Викторина «По страницам прочитанных произведений»
(для учащихся 8, 9-х классов)
Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся, развить интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам.
Примечание*. Игра рассчитана на две команды.
Реквизит. На столе каждой команды должны быть флажки, право ответа принадлежит той команде, которая первой поднимет флажок. Если звучит ответ вперед флажка, то команда получает штрафное очко.
Ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь.» И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык при помощи литературных произведений.
Прошу всех сосредоточиться. Командам поочередно будут задаваться вопросы.
Разминка.
Вопросы 1-й команде. «Одним словом».
Деятельный член какого-либо коллектива, общества. (Активист.)
Человек, начинающий какое-либо важное дело. (Инициатор.)
Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник.)
Тот, кто работает вместе с кем-нибудь. (Сотрудник.)
Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Попутчик.)
Писатель, создающий произведения для театра. (Драматург.)
Участник восстания. (Повстанец.)
Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела. (Формалист, бюрократ.)
Человек, живущий за чужой счет, за счет чужого труда. (Тунеядец.)
Тот, кто завидует другим. (Завистник.)
Вопросы 2-ой команде. «Что это?»
Вызов по фамилиям, именам с целью проверки: все ли присутствуют. (Перекличка.)
Первые буквы имени и отчества. (Инициалы.)
Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. (Заповедник.)
Памятник в виде сужающегося кверху граненого столба. (Обелиск.)
Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком. (Жест.)
Движение мышц лица, отражающее какие-либо чувства, переживания. (Мимика.)
Жидкое лекарство для приема внутрь. (Микстура.)
Сквозное отверстие, образованное от удара. (Пробоина.)
То, что примешано, добавлено к чему-либо. (Примесь.)
Временное прекращение военных действий. (Перемирие.)
«Знатоки сказок».
Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи? (Джанни Родари «Приключения Чипполино».)
Как звали шакала, слугу тигра Шер-Хана, из сказки Редьярда Киплинга? (Шакал Табаки.)
Сколько путешествий совершил Гулливер, герой книги Джонатана Свифта? (Восемь.)
Кто был по профессии Лемюэль Гулливер? (Врач-хирург.)
Как звали трех толстяков из повести-сказки Ю.Олеши «Три толстяка»? (Имен не имели.)
Назовите автора и название сказки, которая начинается так:
За горами, за лесами
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Петр Павлович Ершов «Конек-Горбунок».
Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?
Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
Ведущий. Уроки русского языка и литературы окончены и наступила символическая перемена. На переменах вы, как правило. Двигаетесь, и я предлагаю игру, кто быстрее отгадает загадку, тот и выиграет.
Отгадай загадку!
Без огня горит,
Без крыльев летает,
Без ног бежит. (Земля.)
Чем больше из неё берут,
Тем больше она становится. (Яма.)
Когда он нужен его выбрасывают,
Когда не нужен поднимают. (Якорь.)
Сверху – дырка, снизу – дырка,
Посередине – вода. (Самовар.)
Ведущий. Когда-то основная часть населения жила в деревнях. Да и сейчас нет такого человека, который там хоть раз не побывал. А как возникло само слово «деревня»? Какова этимология этого слова, т.е. происхождение?
(От слов: деру, драть; перед строительством нового поселения землю расчищали от деревьев, выдирали их.)
Этимологический конкурс. (На выполнение 1 мин.)
Звучит музыка.
Ведущий. Сейчас вам будут прочитаны по одному стихотворному отрывку, а вы должны будете определить, каким историческим событиям они посвящены и из какого литературного произведения.
Историческая справка.
Куда ты ведешь нас?.. Не видно ни зги! - …
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
(К. Рылеев «Иван Сусанин».)
2. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…
(А.С. Пушкин «Медный всадник».
Строительство Петербурга Петром I.)
Ведущий. И вновь перемена. Вы должны очень быстро ответить на ряд вопросов. Победит команда, ответившая на большее количество вопросов.
Титан, державший на своих плечах небесный свод. (Атлант.)
Лошадь для поэта. (Пегас.)
Царь острова Итака, герой Троянской войны. (Одиссей.)
Сказка о пользе коллективного труда. (Репка.)
Титан, похитивший огонь с Олимпа. (Прометей.)
Изречение, цитата перед произведением. (Эпиграф.)
Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана. (Садко.)
Как звали богиню любви в греческой мифологии? (Афродита.)
Конкурс знатоков ударений.
Слова записаны на доске в два столбика, по одному участнику из команды приглашаем расставить ударения. А с остальными играем в следующую игру.
Агент мельком
Гусеница мусоропровод
Торты вахтер
Балуюсь щавель
Кухонный звонит
Тефтели квартал
Конкурс знатоков поговорок.
В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать почем фунт лиха.)
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодиться воды напиться.)
Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.)
О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глаза продирает. Кто рано встает, тому Бог дает.)
«Герои литературных произведений».
Какой эпиграф взял Н.В. Гоголь для комедии «Ревизор»? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)
Кто из литературных героев не отличал ямб от хорея? (Евгений Онегин).
Назовите настольную книгу Хлестакова? (Не было.)
Назовите произведение А.С. Пушкина, в котором он не дал имени своим главным героям? («Сказка о рыбаке и рыбке»: старик, старуха.)
Где похоронен Л.Н. Толстой? (В Ясной Поляне.)
На какие произведения А.С. Пушкина написаны оперы? («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Дубровский», «Борис Годунов», «Каменный гость».)
«Закончи строки».
Вам предлагается вспомнить и назвать откуда эти строки.
Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился.
(«Сказка о царе Солтане».)
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
(«К Чаадаеву».)
Открой мне всю правду, не бойся меня,
В награду любого возьмешь ты коня.
(«Песнь о вещем Олеге».)
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!»
(«Узник».)
Ведущий. Что объединяет все строки этого конкурса? (Эти строки принадлежат перу А.С. Пушкина.)
Заключительное слово Ведущего.
И в заключение приведу любопытный факт. Американские исследователи поставили эксперимент в одном большом женском католическом монастыре США. Они нашли и проверили школьные сочинения пожилых монахинь. Так вот, те матушки, чьи детские сочинения отличались большей сложностью предложений, изощренностью синтаксиса, стиля и мысли, в 90% не страдали старческим слабоумием, в отличие от монахинь, чей детский стиль был примитивным и малограмотным. То есть, грубо говоря, плохо учась в школе, вы не развиваете свой мозг, и он изменяет вам гораздо быстрее!
Настоящее исследование представляет собой лишь простое подтверждение давнего наблюдения, что люди интеллектуального труда живут дольше других категорий населения. Так что, интенсивная учеба тренирует мозг, и тем самым вы продлеваете свою активную умственную деятельность.
5