. За правильный ответ – 3 балла.

Мл. группа:

Как звали кошку из сказа «Серебряное копытце»? (Муренка)

Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)

Чем занимался Кокованя? (Был охотником)

Как звали девочку из сказа «Серебряное копытце»? (Даренка)

Что означает слово «пожитки»? (Вещи)

Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно говоришь, пр-равильно)

Как называлась избушка, в которой Кокованя и Даренка в лесу жили? (Балаган)

Сколько лет было Федюньке из сказ «Огневушка – Поскакушка»? (Восемь)

Что становилось с Огневушкой-Поскакушкой, когда она круги делала? (Подростала)

Где показывалась Огневушка – Поскакушка, что находили на тех местах? (Золото)

Чьи это слова: «У меня тепло!  У меня светло!
                          Красно летичко!»  (Огневушка-Поскакушка)

Какой предмет помог Федюньке из леса выйти? (Лопата)

Средняя группа:

Какого цвета перышки остались Илье в наследство от бабки Лукерьи? (бБеленькое, черненькое, рыженькое)

Где работал Илья с малолетства? (На прииске)

С каким подарком к Илье вышла Синюшка в третий раз? (Срешетом ягод)

что посыпалось из решета с ягодами, когда Илья принес его домой? (Смородки да дорогие камни)

Как назывались камни, которые выбивал серебряное копытце? (Хризолиты)

Что означает слово «парун» из сказа «Медной горы Хозяйка»? «День был , и жарко – страсть. Парун чистый». (Жаркий день после дождя)

Как еще называли Медной горы Хозяйку? (Малахитница)

Как звали парня из сказа «Медной горы хозяйка»? (Степан Петрович)

В кого превращалась Хозяйка, когда хотела уйти? (В ящерицу)

Что подарила Хозяйка Настеньке – невесте Степана? (Малахитовую шкатулку)

На какой камень похожи слезы Хозяйки? (Изумруд)

В сказе «Синюшкин колодец» упоминаются баретки. Что это? (Обувь)

Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа? («Огневушка-Поскакушка»)

Старш. группа:

Сказ «Малахитовая шкатулка» продолжение какого сказа? (Медной горы Хозяйка)

Что оставила женщина на память Танюшке? (Пуговку, шелк и бисер)

За что был наказан Данила, когда был подпаском? (Корову потерял)

На какой цветок должен был походить Каменный цветок по задумке Данила? (Дурман)

Какой узор выходил у Катерины на малахитовых досочках? (Дерево и две птицы)

Как звали парня, который украл перья у Ильи, из сказа «Синюшкин колодец»? (Кузька Двоерылко)

Что преподнесла Синюшка на подносе для Ильи в первый раз?  (Песок золотой, самородки, каменья дорогие)

Сколько камней набрал Кокованя? (Полшапки)

Кто мешал Огневушке-Поскакушке показывать, где лежат камни? (Филин)

Как звали деда Ефима, в сказе «Огневушка – Поскакушка»? (Золотая редька)

Что такое «пимы»? (Валенки)

Что такое «зипун»? «Надел шапку да зипун». (Кафтан из грубого, толстого сукна)

Где Синюшка сидит, там … Закончи фразу. (Богатство положено)

Назовите имена детей Степана и Данилы, которые стали персонажами произведений «Малахитовая шкатулка» и «Хрупкая веточка» (Танюша – дочь Степана и Настасьи; Митя – сын Данилы и Кати).

- Что значит "бажить"? (Колдовать, ворожить, накликать)

- Где родился и жил Бажов? (Урал, Сысерть)

- Месторождения каких горных пород были открыты на Урале? (Малахит, мрамор, яшма, родонит)

- Какого цвета малахит? (Нежно-зелёного)


Тема: «Назови сказку по иллюстрации»
Команды отгадывают по очереди, за каждый правильный ответ - 4 балла

Мл.группа:

Огневушка – поскакушка

Серебряное копытце (1- для мл., 2 – для ср. и ст.гр.)

Медной горы хозяйка

Малахитовая шкатулка

Золотой волос

Голубая змейка

Синюшкин колодец

Ср. и старш.группа= мл.гр.+ след.вопросы:

Ключ земли

Орлиное перо

Дорогое имячко


Тема: «Видеовопрос». Вы должны узнать сказку по отрывку. За правильный ответ – 1 балл

Тема: «Из какой сказки слова»

За правильный ответ 5 баллов, команды отвечают по очереди.
мл.гр.

- «Весь балаган горит – переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце)
- «В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит. Полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно». («Серебряное копытце»)

- «Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришелся. В артелке, видишь, один старик был. Дедко Ефим. С молодых годов он из земли золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у него бывало. Он и рассказывал, а старатели слушали».  («Огневушка-Поскакушка»)

- «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка)
- «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» (Медной горы Хозяйка).

- «Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало». («Серебряное копытце»)

- «Как весна пришла, побежали к старой березе. Ну, и что? С первой лопатой такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко  Ефим даже поплясал на радостях». («Огневушка – Поскакушка»)

Ср. и ст. гр.

- «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка –Поскакушка)
- «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет».  («Синюшкин колодец»)

- «Ну, парень видит – делать нечего. Пошел к ней, а она ручкой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит – ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок, либо слюда, блестит, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены». («Медной горы Хозяйка»)

- «С той поры Танюшка и стала мастерицей, а уж в годы входить стала, Вове невестой глядит. Заводские парни о Настасьины окошки глаза обмозолили, а подступить к Танюшке боятся. Вишь, неласковая она, невеселая, да и за крепостного где же вольная пойдет». («Малахитовая шкатулка»)

- «Так и пошло. На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава. Как снег выпал, велел ему с соседом за дровами ездить – пособишь-де. Ну, а какая подмога! Вперед на санях сидит, лошадью правит, а назад за возом пешком идет. Промнется так-то, поест дома, да спит покрепче». («Каменный цветок»)

- «Тут и зашумело что-то, как осыпь земляная. Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика –  камня… Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются… Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная… Солнышко не видно, а светло, как перед закатом». («Каменный цветок»)

- «Распилила Катя камешок. Видит – узор на редкость пришелся, и как намечено, в котором месте поперек отпилить. Подивилась Катя, как ловко все пришлось. Поделила по готовому, обтачивать стала. Дело не особо хитрое, а без привычки тоже не сделаешь. Помаялась сперва, потом научилась». («Горный мастер»)

На этом заканчивается мероприятие для мл. группы

Хозяйка: - Что же, дети, ваша дружба помогла,

Помешать празднику я не смогла.

Дед Мороз вам дарит подарки каждый год,

А сегодня я подарю вам каменный цветок.

Данила, мастер, выходи,

Да цветок волшебный выноси.

(Открываются скалы, выходит Данила, выносит цветок.)

Данила: - Вот и каменный цветок,

О нём недаром говорит народ,

Он весь сверкает и блестит,

И ярким пламенем горит.

Хозяйка: - Лепесточки откланяйтесь,

Самоцветы, появляйтесь!

Подведение итогов.

Ведущая1: - До будущего года пусть сказка не кончается!

Ведущая2: - Пусть все желанья ваши и мечты сбываются! До новых встреч!

Продолжение для ср. и старшей группы

Тема: Горные породы, встречающиеся в сказах. На экране – камень. Как он называется? За каждый правильный ответ – 6 б.

– горная порода с зеленой окраской и пятнами различных цветов, которые придают этому камню сходство с кожей змеи (отсюда и название). Плотный, просвечивающий в краях поделочный камень. - Змеевик

– металл, белого цвета, ковкий, пластичный. Основные потребители: электротехническая и электронная промышленность, производство ювелирных изделий. - Серебро 

– бесцветный прозрачный минерал употребляется для оптических и ювелирных изделий. - Горный хрусталь 

благородный металл. Желтого цвета, ковкий. Первый из открытых человеком металлов. - В природе встречается главным образом самородками. Используют для изготовления ювелирных изделий. - Золото 

– непрозрачный минерал ярко-зеленого цвета. Наиболее известны месторождения на Урале. - Малахит

–  прозрачный драгоценный камень ярко-зеленого цвета. Известное месторождение находится на Малышево. - Изумруд 

– плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо и удобрение. - Торф 

– прозрачный драгоценный камень золотисто-зеленого цвета. - Хризолит

– минеральное вещество, горная порода, содержащая металлы, а также другие полезные вещества. - Руда 

– металл красноватого цвета, ленты у Хозяйки Медной Горы. - Медь 

- для Льва имеет особое значение. Минерал приносит владельцу силу, богатство, сохраняет молодость. Считается, что это камень философов и моралистов, который приносит удачу. Однако стоит быть осторожным с ним тем, кто падок на искушения.  алмаз

- Особую связь с этой горной породой чувствует Дева. Минерал имеет свойство улучшать мозговую активность и способствует повышению снисходительности, что облегчает общение представителей этого земного знака с другими людьми. яшма

- усиливает положительные качества Весов, придает им бодрости, уверенности, помогает добиваться успеха во всех начинаниях. Полезен он также для физического здоровья своего владельца. Самоцвет регулирует эндокринные процессы, защищает от негативной энергии. турмалин

- камень необычный. Он требует бережного отношения, его нельзя использовать повседневно. Обращаться к украшениям с аметистом нужно только тогда, когда особенно нужна его поддержка. Являясь самой дорогой разновидностью кварца, самоцвет ценится с древнейших времён. Библейские писания свидетельствуют о том, что данный минерал - в числе других двенадцати драгоценных камней, украшал пектораль первосвященника Аарона. Рыбы- аметист

- Астрологи рекомендуют носить топаз в форме талисмана для знака зодиака Скорпион. Им в первую очередь больше всего пригодятся фиолетовые и голубоватые оттенки. Для женщин-скорпионов ювелирные украшения с голубым топазом помогут стать более проницательными и контролировать злые помыслы. Для молодых девушек-скорпионов, топаз с чуть более синим цветовым оттенком сможет придать уверенности в своих собственных силах и раскрепостить в общении с окружающими. топаз

- Телец – земной знак, который привык заниматься материальными вещами, и энергетика камня может показаться ему чужой и несколько холодной. Женщинам-тельцам он помогает обрести любовь и обуздать свой пылкий и страстный нрав. аквамарин

- это оберег для людей, рожденных под знаком Рака. Эти эмоциональные натуры склонны к депрессиям и мнительности. Специалисты-астрологи советуют носить это минерал представителям этого знака, так как он поможет контролировать эмоции и придаст уверенности. Считается также, что украшение с этим самоцветом улучшает ауру, повышает духовность и обаяние личности. гематит

- этот камень считается счастливым минералом для Раков. Представителям этого знака он помогает преодолеть жизненные невзгоды, смягчить тяжелый характер. Быстро восстанавливает баланс жизненных сил. Этот камень служит настоящим талисманом, притягивающим денежный достаток. Хорошо влияет на женское здоровье, помогает при мочекаменных болезнях. лунный камень

Если вы обычный человек и не стремитесь к господству над миром, этот камень привнесет в вашу жизнь гармонию, счастье и большую взаимную любовь. Он наделен свойством менять оттенок в случае вероятной опасности, тем самым, предупреждая и оберегая своего владельца, ему приписывают магические свойства, защищающие от сглаза, темных сил и злых духов, в его власти остановить кровотечение и защитить от серьезных недугов. При этом, попав в руки жестокого хозяина, он усиливает темные стороны его натуры и превращает человека в злого демона. Рубин

Тема: Занятия людей из сказов

За правильный ответ – 7 баллов

– исполнение вещей ручным трудом. Этим любила заниматься Танюшка из сказа «Малахитовая шкатулка». - Рукоделие 

– добыча диких зверей и птиц. В зависимости от целей бывает промысловая – добыча животных ради пушнины и мяса. Это основное занятие Коковани из сказа «Серебряное копытце». - Охота 

– рабочий придающий природному камню требуемую форму и внешнюю отделку. Данила из сказ «Каменный цветок». - Камнерез 

– рабочий по добыче золота. Описывается эта профессия  в сказе «Огневушка – Поскакушка». - Старатель

– выработка ткани на ткацком станке. Основное занятие женщин. Упоминается в сказе «Каменный цветок». - Ткачество

– рабочий, который пасет коров и овец. Работал им Данила из сказа «Каменный цветок». - Пастух 

– изготовление чего-либо из расплавленного вещества. В те времена в основном изготавливали металлические изделия из чугуна. – Литье, литейщик  

– место разработки драгоценного камня, золота. Встречается в сказах «Огневушка – Посакушка» и «Синюшкин колодец». - Прииск 

50 баллов. Рудник – место добычи полезного ископаемого (преемственно руды) открытым или подземным способом. Встречается в сказе «Медной Горы Хозяйка».

50 баллов. Штольня – горизонтальная или наклонная подземная горная выработка с выходом на поверхность для обслуживания подземных горных работ. В сказе «Медной Горы Хозяйка» использовалась для добычи малахита.


Тема: «С уральского на русский». Чтобы передать всю сочность красок уральской природы, П. П.Бажов использует богатство и выразительность русской речи. Певучий уральский говор пронизывает все его сказы. На сцену от отряда приглашаются знатоки уральского говора, которые должны дать лексическое значение предложенных слов (3 чел-ка).  За каждый правильный ответ – 8 баллов


Причтелось – пришлось 
Щегар – горный мастер 
Слышок – слух 
Толмить – твердить 
Тулово - туловище 
Листвянка - лиственница 
Пословные – послушные 
Ремье – лохмотья 
Бассенька – красивая 
Хитник – вор 
Сойкнул – крикнул 
Обуя – обувь 
Обратать – подчинить 
Плести – сплетничать 
Вожгаться – трудиться 
Пимы –валенки 
Запончик – фартук 
Зарукавье – браслет 
Сноровлять – помогать 
Провинка - ошибка 
Скудаться – болеть 
Голк –шум 
Сурьмяной – чёрный 
Балодка – молоток 
Подлеток – подросток 
Помучнеть – побледнеть 
Похаять - осудить 
Мараковать – понимать 
Папора – папоротник 
Пировля – пир 

Подведение итогов.

Ведущая1: - До будущего года пусть сказка не кончается!

Ведущая2: - Пусть все желанья ваши и мечты сбываются! До новых встреч!


Только для старшей группы

1. Назовите имя, отчество Бажова и годы его жизни. (Павел Петрович, 1879-1950 гг.)
2. Где родился и вырос П. П. Бажов? (На Урале, в г. Сысерти.)
3. Каким видом деятельности занимался Бажов, окончив духовное училище? (Стал учителем начальной школы в деревне Шайдурихе, затем учителем русского языка в Екатеринбурге, а потом в Камышлове.)
4. Сколько сказов создал Павел Петрович? (56.)
5. Когда появились в печати первые сказы Бажова: «Хозяйка Медной горы», «Дорогое имячко», «Приказчиковы подошвы», «Про Великого Полоза»? (В середине 30-х годов XX века.)
6. Под какими псевдонимами Бажов публиковал свои сказы? (Ероша Колдунков, Осинцев, Старозаводский, Деревенский; Чипоне, что означало «читатель поневоле».)
7. Какие, по мнению друзей, были два злейших врага у Павла Петровича? (Скромность и застенчивость.)

8. Как связаны между собой сказы Бажова «Коренная тайность», «Иванко Крылатко» и город Златоуст? (Крылатый конек на сабле стал гербом г. Златоуста.)
9. Где, в основном, брал Бажов сюжеты для сказов? (Из года в год летом ездил он по родным местам, добывал «устное речевое золото», про жизнь слушал и во все вникал.)
10. Илье, герою сказа «Синюшкин колодец», в наследство досталось «от отца — руки да плечи, от матери — зубы да речи, от деда Игната — кайла да лопата, от бабки Лукерьи — особый поминок». Что за поминок? (Решето перьев.)
11. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:
«...Змейку с той поры ребята никогда не вызывали. Поняли. что она сама наградой прикатит, если заслужишь, и оба удачливы в своих делах были. Видно, помнила их змейка и черный свой обруч от них золотым отделяла». («Голубая змейка».)
12. Кого так описал Бажов?
«Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как яшерка, побежала по кам-ню-то. Вместо рук-ног — лапы у нее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья». (Хозяйку Медной горы в сказе «Медной горы Хозяйка».)
13. Из какого сказа этот отрывок?
«Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, — видно, ей тесно стало, — пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько». («Огневушка-Поскакушка».)

14. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:
«А зеркала в горе не стало: все осыпалось. Зато у Таютки зеркальце сохранилось. Большого счастья оно не принесло, а все-таки свою жизнь она не хуже других прожила. Зеркальце-то, сказывают, своей внучке передала. И сейчас будто оно хранится, только неизвестно — у кого». («Таюткино зеркальце».)
15. Почему писатель Евгений Пермяк считает, что сказы П. Бажова следует читать вдумчиво, не торопясь? («...Потому что торопливый читатель напоминает верхогляда грибника, который из богатого грибами леса нередко выходит с пустой корзинкой... а Бажов глубоко запахивал зерна своей мудрости».)

Подведение итогов.

Ведущая1: - До будущего года пусть сказка не кончается!

Ведущая2: - Пусть все желанья ваши и мечты сбываются! До новых встреч!